Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категориальный аппарат политологии Включает в себя вербальную (понятийную) и символическую составляющие.




К вербальной составляющей относятся различные понятия:

1. Общенаучные (свобода, человек, народ);

2. Смежные (частная собственность, общественное мнение);

3. Собственно политологические (политическая элита, политическая система).

Символическая составляющая включает:

1. языковую символику (лозунги, девизы, изречения, имена-образы);

2. изобразительный компонент (плакаты, карикатуры);

3. эмблематику (флаг, герб).

Центральными категориями политологии являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие. Эти категории есть собственно политологические. В то же время понятийный аппарат политологии включает понятия, имеющие универсальный характер, то есть используемые многими социально-гуманитарными и естественными науками (например, структура, система, функции, развитие, движение и т.п.). выполняет множество функций, основными из которых можно считать познавательную, мировоззренческую и практически - деятельностную.

21.политические отношения и интересы: Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:
- их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;
- возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями;
- деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;
- их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов. У каждого субъекта политики существуют свои потребности, удовлетворение которых необходимо для его существования. 'Это не только потребность в пище, воде, одежде, но и потребность в образовании, культуре, творчестве, свободном времени, политической деятельности и т.д. Все эти потребности, взятые вместе, и образуют интерес человека, группы, класса, нации, народа. Интерес есть не что иное, как стремление к удовлетворению максимального количества потребностей. Интересы всегда направлены на изменение или сохранение положения субъекта. Разнообразие интересов позволяет классифицировать их тем или иным образом. В первую очередь их можно разделить по степени общности: индивидуальные - групповые - классовые - национальные - народные - планетарные.

22.власть как категория пол-и: власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

23.сущность власти: Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта.

24.ресурсы власти: ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как: ь страх, ь интерес, ь убеждение. Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

25.концепции власти: Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований: атрибутивно-субстанциональные, трактующие власть как атрибут, субстанциональное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»; реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях. Атрибутивно-субстанциальные подходы к осмыслению власти, в свою очередь, можно подразделить на: потенциально-волевые, инструментально-силовые, структурно-функциональные. Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой политической мысли. в современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть скорее всего представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства. С атрибутивно-субстанциональными концепциями власти тесно соседствуют реляционные, трактующие власть при помощи категории «социальных отношений».

26.легитимность власти: (лат.Legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы. Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица. Решающим рычагом легитимности, дееспособной власти, ее силы и авторитетности выступает право, правовая культура.

27.теория разделения фу-й власти в украине: В соответствии со статьей 6 государственная власть в   Украинеосуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией границах и соответственно законам Украины, что дает возможность предотвратить диктатуру любой из них и вместе с тем организовать их общую деятельность на основе взаимозависимости и взаимодействия в процессе реализации единой государственной власти в Украине. Реализация единства государственной власти предусматривает разные варианты. Так, Верховная Рада Украины как единый законодательный орган должна своей законотворческой работой на практике строить единую систему национального права, а исполнительная власть осуществляет свои полномочия путем применения соответствующих норм права, как правило, централизованно, всеми органами системы исполнительной власти. Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент Украины, который не принадлежит непосредственно ни к одной из ветвей власти. Тем не менее его статус, как главы государства, наделяет его полномочиями, в соответствии с которыми он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины,соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Поскольку эти полномочия более или менее присущи всем органам государственной власти, Президент, осуществляя объединяющую функцию, оказывает непосредственное влияние на их деятельность в процессе осуществления государственной власти. 28.роль конституции: Конституция - сложный, многогранный политико-правовой документ государства и общества, результат консенсуса различных политических сил о путях развития и методах решения назревших в обществе проблем. Она имеет свои задачи и функции,базируется на ценностях конституционализма, выработанных человечеством, на собственном государственно-правовом опыте. Конституция - государственно-правовая модель общества, существенный фактор обеспечения законности, правопорядка, стабильности институтов власти. Она все более весомо влияет на социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений на различных уровнях социальной системы. Конституция - основа демократических устоев общества и вместе с тем его реформирования на демократических началах. Исходя из этого, она подлежит особой защите со стороны государства и общества. В условиях нестабильности, переходного этапа развития общества важно обеспечить стабильность государственных институции, их дееспособность, в том числе с помощью правовых средств. 29.различия конституции 1996 украины от предыдущих: Ликвидирована система советов, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство, Украина является унитарным государством. Територия Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. .Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины. Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные нашей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности.

30. Понятие и сущность политической системы общества

Политическая система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление. Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суве-ренитет народа.

31. Структура политической системы общества

Структура состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
5. Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики. 

6. Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.
В современном мире существуют многообразные политические системы.

32. Функции политической системы

1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.
2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. 4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам 

33. Механизм функционирования политической системы

.

 

 

34. Типы политических систем

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований).
1. По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на:
- Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Примеры - бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария).
- Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые демократические государства Запада

2. По политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества выделяются
- Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства
- Авторитарные - характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства.
- Демократические - предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
3. По содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель различает политические систем на:
- либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
- коммунистические системы, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
- традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
- популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют лозунги и программы, основывающиеся на решении наиболее актуальных и острых проблемах общества, стремятся к большему равенству в распределении благ, однако, данные программы практически не выполнимы;
- авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

4. По классовому принципу т. е. интересы какого класса выражает политическая система. По этому признаку выделяются:
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая
- коммунистическая (социалистическая) политические системы.

35.  В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.

 Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсис темы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обес печивают жизнедеятельность общества в целом.

 Теория Д. Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Теория Г. Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способ ность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны – каксовокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибер нетическую, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.

36.Особенности становления политической системы Украины. 

Важнейшая особенность политических трансформаций на Украине – их эволюционный характер. Украина объективно (географически) находится на стыке «восточноевропейского» и «постсоветского» миров. Часть ее территорий связана с австро-венгерской и польской политическими традициями, часть – с российской. Наконец, существует и традиция гетманской Украины XVI – XVIII вв. \ сегодняшняя Украина – правопреемник бывшей Украинской ССР и ее границы – результат административного деления бывшего СССР. В своем нынешнем виде Украина – исторически новое государственное образование, политическая культура которого еще только зарождается из симбиоза традиций. Вместе с тем демократические традиции там укоренены глубже авторитарных. Поэтому демократизация политической системы, движение в сторону парламентарной республики, расширение прав местного самоуправления, территориальных общин (громад) было бы для Украины естественным процессом. 

37. понятие, сущность и происхождение государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.






























Теократическая концепция

Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...