Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право недропользования (понятие, виды, порядок предоставления в пользование).




Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственной собственностью.

Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

     Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы – товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.

Недропользование – правовой институт горного права. В субъективном смысле: недропользование – право конкретного лица пользоваться недрами, полученными им в установленном порядке. В объективном смысле: правовой институт горного права, нормы которого регулируют отношения, возникающих по поводу использования и охраны недр.

В соответствии со ст.6 «О недрах» (виды пользования недрами) недра предоставляются для:

1) регионального геологического изучения, работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, иные работы, проводимые без существенного нарушения их целостности;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (ПИ);

3) разведки и добычи ПИ, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, стандартно-оздоровительное и иное значение; сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В пользование предоставляются участки недр в виде горного отвода (для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геолог. отвода (для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр.).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В отношении общераспространённых полезных ископаемых все решает местное законодательство. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Лицензия может предоставляться на основании аукциона.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты гос. регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции с даты вступления такого соглашения в силу.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

- геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геолог. изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ;

- добычи ПИ - на срок отработки месторождения ПИ, обеспечивающий рациональное использование и охрану недр;

- добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

- добычи ПИ на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а так же для образования особо охраняемых геолог. объектов и иных целей.

Общераспространенные полезные ископаемые могут разрабатываться для народно-хозяйственных нужд (промышленным способом) и для нужд собственников земли и землепользователей, на землях которых они залегают (непромышленным способом).

Согласно ст. 18 ФЗ «О недрах» порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 

 

22Понятие, состав и особенности правового режима земель специального назначения. Правовой режим земель транспорта и энергетики.

Землями специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. (ст.87 ЗК) Земли специального назначения имеют «ленточную» форму расположения под линейными сооружениями (земли транспорта, охранные зоны подземных кабелей связи и др.) или расположены компактно – так называемые площадные (традиционные) земельные участки. Особенности правового режима каждого вида земель специального назначения устанавливаются ЗК РФ (ст. 88-93) и учитываются при проведении зонирования территорий. Землями транспортапризнаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (ст.90 ЗК). В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог могут передаваться в аренду для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок при условии соблюдения требований безопасности движения.

Земли автомобильного транспорта. К землям морского, внутреннего водного транспорта относятся земельные участки, предоставленные в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта: размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы. Земельные участки воздушного транспорта предоставляются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта (аэродромов, аэропортов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос). К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, предоставленные для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для их эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (ст.89 ЗК) Система электрических линий состоит из воздушных (надземных) линий, подземных (подводных) кабелей, опор воздушных линий, зданий, дорог, специальных сооружений и устройств по обслуживанию линий. Трассы электросетей, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, границ севооборотов. Правительство РФ в 2003г. утвердило Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.

 

31Водопользование для питьевого и хозяйственно бытового назначения. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей. В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту. Согласно ст.9 Водного кодекса: Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены ДОГОВОРом ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Водное законодательство классифицирует право водопользования на несколько видов с различным правовым режимом в соответствии с Целями водопользования: водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей. Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.43) должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением. Статья 3 Водного кодекса закрепляет приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов; Органы государственной власти Российской Федерации в области водных отношений определяют порядок резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;(ст.24) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений резервируют источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.25) в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются. Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. Водоохранная зона (ст.65)— территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Прибрежные защитные полосы — территории, которые устанавливаются в границах водоохранных зон, примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

 

33Государственные органы управления водным фондом специальной компетенции. Государственный водный реестр. Общее государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется: а) органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления); б) органами специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ и находящиеся в его ведении Федеральные службы и агентства, их территориальные органы межрегионального уровня в каждом федеральном округе и регионального и межрегионального уровней в каждом субъекте РФ). Ведомственное управление землями водного фонда осуществляется соответствующими министерствами по различным отраслям экономики (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору и т.д.). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Компетенция: Министерство природных ресурсов Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в правительство России проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов президента России и правительства России по следующим вопросам: геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов; использование и охрана водных объектов; эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности; охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания; особо охраняемые природные территории; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана атмосферного воздуха; обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Государственный водный реестр — систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах

35. Понятие, принципы и виды права водопользования. В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 Водного кодекса использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В качестве примеров водопользования можно привести самые разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д. Водное законодательство признает в качестве водопользования не все случаи использования воды. Законодательство различает понятия «вода» и «воды. «Воды» — вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах. В отличие от понятия «воды», понятие «вода» представляет собой изъятое из природной среды вещество, не находящееся в водном объекте. Вода может находиться в резервуаре, каких-либо иных емкостях, водопроводных трубах, разлита в бутылки и т.п. Статья 5 ВК предусматривает, что отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским и иным законодательством РФ. Что же касается отношений по поводу «вод», находящихся в природной среде, в водных объектах, то такие отношения регулируются водным законодательством и рассматриваются в качестве водопользования. Существует и иное ограничение. Статья 5 ВК устанавливает, что отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства РФ. Речь идет о воде в составе атмосферного воздуха в виде паров или ледяных кристаллов, являющейся составной частью почв, растительных или животных организмов и т.п. Эта вода не может быть обособлена, индивидуализирована и в силу этого быть объектом права водопользования. Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному водопользователю. Виды права водопользования Водный кодекс предусматривает следующие виды права водопользования: В зависимости от цели использования водных объектов: Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на: 1) совместное водопользование; 2) обособленное водопользование (п.1 ст. 38 ВК) Совместное водопользование имеет место, когда водный объект предоставляется в пользование нескольким субъектам для одного или нескольких видов использования. Обособленное водопользование может осуществляться: По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: 1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; 2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

 

37 Правовые меры охраны водных объектов. Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ). В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды. Водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов но охране вод. - Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. - Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод (ст. 106). При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается: - осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; - производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние; - осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов. Запрещается ввод в эксплуатацию: - хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов; - водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод; - водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов. -. Министерством природных ресурсов РФ для водопользователей устанавливаются лимиты водопользования, т.е. предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени - В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ). - Существенной чертой правовой охраны вод является установление водоохранных зон водных объектов. Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны.

39Понятие леса. Классификация лесов. Право собственности на лесные участки. Понятие леса является базовым, основным для лесного законодательства. В ст.5 Лесного Кодекса РФ от 4 декабря 2006г определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Данное определение более чем не конкретно. Оно подчеркивает только, что лес - это экологическая система, природный ресурс. Не отражается, какие компоненты входят в понятие экологической системы. Кодексом также четко не отмечено, что использование, воспроизводство и защита лесов практически являются составляющими лесных отношений. В соответствии со ст. 1 «Основные понятия» Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: - естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией; Суть леса: 1. под лесом нужно понимать совокупность древесных растений, измененных как в своей внешней форме, так и в своем внутреннем строении под влиянием воздействия их друг на друга, на занятую почву и атмосферу; 2. лес есть не только совокупность растений, но и вместе с ними и животных, т.е. комплекс всего живого, где все составные компоненты взаимодействуют между собой и с окружающей средой, непрерывно изменяясь 3. лес есть явление географическое, на лес надо смотреть еще шире и глубже, а именно как на ландшафт или часть земного пространства вместе с растениями и животными. Понимание леса как природного объекта подчеркивает его не только биологическую, но и правовую неразрывную связь с земельным участком. Ст.6 Лесного Кодекса РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти земли располагаются. В ст.10 ЛК РФ «Подразделение лесов по целевому назначению» леса подразделяются на три составные части: защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. В юридическом отношении целевое назначение лесов – это правовой режим, который определяется на основе принадлежности лесов к определенному виду и разрешенному использованию в соответствии с лесохозяйственными регламентами. Отнесение лесов к защитным и эксплуатационным осуществляется в соответствии со статьей 12 ЛК РФ, а к резервным – статьей 109. К защитным лесам относятся леса, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Эксплуатационными лесами признаются леса, которые осваиваются в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Резервные леса – это леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд. Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов определяются в различных правовых актах. К ним относятся сам ЛК РФ и ряд других федеральных законов, а также связанные с ними различные подзаконные акты. Среди них особую роль должны играть лесохозяйственные регламенты, которые применительно к каждому лесничеству и лесопарку (на их территориях располагаются леса всех видов) определяют виды и параметры разрешенного использования. Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает ипрекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

 

 

40Государственные и территориальные (лесничества, лесопарки) органы управления лесами. Государственный лесной реестр. В 2004 г. была проведена реформа федеральных органов исполнительной власти, следствием которой (в том числе) стало создание Федерального агентства лесного хозяйства, находящегося в ведении Министерства природных ресурсов РФ. В соответствии с Положением об агентстве оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. В 2008 г. произошла очередная реформа федеральных органов исполнительной власти. Федеральное агентство лесного хозяйства передали в Министерство сельского хозяйства РФ. У Росприроднадзора остался контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, однако большая часть контрольных полномочий в этой сфере деятельности отошла к органам государственной власти субъектов РФ. Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства предусматривают: - установление возрастов рубок; - рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий; - контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области лесных отношений, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции; - отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков и установление их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установление их границ; - разработку и утверждение лесных планов субъектов РФ в случае, когда осуществление указанных полномочий не передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ; - проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; - организацию и обеспечение в лесах, расположенных на землях лесного фонда, лесопатологического мониторинга и лесного семеноводства; - осуществление государственной инвентаризации лесов; -определение количества лесничеств, лесопарков, устанавливание их границ; -направление материалов о нарушении лесного законодательства Российской Федерации в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) поселений, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

.

38.Ответственность за нарушение водного законодательства. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. УК РФ содержит несколько статей, которые имеют прямое отношение к водным правонарушениям (преступлениям). Это "Загрязнение вод" (ст. 250 УК РФ), "Загрязнение морской среды" (ст. 252 УК РФ), "Незаконная добыча водных животных и растений" (ст. 256 УК РФ. По статье 247 УК РФ установлена ответственность за нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами, которые выражаются в производстве запрещенных видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами - с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются более жесткими мерами уголовной ответственности. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен ряд административных проступков, наносящих вред водным ресурсам. Они содержатся в ст. 7.6-7.8, 7.10, 8.10, 8.13-8.15, 8.16-8.18. Это: - самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6); - повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7); - самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8); - самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10); - нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12); - нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); - нарушение правил водопользования (ст. 8.14); - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15); - нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17); - нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18). Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо в судебном порядке в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе и водного законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Суд может возложить на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам, предъявляются уполномоченными государственными органами исполнительной власти (в частности Росприроднадзором), или же органами санитарно-эпидемиологического надзора. Методики исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения водного законодательства, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

 

350. 36. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора и на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.В соответствии со ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осущ-ся на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Предоставление водного объекта на основании одного из указанных документов зависит от цели использования такого объекта. Как правило, права на водные объекты приобретаются для организации спорта, туризма, отдыха, в том числе обустройство пляжей, стр-во необходимых для этого сооружений и т.п.Исходя из указанного и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 ВК РФ, использование акватории водных объектов, в том числе для осуществляется на основании договора водопользования. При этом согласно ст. 50 ВК РФ под использованием водных объектов для рекреационных целей понимается отдых, туризм, спорт, а также проектирование, размещение, строительство, реконструкция, эксплуатация зданий, строений, сооружений для указанных целей, в том числе для обустройства пляжей. Т.о. для использования водного объекта в соот-вии с указанными целями, необходимо заключить договор водопользования. По договору водопользования одна сторона - орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Согласно п. 1 ст. 16 ВК РФ договор водоп-ния закл-ся в соотв-вии с гражд. Зак-вом, если иное не предусмотрено ВК РФ.П. 2 ст. 16 ВК РФ и п. 1 Постановления Пр-ва РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение к-го приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» предусмотрено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в след. случаях:1. если дог-ром водопользования предусм- тся разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных ср-в, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусм-щих иное обустройство акватории водного объекта, в соот-вии с водным закон-вом и закон-вом о градостроительной дея-ти.2. если имеется несколько претендентов на заключение такого договора. В случае, если проведение аукциона для предоставления водного объекта в пользование не требуется, то заключение договора водопользования осущ-ся в соот-вии с Правилами, утв-ными постановлением Прав-ва РФ от 12.03.2008 № 165.В случае, если проведение аукциона необходимо, то заключение договора водопользования осущ-ся в соот-вии с Правилами, утв-ными постановлением Прав-ва РФ от 14.04.2007 № 230.Вместе с тем, если исп-ние водного объекта предполагает также осущ-ие таких мер-ий как:

• размещение стационар и (или) плавучих платформ и искус-ных островов;• размещение и строит-во гидротехн. сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммун-ий;• проведение взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

• отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов,, то нужно заключить д-р водопользования и получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

34Государственный контроль за использованием и охраной вод. Под государственным надзором в области использования и охраны водных объектов (ст.36 Водного кодекса) понимаются деятельность уполномоченных ФОИВ ОИВС РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, ОМСУ, а также ЮЛ, их руководителями и иными д/лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю на водных объектах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства утверждено ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ. Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения: а) требований к использованию и охране водных объектов; б) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в) иных требований водного законодательства. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, - в отношении федерального государственного контроля и надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении регионального государственного контроля и надзора, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Внеплановые проверки проводятся в случае: проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства; получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений водного законодательства. Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечивать должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов и должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

32Объекты и субъекты водных правоотношений. Право собственности на водные объекты. Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ. Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, или его часть. Виды водных объектов: - поверхностные водные объекты – это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, которое имеет границы, объем и черты водного режима. Состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Среди поверхностных водных объектов выделяют: а) поверхностные водотоки и водохранилища на них – это реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов; б) поверхностные водоемы, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена – озера, водохранилища, болота и пруды; в) ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности – и снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части; - внутренние морские воды – морские воды, которые расположены в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ; - территориальное море РФ - подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, которое имеет границы, объем и черты водного режима: а) водоносный горизонт – воды, которые сосредоточены в трещинах и пустотах горных пород и которые находятся в гидравлической связи; б) бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, которые расположены в недрах; в) месторождение подземных вод – часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; г) естественный выход подземных вод – выход подземных вод на суше или под водой; водные объекты общего пользования, т. е. те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании; - водные объекты особого пользования, т. е. те, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Субъектами водных отношений являются: РФ (ОГВ); субъекты РФ; МО (ОМСУ); водопользователи (граждане и ЮЛ, которым водные объекты предоставлены в пользование). Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд или для осуществления предпринимательской деятельности. ПС на водные объекты (ст. 8) 1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. 2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на ПС субъекту РФ, МО, ФЛ, ЮЛ, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, МО, ФЛ, ЮЛ, если иное не установлено ФЗ. 3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. 4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. 5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. 6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют: Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, а также морей или их отдельных частей; Орган исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ; Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования

 

41Государственная инвентаризация лесов. Лесохозяйственный регламент Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы государственной инвентаризации лесов, следующие: ст. 90 Лесного кодекса РФ, Приказ Федерального агенства лесного хозяйства от 06.06.2011 №207 « Об утверждении Порядка провеления государственной инвентаризации лесов» Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики. Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях обороны, особо охраняемых природных территорий, осуществляется по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответственно. Проводится в целях: ● своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; ● оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; ● информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора. Государственная инвентаризация лесов включает в себя: 1) проверку состояния, определение количественных и качественных характеристик лесов с использованием математико-статистического выборочного метода наблюдений, который заключается в закладке постоянных пробных площадей, проведении измерений на них, обработке полученных данных; 2) выявление и учет изменений в состоянии лесов, произошедших в результате негативных воздействий, а также причин произошедших изменений, на основе анализа разновременных аэрокосмических снимков, отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении, данных лесопатологического мониторинга, данных мониторинга пожарной опасности в лесах, данных изучения радиационной обстановки в лесах; 3) оценку эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов путем выборочного натурного обследования лесных участков, на которых указанные мероприятия осуществлялись в предшествующем году, анализа отчетных данных и данных лесного плана субъекта Российской Федерации, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов и лесной декларации; 4) информационное обеспечение органов государственной власти, осуществляющих функции управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также органов государственной власти, уполномоченных в области государственного лесного контроля и надзора, путем предоставления обобщенных данных государственной инвентаризации лесов. Результаты, полученные по итогам проведения государственной инвентаризации лесов, направляются в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие функции управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в органы государственной власти, уполномоченные в области государственного лесного контроля и надзора. Лесохозяйственный регламент в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: 1.виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; 2. возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3. ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; 4. требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Во введении к лесохозяйственному регламенту указываются: основание для разработки, срок действия разрабатываемого регламента, сведения о его разработчике, перечень законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно-технических, методических и проектных документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент. Информация лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на срок не менее 30 дней с момента разработки. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний заказчик в течение 30 дней организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.

 

 

43. Заготовка древесины. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд. Согласно ст.29 Лесного кодекса РФ Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) Граждане, ЮЛ в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Заготовка древесины гражданами и юридическими лицами осуществляется на основе договоров аренды лесных участков. Если ФЗ допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными  учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Статья 30 Лесного Кодекса РФ посвящена заготовке древесины гражданами для собственных нужд. Так, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. В данном случае к ним не применяются положения статьи 29 ЛК РФ (заготовка древесины). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.

 В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд в соответствии с порядком и нормативами заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

 

 

45.Охрана и защита лесов. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана – от пожара, загрязнения, Защита – от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами МСУ пределах их полномочий, определенных ЛК. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ст.52-53 ЛК). В целях обеспечения ПБ – оборудавание построек, рвов. Создание и содержание систем противопожар. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов;) прием и учет сообщений о лесных пожарах. Разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара. Особой охране подлежат редкие виды лесов и животных. Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с ЛК, ФЗ 1994 года "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" и ФЗ 1994 "О пожарной безопасности". Защита лесов (ст.54-60 ЛК) направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с ФЗ "О карантине растений". В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: лесозащитное районирование; лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); установление санитарных требований к использованию лесов. В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания.

 

 

47.Право собственности на животный мир. Понятие и виды права пользования животным миром. Животный мир – совокупно










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...