Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивизм и его исторические формы




Это эмпирическое субъективно-идеалистич. течение в Зап. философии, признававшее истинными только эмпирически опытные науки и отрицающее ценность теор. знания. Вся прежняя фил. была объяв. Ложной, на том основании, что ее содержание не поддавалось опытной проверке. Они объявляли о созд. нов. оригинальной фил., кот. с их точки зрения, нах-ся выше материализма и идеализма и представляет собой 3-ю линию фил. На самом деле они повторяли старые положения традиционного субъективного идеализма и агностицизма, слегка замаскировав эти положения терминами взятыми из конкретных наук.Этапы:

1.ранний 30-е гг. 19 в. (Конт, Миллд, Спенсер)

2.эпириокритицизм (махизм) 70-е – 90-е гг. 19 в.(Мах, Авенариус, Богданов)

3.неопозитивизм 20-е гг. 19 в. (Карнат, Рассел, Витгенштейн).

1 этап:родонач. Конт. Он изобрел термин и объяв. о решительном разрыве с прежней фил. Задачи позитивизма – обобщение научных данных. Спенсер ввел элементы агностицизма: делил мир на познаваемое (мир явлений) и непознаваемое (мир сущностей). Разработал биологизаторскую концепцию общ-ва, в кот. рассматривал общ-во по аналогии с жив. организмом. Миллд: все знания чел. получает из опыта и объектом изуч. является ощущения людей, а также и материю и сознание он сводил к ощущениям.

2 этап:центральное понятие в махизме – опыт, под кот. понимаются ощущения чел. Под критикой опыта: критика материалистической точки зрения, согласно кот. ощущ. копируют о собенности предметов, но предметы не зависят от ощущений. С точки зрения махистов предметы состоят из ощущений.Предметы– это последняя реальность. Отрицание существования опыта – критика опыта.

Махисты разработали 4 теории:

1.теория элементов мира (мир состоит из элементов, под которыми понимаются ощущения. Эти элементы сами по себе нейтральны. Они не физические и не психические. Все зависит от точки зрения на них. Критика: от того, что ощущения назовут физическими они не перестанут быть ощущениями, о есть продуктами сознания чел.)

2. Теория принципиальной координации (существует два типа реальности: Я (сознание чел) и Не-Я (все остальное), кот. нах. в состоянии координации. Этот термин предполагает равноправие сторон, а у них координация сводится к субординации (соподчинению), т.к. Я объявляется главным в координации.) 3.теория экономии мышления (Призывали мыслить экономно – отказаться от отдвоения мира, кот. якобы допускают материалисты и признать, что существует только Я – человек-субъект и мои ощущения без материи) 4.теория критики интроекции (В ней они обвинили материалистов в том, что они ошибочно мышления и ощущения человека с деятельностью мозга и заявили,чтомысли не в нас, а мысли перед нами).

3 этап: Неопозитивисты видели задачу своей фил. в исправлении языка в соответствии требований логики. Фил. должна исследовать языковую форму имеющегося знания. Они признавали не истинность знания, а наличие смысла. По этому признаку они делили все предложения на 3 группы:

1.бессмысленные, 2.предложения, имеющие не научный смысл, 3.предлож.,имеющие научный смысл.

Основные течения в неопозитивизме:а.логический анализ (Рассел), б.лингвистический анализ (Витгенштейн).

4 принципа, кот. говорят об истинности знаний:

1.верификация (истинно будет любое предложение, кот. подтверждается органами чувств чел.)

2.физикализм (истинно будет любое предложение, кот. подтверждается тем или иным разделом физики)

3.феноменализм (наука может ограничивать явления не проникая в их сущность)

4.конвенсиализм (истина есть результат произвольного соглашения ученых).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...