Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Надзор прокурора за обеспечением защиты прав и законных интересов граждан при осуществлении производства по уголовному делу.
Надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем: 1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, следующих положений Конст.: обеспечение прав, свобод граждан РБ является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, зашиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23); никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону; государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25); лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания, никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию. никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27); каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28); неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимыемеры для осуществления и защиты прав и свобод личности; каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод; осуществление прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами. 2. Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем: • проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков; • реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища; • пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств. 3. Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем: • создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания; • обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены; • исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности; • повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам; • исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников; • повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания; • принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений; • систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
Надзор прокурора за законностью применения мер уголовно-процессуального принуждения. Меры принуждения в УП делятся на: 1. задержание, 2. меры пресечения (1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу), 3. иные меры принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество). Задержание -фактическое задержание лица, доставляемого в органы уголовного преследования, и кратковременное содержании под стражей в местах и условиях, определяемых законом. Средством прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИБС, осуществляемые прокурорами. Прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в ИБС и в помещениях дежурных частей ГО РОВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИБС внезапно и в разное время суток. В ходе проверки прокурор обязан проверять содержание арестованных не только в специально отведенных для этого местах. Прокурор осущ-я надзор должен проверить: 1. Может ли к данное лицо быть задержано (подозрев, обвин, осужд) 2. Наличие оснований к задержанию (по непосредственно возникшему подозрению, на основании постановления органа уголовного преследования; на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного Соблюден ли срок задержания. Задержание по указанным выше основаниям может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден. Был ли составлен протокол о задержание, наличие обяз реквизитов, подписей. 5. Законность и обоснованность вынесчения постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |