Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Патриархальная теория (Р. Фильмер)




Предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.

Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо) Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.

Теория завоеванияОбъясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.

Психологическая теория Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.

Социально-экономическая концепция возникновения государства Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов. Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой. Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов: 1 этап - античный. 2 этап - средние века. 3 этап - Новое время (с 17-го в.). 4 этап - современный.

38 Функции государства. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: 1. Экономическая функция - выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста. 2. Социальная функция - удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д. 3. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя. 4. Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры. 5. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д. Внешние функции делятся на : 1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами 2. Функцию обороны страны 39. Понятие и сущность демократического государства.  Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Сущность и критерии социального государства В настоящее время соц. государство существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп. Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование - отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах Наряду с понятием социального государства в качестве синонимов нередко употребляются также термины “государство благосостояния” (от английского Welfare state), “государство всеобщего благосостояния”, “государство (общество) всеобщего благоденствия”, распространенные преимущественно в англоязычных странах и широко используемые в пропаганде. Однако понятие социального государства точнее и полнее отражает многогранную деятельность современного государства в сфере социально-экономических и других общественных отношений.Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. Примером конституционного обеспечения экономической базы социального государства может служить Конституция Испании. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества. Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах. Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности. К принципам правового государства относятся: принцип приоритета права . принцип правовой защищенности человека и гражданина. принцип единства права и закона. принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти . принцип верховенства закона. 40. Субъект и объект политики и политические институты Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения). Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов. Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус.]Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов. Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств.

41.

42.

                                                                                          

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства.

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

1. Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

2. Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

3. Конфедерация - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

43. конституция Украины 1996 государственное устройство Украины

 Статья 1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.

Статья 2. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию.
Украина является унитарным государством.
Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна.

44. Понятие и сущность политического режима

Сегодня нет четкого определения понятия "политического режима", однако можно выделить ряд основных толкований:

- система средств и методов осуществления политической власти;

- модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;

- совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений

Любой политический режим определяется тремя основными факторами:

- процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;

- стилем принятия общественно-политических решений;

- отношениями между политической властью и гражданами.

Кроме этого понятия “политический режим” охватывает:

- порядок формирования представительских учреждений;

- положение и условия деятельности политических партий и общественных организаций;

- правовой статус личности, права и обязанности граждан;

- уровень экономико-хозяйственного развития;

- порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

- соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.

Политический режим зависит от:

- соотношение политических сил в общественном организме;

- уровня политической стабильности общества;

- установленной правовой системой, ее особенностями и характером;

- личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты;

- исторических и социокультурных традиций, обычаев народа;

- политической культуры населения.

45. Самой распространенной является трехчленная классификация режимов на:

- тоталитарные;

- авторитарные;

- демократические

    Тоталитаризм (лат. totus - весь, полный; фр. totalite - совокупность, полнота) - способ организации общества, который характеризуется всесторонним и всеобщим контролем власти над обществом, подчинением общественной системы государству, коллективными целями, общеобязательной идеологией, репрессиями относительно оппозиции и инакомыслящих.

Авторитаризм (от лат. autoritas - полная власть, влияние) - тип политического режима, который характеризуется субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра, который имеет концентрированную власть, сужением политических прав и свобод граждан и их объединений, суровой регламентацией их активности, возможностью применения насилия или принуждения.

Демократический режим - это форма организации общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства.

46. Проблемы трансформации недемократических режимов в демократические. Это связано с тем, что последние десятилетия характеризуются падением авторитарных и тоталитарных режимов и попыткой утверждения демократических институтов во многих государствах мира. Опыт политического развития стран, переживающих третью волну демократизации, явился в некотором роде опровержением оптимистических выводов С. Хантингтона, показав всю неоднозначность и противоречивость этого процесса. Речь, прежде всего, идет о том, что во многих странах демократизация привела к установлению отнюдь не демократических режимов (ярким примером этому может служить большинство стран бывшего СССР).

Согласно Д. Растоу, демократический переход включает в себя три фазы:

1) «подготовительная фаза», отличительной чертой которой является не плюрализм, а поляризация политических интересов;

2) «фаза принятия решения», на которой заключается пакт или пакты, включающие выработку и осознанное принятие демократических правил;

3) «фаза привыкания», когда происходит закрепление ценностей демократии, а также политических процедур и институтов.

Недостатком этих конструкций является то, что большинство из них скорее описывает конкретный случай демократизации на примере отдельно взятой страны или небольшой группы стран, нежели представляют собой универсальную модель перехода от недемократических форм правления к демократическим.

Реформаторы, проводя реформы постепенно, пытались противостоять консервативным силам режима. Это вело к росту общественной напряженности и обострению конфликтов.

47. Сущность и особенности политического режима в современной Украине.

Украина уже довольно долго претерпевает противоречивые и сложные трансформационные изменения.

За 19 лет независимого у нас есть необходимые для функционирования демократии политические институты, принята демократическая Конституция, регулярно проводятся парламентские и президентские выборы, Украина стала членом международного демократического сообщества. Другими словами, вероятность поворота и уверенного движения Украины в обратную от демократии сторону крайне низка.

Но, с другой стороны, разве мы можем похвастаться стабильностью институтов демократии? Можно ли сказать, что борьба за голоса избирателей проходит в равных для всех участников конкурентных условиях?

Именно разные подходы к трактовке современной демократии лежат в основе диалога "немого с глухим", который происходит в последнее время между украинской властью и представителями Европейского Союза или Совета Европы.

можно сделать следующие выводы:

1. Политический плюрализм в Украине сложился и выражается в существовании различных политических взглядов и концепций.

2. Основными политическими субъектами являются финансово-промышленные группы (через технологические партии), новая бюрократия и идеологические партии.

3. Существует реальная конкуренция между субъектами политики, как на базе экономических, так и политических интересов;

4. Интересы избирателей мало обеспечиваются всеми представленными в политикуме политическими силами.

5. Отсутствует или плохо функционирует механизм ответственности политических сил перед избирателями.

48. Сущность и формы демократии Демократия, как система народовластия, является универсальной основой политического развития человечества в современную эпоху. Опыт этого развития позволяет выделить несколько форм демократии:

Прямая демократия - форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума).

Плебисцитарная демократия - форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений. Историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. "военная демократия", основанная на элементах родоплеменного и общинного строя.

Представительная, или плюралистическая демократия - форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними.

Цензовая демократия - разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе), принадлежит ограниченному кругу граждан. В зависимости от характера ограничений, цензовая демократия может являться элитарной (в т.ч. либерального толка), классовой (пролетарская, буржуазная демократия).

49. Концепции демократии. Исторически первой такой концепцией и формой ее практического воплощения была классическая либеральная демократия. Главная идея либерализма - идея индивидуальной свободы. В связи с этим либеральная демократия на первый план ставит гражданскую свободу, основанной на реализации личных прав и свобод индивида. Либерализм возник как идеология буржуазии, соответственно концепция классической либеральной демократии отражает прежде всего интересы класса буржуазии. Современная разновидность либеральной демократии - концепция плюралистической демократии (от лат. Pluralis - множественный), которая основывается на учете интересов всех социальных слоев. Основные признаки: конкуренция и взаимодействие различных политических сил и открытый характер принятия решений через представительные органы власти.
Концепция корпоративной демократии ограничивает представительство лишь влиятельными объединениями, которые не конкурируют между собой, а сотрудничают под контролем государства. Концепция партисипитарнои демократии направлена на обеспечение реального участия можно более широких слоев населения в осуществлении власти, гражданского контроля над принятием решений, будет способствовать достижению подлинной свободы и равенства. Поскольку невозможно перейти к прямой демократии, предлагается смешанная форма политической организации с элементами прямой и представительной демократии.

 50.начало в п. 47 Факторы, влияющие на демократическое развитие Украины.   Граждане Украины, в особенности старшее поколение, живут как минимум за половиной старых, коммунистических, принципов. Старые догмы и правила поведения руководят их поступками, а люди, опираясь на них, и неощущают их влияния на свои мысли и действия.

§    Второй фактор - разнообразие партий и организаций, которые ради самообеспечения и собственного развития на общественных всходах проповедуют принципы недемократического общества. §    Третий фактор – это правление государства, и, вообще, члены правительства. Невиданное развитие коррупции во всех ветвях власти после распада СССР сам собою уже возражает демократию. §    Четвертый фактор - именно разобщенность нашего общества в политическом отношении. Начиная от простого гражданина и заканчивая людьми, которые стоят в правлении,– большинство не имеет надлежащего политического образования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...