Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические основы психодрамы




Несмотря на то, что Яков Леви Морено, основатель психодрамы, и Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, в течение ряда лет одновременно жили в Вене, между ними произошла всего лишь одна короткая встреча (см. Marineau, 1989, pp.30-32). В 1912 году в психиатрической клинике Вены д-р. Фрейд читал лекцию, включавшую в себя анализ телепатического сновидения. Морено сообщает в своих воспоминаниях, что, когда студенты покидали помещение, Фрейд спросил Морено, чем тот занимается. «Я начал с того, чем Вы окончили, д-р Фрейд»- ответил Морено. - Вы встречаетесь с людьми в искусственном окружении вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их мечты, я пытаюсь дать им мужество мечтать снова. Я учу людей играть богов».(Морено, 1972, pp.5-6).

Восемьдесят лет назад Морено, которому было тогда 23 года, только начинал экспериментировать с тем, что впоследствии получило название психодрамы, т.е. «метода действий» в групповой психотерпаии (action method approach to group psychoterapy). Тогда его мысли, идеи и исследования находились в зачаточном состоянии. Тем не менее этот ответ Фрейду уже обнаруживает три философских основания мореновского подхода. Первое - больший акцент на здоровье и креативности, чем на психопатологичности:»дать мужество мечтать снова». Второе основание - акцент на измерении реальности, а не на анализе проекций - «встречаю их на улице и у них дома, в их естественном окружении». Третье основание - фокусировка на действии и исполнении роли как более предпочтительный путь, чем исключительно вербальный способ выражения и взаимодействия во время терапии - «учу их играть богов».

Первое основоположение - акцент на здоровье - привело в конечном счете к созданию теории спонтанности-креативности (Blatner & Blatner, 1988; Fox, 1989; Kipper, 1967; Moreno, 1934, 1959, 1964, 1965, 1972; Moreno & Kipper, 1968; Moreno & Moreno, 1969; Starr, 1977; Williams, 1989). Оставшиеся два - фокусировка на реальности и на игре роли - привели к созданию необыкновенно широкого спектра прикладных психотерапевтических техник. Эти прагматические и конкретные аспекты психодрамы и ознаменовали возникновение новой терапевтической модальности (Blatner, 1973; Clayton, 1991; Goldman & Morrison, 1984; Moreno, 1966, 1973, Moreno,Z, 1959, 1965, 1975; Yablonsky, 1976).

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии - метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы - Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

- роли и ролевые игры;

- спонтанность;

- теле;

- катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры:нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Спонтанность: подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Теле:понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под термином трансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы.

Катарсис: В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии(очищение).

Инсайт: Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.

Психодраматические техники в групповой и индивидуальной работе

Психодрама не является некой отдельной техникой, а представляет собой методологию, синтетический метод, посредством которого вызывается самый широкий спектр переживаний у пациента.

Мы перечислим некоторые из психодраматических техник, иллюстрируяих краткими примерами. Это ни в коем случае не будет их полным перечнем: режиссеры психодрам часто вынуждены изобретать новые техники или модифицировать старые, исходя из проблемной ситуации пациента.

Техника монолога Эта техника представляет собой монолог протагониста «insitu «. Например, пациент разыгрывает сцену, в которой он возвращается домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно в эти моменты думает о себе, но, естественно, будучи наедине с собой, не проговаривает свои мысли вслух. Психодраматический терапевт-режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: расхаживая по сцене, говорить вслух все, что он думает и чувствует в данный момент, здесь и сейчас. Пациент использует большую, нижнюю, платформу психодраматической сцены. Он долго ходит по сцене, покачивает головой, постепенно настраиваясь на проигрывание ситуации, которая изо дня в день повторяется в его реальной жизни. Лицо нахмурено, голова совсем ушла в плечи и безвольно поникла — он в полном унынии. Тихим голосом, почти шепотом, он говорит: «Мне надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь только мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что там меня ждет. Моя мать с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач. Моя сестра Джейн — угрюмая несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая злость и обиду: она чувствует, что жизнь проходит мимо, но у нее не хватает мужества сделать какую-нибудь попытку, чтобы изменить положение вещей и начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры, злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их».

Техника терапевтического монолога Представляет собой изображение (посредством комментирующих диалогов и действий, так сказать «реплик в сторону») скрытых мыслей и чувств пациента-протагониста, сопровождающих мысли и чувства, проявляемые внешне, или, другими словами, это изображение внутреннего отношения протагониста к своей поли Эта техника особенно эффективна для выявления несоответствия между реальными событиями и восприятием пациента этих событий в межличностных отношениях; она помогает пациенту и его партнеру в жизни преодолеть пропасть непонимания, существующую между ними, поделиться друг с другом переживаниями, которые, они либо боялись выразить, либо не могли осознать до конца. Технику терапевтического диалога можно проиллюстрировать следующим примером. В психодраматической работе участвуют пациент и его жена. Они изображают ситуацию, которая, по словам пациента, два года тому назад побудила его сделать предложение своей жене. Они находятся в лодке: он держит удочку, а она насаживает наживку на крючки. Его лицо выражает состояние полного блаженства, он явно счастлив. Выражения ее лица он видеть не может, так как она сидит на другом конце лодки вполоборота к нему. Выглядит же она совершенно несчастной. Пациент глубоко вздыхает и говорит вслух: «Ах, до чего же чудесный день! Как нам повезло с погодой, правда, Марлен?» Марлей в ответ произносит неопределенно: «Гм-м». Здесь режиссер прерывает действие и просит каждого из них произнести монолог, соответствующий их чувствам в этот момент.

