Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объект, предмет, задачи и основные методы педагогики.
Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика– это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы. Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Приоритетными научными задачамипедагогики являются: • нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания; • изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; • прогнозирование развития образовательных систем; • внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики; • разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов. Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов. Методыпедагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания; методы научно-педагогических исследований. С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий. Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы. Мировые образовательные тенденции. Система образования Республики Беларусь. Мировое образовательное пространство составляют национальные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Основные тенденции развития мирового образования: • Демократизация образования (обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям). • Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения. • Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям. • Образование становится приоритетным объектом финансирования во многих странах. • Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям. • Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей. • Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗ- МУС — обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА — международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; и другие). Кроме позитивных тенденций в мировом образовании имеются и негативные моменты: • Низкий уровень качества обучения в массовой средней школе, невозможность получения достойного образования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира. • Отрицательное влияние обучения во многих школах на здоровье учащихся в связи с учебной перегрузкой. • Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением без опоры на самоуправление учащихся и студентов. • Единообразие образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающее вариативность и гибкость учебных планов и программ. С целью развития сотрудничества в области образования, науки и культуры в 1946 году создано специализированное учреждение ООН — ЮНЕСКО. Это учреждение исследует состояние образования в мире, разрабатывает для всех стран международно-правовые акты в области образования, осуществляет организационное регулирование развития мирового образовательного пространства. Национальная система образования в Республике Беларусь включает образовательные учреждения, которые осуществляют: · дошкольное воспитание; общее среднее образование; · внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; · среднее специальное образование; высшее образование; · подготовку научных и научно-педагогических кадров; · повышение квалификации и переподготовку кадров. Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации Республики Беларусь. «Основные направления развития национальной системы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования: • Образование, впитав духовное наследие народа Беларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности. • Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства. • Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики. Основные принципы реформирования национальной системы образования: • доступность образования; • равенство прав граждан на получение образования; • единство образовательных и воспитательных задач; • диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений; • обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей; • преемственность между уровнями и ступенями образования; • опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования; • поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов; • участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |