Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»




Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

“Мои достоинства”. Все садятся в круг, и ведущий начинает упражнения на определение сильных сторон каждого. После небольшой паузы каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях.
Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны того, кто рассказывал о себе.
Анализ: Работа над собой – это не только поиск недостатков, но и отыскание сильных сторон. Лишь опираясь на свои сильные стороны, человек может действительно работать над собой.
«Самоанализ»

Каждый участник получает лист бумаги и делит его на 4 части. Дается следующая инструкция: Дай 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они приходят тебе в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как бы о тебе отозвались твои близкие (выбери кого-то конкретного. В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как , по твоему мнению , отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи и передай соседу слева. Получив лист, в оставшемся пустом столбике, запиши 10 ответов на вопрос: Кто такой человек, который дал мне этот лист? После этого листы перемешиваются, поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна догадаться о ком идет речь. Обсуждается на сколько группа согласна с этим портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов, анализируя их сходства и различия. В заключение дается задание: по окончании тренинга предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с вашим предполагаемым набором.




Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель: Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать пози­цию независимого наблюдателя по от­ношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное приня­тие себя.

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лу­чиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добав­ляйте лучи. А если станет особенно пло­хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот­рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка­чество.

Материал взят из книги Евтихова О.В. «Практика психологического тренинга»

Упражнения из различных источников.

 

Использование метафоры и ритуалов в различных тренинговых группах

Метафоры и ритуалы

(из моей статьи «Метафоры и ритуалы в тренинге». Наверное 2007 год.)

Сегодня направлений психологических тренингов очень много и исследования показали, что эффект всех методов психологической помощи приблизительно одинаков. Методы основываются на совершенно разных теориях, и психологи-тренера пользуются совершенно разными приёмами. Использование метафор и ритуалов на тренингах объединяет все психологические методы и подходы.

Метафоры и ритуалы действительно могут помочь участнику измениться, если тот очень захочет и будет готов работать над собой.

Что такое метафора?

Метафорой в психотерапии называют также любой анекдот, рассказ, притчу, легенду, басню, случай, историю из жизни, сказки, если они используются как терапевтический прием на любой из стадий терапии. Сказки, подводящие участника к определенному выводу.

Метафоры и ритуалы — это образы, воздействующие на чувства, то есть на внутреннюю зону, на подсознание.

Метафора — это вид символического языка, символ, который в течение многих столетий используется для передачи информации.

Восточные мудрецы считают, что «просветление» заключается в нас самих. Стоит только разобраться в самом себе, понять язык подсознания, который общается с нами при помощи символов, и лучший для этого способ – метафора, так как метафоры состоят из образов и символов.

Что такое ритуал?

Само слово ритуал у многих людей связано с магией, на самом деле это более широкое понятие, и ритуал – это не только магия.

 Ритуал (Новейший философский словарь )- (лат. ritualis — обрядовый, ritus — торжественная церемония, культовый обряд) — одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах (прежде всего — архаических и традиционных). В первом приближении ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

Из определения видно, что ритуал- это обряд, который снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (по К.Юнгу) и психическая энергия, особый эмоциональный заряд направляется на получение ожидаемого эффекта, а ритуальная часть обряда призвана осуществить со-настройку организма на данный процесс.

«Ритуал – это не более чем одна из форм игровой деятельности. Договариваясь о соблюдении некоторого ритуала, мы просто соглашаемся соблюдать четкие правила игры»- И. В. Вачков « Основы технологии группового тренинга».

Игра так игра, давайте же играть и получать нужные результаты!

Есть ритуалы, которые ведущий тщательно продумывает заранее, как правило, это ритуал при завершении всего тренингового процесса. Здесь тренеру сначала важно определить цель ритуала. Этот ритуал проходит в 3 этапа.

Й этап – подготовка (подготовить место проведения и подготовиться морально и физически)

Й этап – действие

Й этап – завершение действия

Ритуал дарит участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности. Исполнение ритуала обладает чертами драматического действия, здесь почти не допускаются отклонения от установленного порядка, и ритуалы совершаются под строгим контролем за соблюдением правил взаимодействия участников, что дает наиболее сильное психотерапевтическое воздействие.

Ритуал предписывает не только действия, но переживания, то есть на психическом уровне назначение ритуала – ввести эмоции в заданное русло, воспроизвести эмоциональный подъем.

В ритуале должны участвовать все присутствующие — наблюдающих быть не должно. Это объясняется тем, что ритуал – это очень эмоциональный процесс, зрители не вовлечены в процесс (в эмоции), и это отразится негативно на участниках ритуала.

 Музыкотерапия От древности и до сегодняшнего дня музыка является входом в любое новое состояние, поэтому на время проведения ритуала желательно создать соответствующий музыкальный фон.

Ритуал всегда сопровождается трансом – легким или более глубоким, так как это во время идет воздействие на бессознательное. Символы/образы появляющиеся в подсознании, можно визуализировать, и это приводит в действие бессознательный психологический процесс, который, в свою очередь, повлияет на жизнь участника в реальности. Это является эффективным средством изменения жизни.

Обращение к бессознательному на логическом языке не эффективно. Для достижения понимания со стороны бессознательного нужно говорить с ним его собственным языком, в данном случае на языке символов, что и происходит во время проведения ритуала. Да, ритуал – это фантазия, вымысел, но при рассмотрении вымышленных образов наблюдается проявление нашей психической энергии, и мы направляем эту энергию на конечную цель, на нужный результат. К.Юнг пишет: «Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образ и «создание образов»… Поэтому эти образы столь же реальны, как и вы сами».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...