Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, значение и задачи надзора прокурора за исполнением законодательства.




Надзор за исполнением законов (общий надзор)базовая отрасль прокурорского надзора, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель: осущ-е надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА.

Значение:

1. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач .

2. Надзор за исполнением законов оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, спо­собствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу прово­димых в Республики Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.

3. Общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана с практикой исполнения за­конов. В поле зрения прокуроров находятся тысячи законодательных и подзаконных актов.

4. Своевременное выявление и пресечение наруше­ний законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством ран­него предупреждения преступлений.

5. Прокуроры, осуществляющие свои полномочия в сфере общего над­зора, вместе с другими органами и организациями решают вопросы поли­тического, государственного, экономического, социального, националь­ного и культурного строительства. От активности, инициативы, професси­ональной подготовки прокуроров, осуществляющих общий надзор, много зависит в укреплении законности в государстве, в обнаружении наруше­ний закона и установлении их причин и способствующих этим нарушениям условий.

Два основных направления общего надзора:

§ надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и кон­троля, должностных лиц этих органов

§ надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов, т.е. соответствие их закону

Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением зако­нов состоят:

в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей ин­формацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоя­тельств;

наиболее полном использовании возможностей прокурорского над­зора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

активизации и совершенствовании деятельности органов государствен­ного контроля и правоохранительных органов, направленной на обес­печение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление за­конности и правопорядка, путем проведения прокурорских прове­рок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях;

более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответ­ственности за совершение правонарушений, привлечении к установ­ленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;

доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлече­нию к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должно­стей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, по­требностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и орга­ны, обладающие правом законодательной инициативы. При этом ни­жестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности ру­ководителей органов, издающих правовые акты и совершающих дру­гие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.

В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый про­курорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением спе­циальных предупредительно-профилактических мероприятий.

Основные требования, предъявляемые в настоящий период к проку­рорскому надзору за исполнением законов, - это повышение его эффек­тивности, выражающейся в его влиянии на конечный результат - состоя­ние законности и правопорядка.

Предмет, пределы и объекты надзора за исполнением законодательства.

Предмет прокурорский надзор за исполнением законов - точное и единообразное  исполнение законов, декретов, указов и иных НПА, действующих на территории РБ.

Объект: министерствами и другими подчи­ненными Правительству РБ республиканскими органа­ми государственного управления, местными представительными, испол­нительными и распорядительными органами, общественными объедине­ниями, религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами.

В перечень объектов проку­рорского надзора не включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.

Содержание предмета прокурорского надзора:

законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названны­ми выше органами государственной власти, государственного и хо­зяйственного управления, общественными и политическими органи­зациями и движениями, а также должностными лицами. Это различ­ного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ре­шения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;

точное и единообразное исполнение требований закона должностны­ми лицами в их деятельности, в частности по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;

соблюдение органами государственной власти и управления, их долж­ностными лицами прав и законных интересов предпринимателей;

соблюдение законности в экономической деятельности, в частности в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринима­тельской деятельности, при приватизации государственной собствен­ности.

В приказах Генерального прокурора поставлен вопрос в необходимости острого реагирования на нарушения законода­тельства о возмещении вреда, причинен­ного правонарушениями государству, а также юридическим лицам госу­дарственной формы собственности, причиненного преступлениями и иными пра­вонарушениями государству.

 

При осуществлении общенадзорной функции прокуроры могут и должны действовать строго в пределах предоставленных им полномочий, кото­рые определяют пределы возможного вмешательства и реагирования на выявленные нарушения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...