Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности оборота земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения.




К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал ЮЛ свою долю или распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правила о преимущественном праве приобретения доли в праве общей долевой собственности. Участник долевой собственности вправе передать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в доверительное управление. В случае, если участников общей собственности более пяти, правила ГК применяются с учетом особенностей, установленных ФЗ. Одной из таких особенностей является упрощенный порядок извещения участников общей долевой собственности о предстоящей возмездной сделке с долей в праве общей собственности. Участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу. Особенностью оформления указанных сделок также является предусмотренное Федеральным законом преимущественное право субъекта РФ или органа местного самоуправления на покупку отчуждаемой доли в праве общей собственности, если другие участники откажутся от реализации аналогичного права. В случаях, когда остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме или опубликования указанного сообщения откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с указанием цены и других существенных условий договора независимо от количества участников долевой собственности. Если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления откажется от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения либо не уведомит продавца о намерении приобрести ее в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме, продавец вправе в течение года продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении. Для продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение в письменной форме по вышеизложенным правилам. Выдел земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения участник долевой собственности обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и размера компенсации остальным участникам долевой собственности в случаях, установленных ст. 13 Федерального закона.. В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности или опубликования сообщения не поступят возражения от участников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации в случаях, установленных ст. 13 Федерального закона, считается согласованным. Определение порядка владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности. Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Уведомление участников долевой собственности о предстоящем собрании проводится не менее чем за месяц до даты его проведения в письменной форме под расписку и (или) путем опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. При условии надлежащего уведомления общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 процентов участников долевой собственности. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих на собрании участников долевой собственности и оформляется протоколом. Протокол подписывается всеми присутствующими участниками долевой собственности. Договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу Федерального закона, должны быть в течение двух лет со дня вступления его в силу приведены в соответствие с правилами ГК и п. 2 ст. 9 Федерального закона. Данным пунктом урегулирован порядок заключения договоров при множественности лиц на стороне арендатора. В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с одним из них, действующим на основании доверенностей, выданных ему другими участниками долевой собственности

 

259. 18. Понятие и состав земель с/х назначения. Фонд перераспределения земель. Субъекты права пользования землями с/хН. Землями с/хН признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для этих целей. Таким образом, земли в черте поселений (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и т. п. в населенных пунктах) не относятся к землям с/хН и, следовательно, на них не распространяются правила, например, об обороте земель с/хН. В состав земель с/хН могут входить различные земельные участки: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями; земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений; земли, занятые замкнутыми водоемами; земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. 1.2 Особенности использования сельскохозяйственных угодий Регулированию использования этих земель посвящена ст. 79 ЗК РФ. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Этот приоритет выражается в том, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель с/хН более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.. Земельный кодекс специально не выделяет мелиорированные земли в составе земель с/хН, однако использование этих земель имеет свои особенности, определяемые Федеральным законом "О мелиорации земель". Например, строительство на мелиорированных землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на этих землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорированных землях должна осуществляться в соответствии с требованиями специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель (ст. 30).Особенности оборота сельскохозяйственных земель устанавливаются специальным законом. 1.3 Фонд перераспределения земельВ составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель, предназначенный для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными. Образование фонда перераспределения земель было предусмотрено ранее действовавшим законодательством: Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. "О земельной реформе" и Указом Президента РФ от 27 декабря 1991г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". В этот фонд были включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Фонды перераспределения земель создаются на уровне района. В соответствии с ранее принятыми нормативными актами за счет земель фонда перераспределения выделялись земельные участки не только гражданам, создающим крестьянские (фермерские) хозяйства (в том числе военнослужащим, уволенным в запас), но и казачьим обществам, беженцам и вынужденным переселенцам. При отсутствии претендентов на получение земельных участков из фонда перераспределения для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства и т. п. земли этого фонда могут быть предоставлены другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или в краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости. Субъекты; В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли с/хН используются различными субъектами: гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями, а также казачьими обществами и общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Указанные субъекты используют земли с/хН как для собственно сельскохозяйственного производства (товарного и нетоварного, для личного потребления), так и для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. В ряде случаев именно правовой статус соответствующего субъекта или характер его деятельности оказывает влияние на правовой режим используемого земельного участка.

260.

261.

262.

263.

264.

265.

266.

267.

268.

269.

270.

271.

272.

273.

