Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные течения западной фил.: структурализм, герменевтика




Герменевтическое учение получило название от древнегреческого бога Гермеса.

•Герменевтика - фил. теория, понимание и истолкование текста. У истоков нах. Платон, Аристотель. Наиболее авторитетный пред-тель соврем. герменевтики -Гадемир.

Основн. положения:

Знание о мире человечество получило не из наблюдений над миром, а путем понимания и интерпретации литер. источников.

•Методолог. базой интерпретации служит не научные положения, а убеждением здравого смысла.

•Нужно заменить научн. способ познания мира, базир-ся на объяснении предметных процессов новым герменевт. способом познания, базир-ся на понимании текстов.

Понимание – это первичное отнош-е чел. к миру через текст, ключевую роль играет язык. Язык с помощью понятий задает чел-ку исходные схемы ориентации в мире. Т.о. чел. открывает истины бытия, происходят его встреча с миром. Осн. вопрос ф. герменевтики решается в духе объективного языкового идеализма, т.к. первичным по отношению к миру явл. язык.

Интерпретация текста состоит не в углублении авторского смысла текста, а в создании смысла заново, Это диалог прошлого с настоящим. Герменевтик должен смотреть на текст не глазами автора, а своими собственными. Сильная сторона в привлечении внимания к культ. истор. обусловленности процесса понимания текста. Недостатки: наличие элементов иррационал-зма, т.к. представители г. критикуют просвещение и научн. познания.

•Структурализм-в20-30 года в языкознании,30-60 распростр.на соц.культурную сферу. Представ-ли: Леви Стросс, Мишель Фуко, Бард.

Центр. понятие-понятие структуры, кот. означают совокупность отношений между элементами системы, эти отношения остаются неизменными при различн. преобразованиях системы. В химии структурализм-кристалич.решетка. Понятие структуры в структурализме было истолковано объективно-идеалистически. Структура первичнее, важнее элементов и первичнее истории. Леви Стросс: принес идеи структ-зма из языкознания в культурологию. Основные идеи по Леви Стросс:

•Изучая явление культуры нужно обращ. внимание не на элементы, а на структуры.

•Изуч. явление культуры нужно рассматр. их синхронно, а не диахромно

•Приоритет в исследов. явл. культурн. принадл. структурам, а не субъекту.

(он изучал мифы и ритуалы разных народов и обнаружил, что у народов никогда не контактировавших друг с другом есть одни те же структуры, кот. опред. образ жизни.) Мишель Фуго назвал эти структуры Эпистема — это универс. модель построения чел. культуры – код культуры. Характеризует важнейшие ценности.

В европ. культуре опред. 3 эпистемы: возрожденческая, классич., соврем. (жизнь, труд, язык).

 

21. Философия прагматизма Прагматизм – это субъективно-идеалистическое учение (70-е гг. 19 в. В США). Представители: Пирс, Джеймс, Дьюи. Прагматисты объявили всю прежнюю фил. в нежелании считаться с потребностями людей и по их мнению фил. должна давать людям практические советы о том как лучше поступить. Они дают всем одинаковый совет: поступать надо, чтобы действия чел. приносили ему выгоду. Чел. должен руководствоваться здравым смыслом, привычками, интуицией.

Особенности:

1.Прагматизм – это субъективный идеализм.

2.утилитаризм (делать нужно то, что окупается).

3.в теории познания у них встречается эмпиризм с элементами иррационализма, т.к. они негативно относ. к знанию.

Роль мышления сводится к обсуждению практич. деятельности людей, а истину сводили к пользе, кот. чел. может извлечь для себя из знания. Пирс(2 половина 19 в. – нач. 20 в.) По Пирсу в сознании есть переход от сознания к вере, а в науке признается, что познание есть переход от незнания к знанию. Под верой он понимал психологическую уверенность в себя. Истину он истолковывал в духе традиционного рационализма как общее принудительное верование. Джеймс. Радикальный эмпиризм, т.к. реальность он сводил к чувственному опыту человека, под которым понимал поток сознания, включая в себя 3 группы психич. явлений: ощущения, эмоции, волевое побуждение. Предметы у него состоят из ощущений, эмоций, волевых побуждений. Делание реальности – это не реальные изменения, кот. чел. приносит в мир, а лишь изменения содержащие сознания, когда в общем потоке сознания выделяется то, что в данный момент времени важно для этого чел. Он выдвинул новый прагматический критерий истины – индивидуальная польза. Дьюи: свое учение он назвал инструментализмом, т.к. он рассматривал понятия, идеи, как инструменты практической деятельности людей, с помощью которых происходит приспособление чел. Центральным понятием был опыт. Процесс познания по Дьюи заключается не в переходе от личного сознания к вере как считал Пирс, а в переходе от безличной сомнительной проблематичной ситуации к определенной или реальной ситуации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...