Галлюцинаторная психодрама Пациент подвергает свои бредообразования и галлюцинации проверке реальностью. Галлюцинации не подчиняются законам земного притяжения, они могут взмывать в пространство или спускаться сверху. Галлюцинации игнорируют законы сенсорного восприятия, они могут разговаривать с пациентом, прикасаться к нему. В описываемой ниже сцене пациентка сидит в комнате за обеденным столом. Режиссер решил выбрать для психодраматического сеанса повседневную ситуацию, поскольку именно эта ситуация была стрессовой как для пациентки, так и для ее соседей по столу. Почти все из них присутствуют и играют свои роли. Одна из соседок пациентки просит ее: «Линда, передай мне, пожалуйста, соль». Линда не двигается и никак не реагирует на просьбу. Еще один сосед обращается к ней: «Линда, передай, пожалуйста, мистеру Стоуну этот стакан молока». Линда остается неподвижной, она присутствует только физически, но во всех других отношениях ее нет здесь. Взгляд ее устремлен в пространство.

Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дублирования” техника “зеркала” и техника “обмена ролями”. Наряду с нимиДж.Л.Морено называет техники самопрезентации, монолога, использование вспомогательного Я и разнообразные театральные техники. Нам представляется удачной класификация, которую, следуя заДж.Л.Морено, предложил Д.Киппер.

Дублирование предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, выступающего как его alterego; его функция - поддержать протагониста и помочь ему выразить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляемые протагонистом мысли и чувства (или давая начало озвучанию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное дублем (в первом случае он повторяет высказанное им); при всех случаях дублирование служит помощи протагонисту в его продвижении в ситуации и самоосознании. В качестве дубля может выступить и сам директор, и ко-терапевт, и - по инициативе директора либо по собственной инициативе с согласия директора и протагониста - любой член группы, включая зрителей. Дубль действует на основе эмпатии, иногда для лучшего вчувствования копируя позы и жесты протагониста.

Техника зеркала предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача вспомогательного Я , выступающего в качестве «живого зеркала», - возможно более точное копирование поведения протагониста, но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осуществляется с позволения или по инициативе директора. Основное предназначение техники - позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружающими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.

Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному Я , а вспомогательное Я в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персонажа “изнутри” и увидеть - благодаря вспомогательному Я - собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к исходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протагониста со вспомогательным Я может быть многократным - например, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное Я, как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом ,но возможны и спонтанные слова и действия) .

Д.Киппер относит названные техники к специфическим базовым техникам, дополняя их еще шестью. Отметим, что обозначенные ниже техники могут частично пересекаться. Театральные аналоги этих техник очевидны.

Самопредставление предполагает короткое ролевое действие или серию действий, в которых протагонист представляет себя или кого-то иного из своего социального атома. Вариантом самопредставленияД.Киппер считает монодраму, т.е. вариант драмы, в которой все роли играет протагонист (вспомогательные Я не вводятся).

Исполнение роли , как следует из названия, означает акт принятия роли кого-то другого - не обязательно человека, а, как уже сказано, животного, субличности, части тела, предмета, понятия и т.д.

Диалог в специфическом понимании Д.Киппера предполагает, что во взаимодействии между двумя членами группы каждый играет роль самого себя, что важно, например, при психодраматической работе с конфликиующими внутри себя супружескими парами.

Монолог означает, что протагонист вслух выражает свои чувства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Может выглядеть как комментирование своих действий на разных этапах драмы.

Реплики в сторону. Техника предполагает, что протагонист прерывает свои действия или слова, отворачиваясь в сторону и обращаясь вовне (“ни к кому”) с иными словами, содержательно и интонационно выражающими его истинные, но скрытые в данной сцене чувства.

Техника пустого стула. Протагонист в данном случае взаимодействует с какими-то воображаемыми персонажами (все в том же широком понимании этого слова, но чаще всего речь идет о людях), не вводя вспомогательных Я , а используя вместо каждого из них пустой стул. Это целесообразно, например, если протагонист не готов встретить ситуацию в собственно драматической форме в силу ее субъективно угрожающего характера.

Помимо названных “специальных” техник, Д.Киппер выделяет так называемые общие базовые техники. В данном случае речь идет об отношении элементов психодраматической практики к “универсальным величинам” времени и действительности.

Шаг в будущее предполагает разыгрывание ситуации из ожидаемого или воображаемого (желаемого или нежелаемого) будущего.

Возврат во времени предполагает воссоздание картин прошлого, но разыгрываемых, соответственно принципам психодрамы, “здесь и сейчас”.

Тест на спонтанность означает, что директор при помощи вспомогательных Я стремится поставить протагониста в неожиданную ситуацию; эпизоды, отражающие такие ситуации, подготавливаются заранее, включая действия вспомогательных Я, планируемые как независимые от действий протагониста. Протагониста же просят действовать как можно естественнее.

Техника “сновидение”. Содержание сновидения разыгрывается, как если бы это была реальная ситуация; при этом задача работы со сновидением видится не только в толковании его символов и понимании смысла (не в психоаналитическом, а в экзистенциальном плане) но и в том, чтобы научить протагониста видеть более приятные сны, если данный и сходные с ним его мучают.

Психодраматический шок - техника, используемая при работе с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями) и применяется по окончании приступа. Протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных Я, как бы вернувшись в нее.

Гипнодрама означает, что с определенного момента директор начинает гипнотическую индукцию, распространяемую только на протагониста и не распространяемую на вспомогательные Я; драматическое действие при этом осуществляется по обычным принципам. Гипнотическое состояние протагониста поддерживается вплоть до шеринга. С точки зрения Д.Киппера, техника может быть использована и в терапевтических, и в диагностических целях.

Каждая из психодраматическихтехник которых имеет особенности применения и свои противопоказания; кроме того, возможны (но не всегда) комбинации техник.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...