274. 16. Права граждан на землю для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.Каждый гражданин РФ имеет равные возможности получить (приобрести) земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (помимо хозяйства при доме), для другой предпринимательской деятельности, для садоводства или огородничества. Но право у гражданина на конкретный участок, его размеры и место расположения возникает не произвольно, а при соблюдении определенных условий и в порядке, установленном законодательством РФ или субъектов Федерации для каждого вида пользования землей. Содержание конкретных прав и обязанностей тех или иных пользователей земельных участков (в том числе и домовладельцев) зависит не только от того, для какой цели они предоставляются данному гражданину, но и от юридических оснований получения (приобретения). Эти основания называются титулом пользования. По закону (ст. 15, 20—24 ЗК РФ) их может быть несколько: получение земли на праве частной собственности, праве пожизненного наследуемого землевладения, постоянного (бессрочного) землепользования, аренды, безвозмездного временного пользования, не являющегося арендой. Законодательство предоставляет возможность гражданину выбрать любой из названных титулов, хотя предпочтительнее для себя каждый обычно считает право собственности. Решение о предоставлении земельного участка данному гражданину выносит местная администрация в соответствии с ее компетенцией, установленной федеральным законом или законом субъекта РФ. Это решение служит основанием для последующей выдачи земельных документов гражданину, свидетельствующих о его правах на земельный участок, отвода участка в натуре (на местности), государственной регистрации права пользования землей на определенном титуле. Без этих документов (или при несвоевременном их оформлении) право гражданина может оказаться сомнительным и оспариваемым. Не исключено одновременное обладание земельными участками на нескольких титулах. Частная собственность граждан на землю при доме или за его пределами может быть нескольких видов: индивидуальная собственность граждан; общая совместная, т. е. без определения Долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности; долевая собственность, образуемая при выделении в натуре (на Местности) конкретных долей земельных участков, принадлежащих каждому владельцу.. Статьи 80, 81 ЗК РФ дают право гражданам, на проживающим в городах и поселках, на получение в собственность или аренду земельных участков для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства. Предельная норма предоставления таких участков устанавливается местной администрацией, а конкретные размеры предоставляемых участков зависят как от размеров возводимых строений, так и от количества членов семьи заявителя и условий данной местности. Участки предоставляются, как правило, в собственность бесплатно при условии, если площадь предоставления не превышает предельную норму. Граждане, получившие земельные участки для индивидуального жилищного строительства, обязаны оформить договор застройщика с местными органами жилищного хозяйства.. Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального или коллективного садоводства и огородничества (соответственно как при жилом доме, так и за его пределами). Правовой режим этих земель, предоставляемых гражданам в городах, по сравнению с режимом в сельской местности имеет следующие особенности:— перспективное целевое назначение участков, выделяемых для личного подсобного хозяйства, определяется генеральным планом или проектом планировки и застройки города, поселка; по мере необходимости они могут изыматься (выкупаться) местной администрацией для использования в соответствии с этим целевым назначением;— возведение на указанных участках капитальных строений и сооружений должно согласовываться с органами городского жилищного хозяйства и архитектуры; предельные размеры предоставления участков устанавливаются городской, поселковой администрацией с учетом требований и условий генплана (проекта планировки и застройки).Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности и в городах (поселках) граждане имеют право использовать для возведения жилых и хозяйственных построек и сооруже­ний и для производства сельскохозяйственной продукции. Однако эта деятельность должна быть согласована с требованиями проектов планировки и застройки (генплана) и проекта земельно-хозяйственного устройства города. Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, могут быть изъяты (выкуплены) для использования в соответствии с генпланом или проектом планировки и застройки города (поселка).Земельные участки под огородами могут находиться у граждан, объединившихся в огородное некоммерческое объединение, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользова­ния, аренды или срочного пользования в зависимости от того, на каком праве в данной конкретной зоне может находиться земельный участок. Индивидуальные земельные участки под огороды могут предоставляться органом местного самоуправления из свободных городских земель, а также и предприятиями, организациями и учреждениями города (поселка) из предоставленных им, но временно не используемых земель в срочное пользование.

 

275.

276.

277.

278.

279.

280.

281.

282.

283.

284.

285.

286.

287.

288.

289.

290.

291.

292.

293.

294.

295.

296. 14. Государственный и муниципальный земельный контроль.Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель. Выделяют 4 вида контроля:1.государственный; 2.муниципальный; 3.общественный; 4.производственный. Государственный земельный контроль. Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием. При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ. Органы, осуществляющие государственный земельный контроль: 1.должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. 2.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль: 1) за выполнением обязанности по рекультивации земель; 2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель; 3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений; 4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. 3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности: 1)за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления; Конечным результатом этой функции является: 1.выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства; 2.исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства; 3. привлечение виновных лиц к административной ответственности. Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2видов: плановые и внеплановые проверки. Юридическими фактами для проведения проверок являются: 1.планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);·в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года; в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации. 2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства; 3.сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства; 4. акты судебных органов. Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца. При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”. Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля. Муниципальный земельный контроль. Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный земельный контроль. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

 

297.

12. Плата за землю. Использование земли в РФ является платным (п. 1 ст. 65 ЗК). В ст. 65 ЗК конкретизируется принцип платности землепользования, установленный п. 7 ст. 1 ЗК в качестве основного из принципов земельного законодательства. Принцип платности использования земли имеет целью стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышения плодородия почв, уменьшить разницу в социально-экономических условиях хозяйствования в разных регионах, на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах. Зем зак-во РФ в качестве форм платы за использование земли предусматривает земельный налог и арендную плату (хотя правовая природа этих платежей различна: арендная плата - результат добровольного соглашения участников договора, налог - обязательный безусловный платеж, взимаемый государством с собственников, владельцев и пользователей земли, его размер устанавливается компетентными органами, льготы устанавливаются только законом). Законом установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Законом о плате за землю и нормативными правовыми актами по применению этого закона установлены льготы по налогу. От земельного налога полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия и граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, народными художественными промыслами; научно-исследовательские учреждения сельскохозяйственного профиля; учреждения искусства, образования, здравоохранения и проч.; получившие нарушенные (требующие рекультивации) земли для сельскохозяйственных нужд на первые 10 пользования; участники ВОВ (ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»); инвалиды 1 и 2 гр. чернобыльцы и пр.; ВУЗы; впервые образующие фермерские хозяйства на пять лет и другие субъекты землепользования -всего 24 категории. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается налог с площади, переданной в аренду. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Органы мест.самоуп-ния имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на опред. срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от его уплаты начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, даже если это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится с месяца, следующего за месяцем утраты этого права. В случае перехода в течение года права собственности, права пожизненного (наследуемого) владения или права постоянного бессрочного пользования земельными участками от одного плательщика к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января текущего года по месяц, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок. На земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем) открытия наследства считается день смерти наследодателя, при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя. Второй формой платы за использование земли является арендная плата, которая вносится арендаторами (субарендаторами) в соответствии с условиями договора аренды (субаренды). Если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в договоре аренды сторонами самостоятельно, но с учетом обязательных правил, регулирующих порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения. В зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) - такие правила устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Указанные требования не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (они вправе определять условия договора самостоятельно).

298.

299.

300.

301.

302.

303.

304.

305.

306.

307.

308.

309.

310.

311.

312.

313.

314.

315.

316.

317.

318.

319.

320.

321.

322.

323.

324.

325.

326.

327.

21.Понятие и состав земель населенных пунктов. Зонирование территорий. Пригородные зоны. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юрид. лицам (ст.83 ЗК). Правовой режим земельных участков из земель поселений зависит от его принадлежности к определенной территориальной зоне. В составе земель поселений предусмотрены несколько территориальных зон (ст.85 ЗК): 1. Жилые зоны предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами социального, культурно-бытового и иного назначения. 2. Общественно-деловые зоны предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами. 3. В состав производственной зоны входят земельные участки, предназначенные для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными используемыми для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. 4. Зоны инженерных и транспортных инфраструктур включают земельные участки, предназначенные для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры и др. 5. Рекреационные зоны заняты городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами. К этим зонам также относятся иные территории, предназначенные и используемые для отдыха граждан и туризма. 6. Зоны сельскохозяйственного использования заняты пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения и используются в целях ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. 7. Зоны специального назначения выделяются для кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с функционированием других видов территориальных зон городских и сельских поселений. 8. Зоны военных объектов предназначены для размещения войсковых частей, под военные лагеря, стрельбища, полигоны, аэродромы и других целей, связанных с нуждами обороны. На территории зон военных объектов могут располагаться и организации оборонного комплекса. 9. Иные территориальные зоны.Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Пригородные зоны (ст.86 ЗК). Для нормального функционирования деятельности городов создаются специальные зоны, призванные обеспечивать благоприятную среду обитания и необходимый уровень обслуживания городского и сельского населения. Такие зоны называются пригородными. Отличительной чертой таких земельных территорий является то, что эти земли не входят непосредственно в земли населенных пунктов, не находятся в прямом административно-правовом подчинении населенного пункта (города), но, при этом, составляют с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию, хотя и находятся за пределами черты городских населенных пунктов. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных населенных пунктов. Размер, режим и конфигурация пригородной зоны определяются количеством и составом населения города, уровнем развития промышленности, деловой активности, а также необходимостью обслуживания разнообразных нужд города. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города, леса, лесопарки, загородные парки, садоводческие товарищества, водоемы и пляжи, дачи, сады, различные туристические базы отдыха, аэропорты, пристани и транспортные сооружения. Этот перечень не является исчерпывающим. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и С.-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения утверждаются и изменяются федеральными законами. Таким образом, природоохранные зоны имеют особое значение в «жизни» любого населенного пункта, а основной целью создания пригородных зон является охрана условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений и животных.

 

 

23.Недра как объект горного права (понятие недр, полезные ископаемые, фонд недр). Государственные органы управления недрами специальной компетенции.Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубины, доступных для геологического изучения и освоения. Недра являются объектом горных правоотношений - это отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, они регулируются Законом РФ 1992 "О недрах". Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д. Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»). В целях обеспечения потребностей РФ в стратегических видах полезных ископаемых формируется федеральный фонд резервных участков недр, которые не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр. Осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: - порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр; - порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса; - порядок переоформления лицензий на пользование участками недр; - классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых; - методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых; - региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. Для осуществления возложенных полномочий Министерство природных ресурсов и экологии может образовывать в установленном порядке свои территориальные органы. В министерстве создаются структурные подразделения по различным направлениям деятельности. Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства по недропользованию: министр утверждает ежегодный план и показатели деятельности и отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сферам их деятельности; дает поручения и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федеральной службы и др. Полномочия:-участие в осуществлении контроля объемов добытого и подлежащего разделу минерального сырья, передаваемого государству и в собственность инвестора; -осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования недрами; - участвует в разработке проектов федеральных законов об участках недр и месторождениях; - участвует в подготовке предложений по включению участков недр и месторождений в перечни участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере недропользования. Это агентство находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования функции по контролю надзору в сфере природопользования, в том числе и недропользования. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - орган гос. горного надзора.

328.

329.

330.

331.

332.

333.

25Основные требования по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды. Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.        Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»): - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования; - обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр; - проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; - обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов; - охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений;- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод); - предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод. Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка допускается с разрешения органов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр. Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 ФЗ «О недрах»). Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку). Баланс содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.      Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы. Государственной регистрации (включению в гос. реестр) подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами. К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ (ст.24), связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

 

 

27Геологический контроль и горный надзор. Государственный геологический контроль – это контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Государственный горный надзор – это контроль за безопасным ведением работ в сфере недропользования. Согласно статье 3 Закона о недрах федеральные органы государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования: - устанавливают порядок осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организуют и осуществляют федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; - устанавливают порядок организации и осуществляют федеральный государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор). Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования закреплены в статье 4 Закона о недрах - организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами (ст.24 Закона о недрах): - Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. - Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. - Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования (ст.35 Закона о недрах) является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст.37 Закона о недрах) Задачи: предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил). Осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственный горный надзор - государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (ст.38 Закона о недрах) Задачи: предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр, установленных законодательством Российской Федерации о недрах и утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартами (нормами, правилами) требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ Государственный горный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, являющимися органами государственного горного надзора, во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, являющимися органами государственного геологического контроля, а также с природоохранными и иными контрольными органами. Органы государственного горного надзора проводят контрольные проверки, формируют предписания по устранению выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный горный надзор, необходимые условия для работы, а также предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по надзору и относящиеся к предмету проверки.

334.

29Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Государство создало достаточно стабильную систему контроля за охраной атмосферного воздуха, которая более или менее обеспечивает ту самую необходимую сохранность атмосферного воздуха. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является предусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22). Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. (ст.23) Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Под государственным надзором (ст.24) в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных законодательством в области охраны атмосферного воздуха, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Производственный контроль (ст.25) за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Общественный контроль (ст.26) за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством об общественных объединениях. актуальной темой современности остается сохранность атмосферного воздуха от вредного воздействия на него человеческой деятельности. Система органов осуществляющих государственный контроль за атмосферным воздухом выглядит следующим образом. Одним из главных органов в данном направлении является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами; выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух и выполняет иные функции необходимые для обеспечения сохранности атмосферного воздуха, выполняет заключения государственной экологической экспертизы, которая проводится в виде проведения экспертного исследования соответствующей документации. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Росприроднадзор осуществляет свои функции во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Помимо указанных органов контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Надзорные функции за деятельностью перечисленных органов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, кроме того, помимо надзора за деятельностью контролирующих органов прокуратура обладает полномочиями непосредственного надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. За защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду и в случае нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха граждане могут обратиться в прокуратуру.

 

30. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (ст.31). Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность. Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха. Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха. Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха содержатся в Уголовном кодексе РФ и КоАП РФ. Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ - Загрязнение атмосферы: 1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, - 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - Административная ответственность КоАП РФ Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - 2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - 3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -

 

 

28Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных выбросов в атмосферный воздух. Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека. Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса. Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Федеральными Законами «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «Об охране окружающей среды» 2002 г. Российская Федерация является участником нескольких международных соглашений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нормативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства. В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий. Объектом правовой охраны является атмосферный воздух, то есть воздух во внешней, открытой среде. Охрана воздуха производственных, административных и иных помещений осуществляется нормами трудового и других отраслей законодательства. Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ). Согласно ст.11 Федерального закона 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него устанавливаются в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов (ст.12): технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

335.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...