Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Надзор прокурора за обеспечением защиты прав и законных интересов граждан при осуществлении производства по уголовному делу.




Надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлени­ем деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем:

1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, следую­щих положений Конст.:

обеспечение прав, свобод граждан РБ является высшей целью государства;

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, за­крепленные в Конституции, законах и предусмотренные между­народными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);

все равны перед законом и имеют право без всякой дискримина­ции на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случа­ях, предусмотренных законом, в интересах национальной безо­пасности, общественного порядка, зашиты нравственности, здо­ровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);

никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону;

государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и досто­инство личности. Ограничение или лишение личной свободы воз­можно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25);

лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную провер­ку законности его задержания,

никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловеч­ному либо унижающему его достоинство обращению или наказа­нию.

никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юри­дической силы (ст. 27);

каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется.

государственные органы, должностные и иные лица, которым до­верено исполнение государственных функций, обязаны в преде­лах своей компетенции принимать необходимыемеры для осуще­ствления и защиты прав и свобод личности;

каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод;

осуществление прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвы­чайного или военного положения в порядке и пределах, опреде­ленных Конституцией и законами.

2. Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:

• проверки обоснованности применения мер процессуального при­нуждения, обысков;

• реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;

• пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.

3. Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:

• создания следственно-оперативных групп, должного взаимодей­ствия следователей и органов дознания;

• обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголов­ных дел, по которым преступники не установлены;

• исключения формального подхода при решении вопроса об ос­вобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной от­ветственности;

• повышения ответственности руководителей следственных подраз­делений органов внутренних дел за надлежащую реализацию сво­их полномочий по осуществлению контроля за своевременнос­тью действий следователей по раскрытию и надлежащему рассле­дованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по кон­кретным делам;

• исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобли­чения преступников;

• повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступле­ний, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;

• принятия своевременных мер по защите процессуальной само­стоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;

• систематического обобщения и распространения положительно­го опыта прокурорского надзора за расследованием преступле­ний.

 

Надзор прокурора за законностью применения мер уголовно-процессуального принуждения.

Меры принуждения в УП делятся на: 1. задержание, 2. меры пресечения (1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу), 3. иные меры принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество).

Задержание -фактическое задержание лица, доставляемого в органы уголовного преследования, и кратковременное содержании под стражей в местах и условиях, определяемых законом.

Средством прокурорского надзора за законнос­тью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИБС, осуществляемые прокурорами.

Прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в ИБС и в помеще­ниях дежурных частей ГО РОВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИБС внезапно и в разное время суток. В ходе проверки прокурор обязан проверять содер­жание арестованных не только в специально отведенных для этого местах.

Прокурор осущ-я надзор должен проверить:

1. Может ли к данное лицо быть задержано (подозрев, обвин, осужд)

2. Наличие оснований к задержанию (по непосредственно возникшему подозрению, на основании постановления органа уголовного преследования; на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного

Соблюден ли срок задержания.

Задержание по указанным выше основаниям может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического за­держания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

Был ли составлен протокол о задержание, наличие обяз реквизитов, подписей.

5. Законность и обоснованность вынесчения постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...