Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая и правовая мысль Древнего КитаяСтр 1 из 5Следующая ⇒
Предмет политологии . Объект политической науки – политическая сфера общества. Предмет политической науки, то есть совокупность главных, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта, - это политика, политические отношения, политическая власть, политические системы. Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности. 2.Взаимосвязь политологии с другими общественными наукамиТесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Важное значение для политологии имеют те разделы философского знания, которые касаются человека, проблем ценностей, в частности, этики и эстетики. Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют.Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений. Очевидна связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Методы и методологии политологических исследований Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:анализ и синтез; индукция и дедукция;аналогия;моделирование;классификация;абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;сочетание исторического и логического анализов;мысленный эксперимент. Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:использование статистики (прежде всего электоральной);анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);опрос ;интервьюирование;лабораторные эксперименты;теория игр:современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[3] и другие. На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся: 1. Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества. 2. Бихевиоралистская —изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей 3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности 4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем 5. Антропологический подход —Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, 6. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума 7. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. Функции политологии Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие. Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям. Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений. Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов. Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей. Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ. Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы. 5.Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки.В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. 6.Политическая и правовая идеология Древней ИндииВедущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским.Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о пользе") Его автором считается брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев.. Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий. Политическая и правовая мысль Древнего Китая Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. порядков.Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"). На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорныхПолитическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу"("Книга правителя области Шан").Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков.Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |