Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политические учения Нового времени
Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем. Экономически господствующий класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория “общественного договора”. Теорию “общественного договора” развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан - Жак Руссо (1712-1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга. Т. Гоббс считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла “война всех против всех. Ж.-Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе. Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”. Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Родоначальник либеральной идеологии Дж. Локк иначе трактовал идею общественного договора. Главная ценность, согласно либерализму, - свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Дж. Локк был сторонником ограниченной парламентом монархии. Идею Дж. Локка о разделении властей активно развивал французский философ Шарль Монтескье (1689-1755). В его интерпретации теория разделения властей была очередным шагом в поисках конкретных форм умеренного правления. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекают, по Ш. Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. В работе “О духе законов” (1748) Ш. Монтескье выделил три типа правления - республику, монархию и деспотию. Идеальным типом правления он считал демократическую республику. 10 .Томас Гоббс и его теория общественного договора.. По мнению Гоббса,появлению государства предшествует так называемое естественное состояние,состояние абсолютной,ничем неограниченной свободы людей,равных в своих правах и способностях.Люди равны между собой и в желании господствовать,обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ".Абсолютная свобода человека - стремление к анархии,хаосу,беспрерывной борьбе,в которой оправдывается и убийство человека человеком. Ограничивая свою естественную свободу ,люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Джон Локк об общественном договоре..В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех",Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы,а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным ,природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность.Общественный договор предполагает ,по мнению Локка,и ответственность государства перед гражданами .Если государство не выполняет своего долга перед людьми,если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой.Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде.Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия,развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству.Но в основе государственной власти,по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека.Эта свобода и воля остаются абсолютными,неограниченными и после заключения общественного договора. 11.Дж. Локк и его взгляды на разделение властей 12. развитие теории демократии.В начале XVIII века возникли две политические партии: Виги и Тори. Принятие законов стало невозможным без поддержки руководства партийного большинства в Палате общин, и монархи оказались вынужденными отдать формирование исполнительной власти этому руководству. В 1783 году король Георг III отказался признать предложенные Вигами кандидатуры премьер-министра и членов кабинета, что привело к конституционному кризису, и в итоге король уступил. Следует отметить, что в силу имущественного ценза избирательным правом обладало около 5 % взрослого населения (реформы начались только в 1832 году и продолжались до 1928 года, когда женщины получили право голоса). Жители британских колоний вообще не имели представительства в Парламенте, хотя были обязаны платить налоги Короне.В то же время, в силу удалённости от Лондона, многие британские колонии получили достаточно широкую автономию, учредили местные выборные органы самоуправления и в ряде регионов наделили избирательным правом большинство взрослых мужчин белой расы[1]. Распространение частной собственности и землевладения способствовали усилению популярности идей о естественных правах человека и народном суверенитете. 13.марксистские взгляды на политику. Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том , что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие рамки классовых и национальных отношений , создадутся условия для раскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека осуществляется через классовую борьбу и революцию , уничтожение одного класса другим , через установление власти рабочего класса , что остаточно приведет к исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению однородного , социально справедливого общества. Проблема освобождения человека , формирование целостного , гармонического , всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса. Уже в своих раннихтрудах Маркс писал про необходимость установления принципиально нового общественного строя , который бы сделал исходящим моментом развития именно человека.
14.современные политические концепции.В XIX и XX столетиях наряду с марксистской получили широко развитие и другие концепции политологии, обогатили ее новыми положениями и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838—1909), представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, изложенной в работах «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас», общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. Видное место среди представителей позитивистского направления занимает Герберт Спенсер (1820—1903), который в своей работе «Основания социологии» разработал теорию социальной обусловленности власти.Широкое распространение в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два итальянских ученых: Вильфредо Паре-то (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858—1941). Г.Моска в работе «Элементы политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Особое место в развитии науки о политике принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864—1920), работы которого оказали сильное влияние на мировую социологию и политологию XX века. В работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» М.Вебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией — быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М.Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Г.Лассуэлл свои исследования проводил на основе использования эмпирических наблюдений и анализа статистических данных. Так, в книге «Анализ политического поведения. Эмпирический подход», вышедшей в свет в 1949 г., он затрагивает широкий круг проблем взаимоотношений между людьми, морали и религии, науки и политики, методов познания политических явлений, понятий, терминов, используемых американскими политологами. 15.Новые демокр положения конституции Украины. В отличие от многолетней кропотливой, взвешенной работы над принятием Конституции Украины 1996 года, изменения Конституции в 2004 году имели поспешный, необъективный, несистемный и ненаучный характер. 16. Идеи нац государственности и дем. В истории полит мысли в украине.XII в.в - это время формирования и развития древнерусской государственности и утверждения на международной арене самостоятельного государства Киевская Русь. Теоретическая мысль этого периода в сфере политики была направлена на утверждение сильной монархической власти киевского князя, величия и независимости Руси как единого государства всех восточных славян. История общественно-политических идей на Украине имеет особенности, связанные с отсутствием на протяжении многих веков своей государственности, национально-территориальной раздробленностью, национальным и религиозным угнетением и непрекращающимся национально-освободительным движением.В истории социально-политической мысли в Украине период с XVI ~ начало XVII в.в. определяется развитием прогрессивного движения, связанного с социально-экономической жизнью и освободительным движением украинского народа.В конце XVI ~ начале XVII в.в. Украиной прокатилась волна крестьянско-казацких восстаний, которые в последствии переросли в освободительную войну украинского народа под предводительством гетьмана Богдана Хмельницкого. В начале XVII в. в условиях польско-шляхетского господства в Украине, украинцы не имели собственной государственности, власть на землях украинских принадлежала польскому королю Единственная тогда сила, противостоящая польскому владычеству, -- православная церковь В 40-х годах XIX в. в Украине оформляются два основных направления в общественно-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое. Четкое размежевание на два ведущих направления проявилось и в деятельности первой тайной политической организации в Украине - Кирилло-Мефодиевском товариществе. Эта организация возникла в Киеве в конце 1845 - начале 1846 гг. и ставила своей целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. В начале XX в. социально-политическая мысль в Украине отражала переход украинского национально-освободительного движения от стадии культурного украинознавства и просвещения к организованному просветительству в массах. Своеобразным кредо ряда политических мыслителей в Украине становилась поддержка и развитие национального движения за установление государственности Украины, за суверенность с Россией на принципах автономии. В условиях становления и укрепления Советской власти все больше пробивает дорогу авторитаризм, тоталитаризм. Роспуск в 1925 году Украинской коммунистической партии, легально существовавшей и требовавшей суверенности Украины, самостоятельного экономического развития, привели к перемещению идеала соборности и суверенности, становления государственности Украины в диаспору за рубежом.Возрождение украинской политической мысли началось после провозглашения государственной независимости Украины в августе 1991 года. 17. многосначность термина политика. В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.). По его определению, политика — это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Современное понимание политики многозначно. Так, например, в третьем издании (1961) международного словаря американского лексикографа Н. Уэбстера (1758—1843) политика определяется следующим образом: 1) раздел этики, связанный более с государственным и общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властные структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика; В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Другой смысл термина «политика» в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием «стратегия». 18. Сущность Конституции.В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений, верховенства ее предписаний и в целях обеспечения стабильности основного закона устанавливается особый, более сложный порядок ее принятия, внесения в нее изменений и дополнений, отличающийся от порядка принятия и изменения простыхзаконов. 19. Генезис полит. Мысли в украине.Появление собственности, распределение общества на классы, борьба за землю, сосуществование и войны с аланами, гуннами, готами, печенегами, половцами, обусловили возникновение в ІX ст. большого феодального государства восточных славян с центром в Киеве - Киевской Руси. Вместе с христианским учением в Давнюю Русь начали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических соображений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти. Наибольшего развития Древнерусское государство достигло в ХІ ст. во времена княжения Ярослава Мудрого, но после него началось дробление государства и во второй половине ХІІ ст. она распалась на отдельные княжества. В XІV-XVІ ст. на Руси шел процесс ликвидации феодальной раздробленности, центром объединения русских земель стало Московское княжество. В этот период составляется политическая идеология централизованного государства, в котором наибольшее значение имеют проблема укрепления самодержавия и вопрос о роли Русского государства среди мировых государств. Культурный подъем в Украине значительно усиливается в конце XVІ - нач. XVІІ ст. с появлением братств. Это были - общественно-образовательные православные объединения городского населения. Из второй половины XVІІІ ст. в недрах феодально-крепостной системы стал развиваться капиталистический уклад. Вместе с тем в политической мысли начинает формироваться прогрессивный феодальный лагерь. Развивается политическая идеология просвещения. Для нее характерны: - вражеское отношение к крепостному праву; - активная защита образования, самоуправление, воли и европейских форм жизни. Политическая мысль Украины в XІX ст. эволюционировала в атмосфере крепостничества, самодержавия и полного порабощения украинской нации. Это определяло основные политические идеи выдающихся мыслителей того времени. В 40-х годах XІХ века в Украине оформляются два главных направления социально-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое. В конце XІХ ст. в России и на Украине появляется марксистское направление политической мысли, которая была представлена произведениями Г.В. Плеханова (1856-1918 гг.), В.И. Ленина (1870-1924 гг.), П.Б. Струве (1870-1944 гг.), М.А. Бердяева (1874-1948 гг.) и др. ХХ ст. в истории Украины - столетие борьбы за национальное и социальное освобождения. В Русской империи состоялись две больших социальных революции в 1905-1907 гг. и в 1917 году. В начале XX ст. перед нашей страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Демократическим нормам не желало следовать правительство. Не были заинтересованы в их становлении и революционеры. Народ сначала молчал, а потом стал действовать по-своему, в результате чего страна была втянута в гражданскую войну. Пост сталинский период до середины 80-х годов был отмечен политическим доктринерством, идеологическим догматизмом, неумением и нежеланием советских руководителей учитывать отечественный и иностранный опыт политической культуры. Но, справедливо говоря, в стране и в этот период жило трезвое критическое мышление.В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с начала 90-х г. начался новый этап развития политической науки. Его особенностью стало обоснование путей становления демократического общества на началах познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни страны.После 1991 года, когда Украина стала независимой, анализом социально-экономической и политической ситуации занимались украинские специалисты всех направлений обществоведения, политические лидеры и руководители. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |