Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законы развития обществен. созн-я.




Наиболее общие законы развития ОС выражают его вторичность, производность от ОБ в жизни общ-ва.

К ним относятся 3 основн. закона: 1) завис-ти ОС от ОБ, 2) относительной самостоят-ти ОС, 3) активного влияния ОС на матер. процессы.

1. Закон завис-ти ОС от ОБ.

Т. к. ОС отражает ОБ, оно зависит от него. Как известно, ОС не имеет своей абсолютно самостоят. истории, ступени его развития необх-мо выводить и объяснять из ступеней ОБ.

Т. к. ОБ не однородно, а раздвоено на неравнозначн. стороны – труд и отнош-я, завис-ть ОС от ОБ двойственна: оно зависит от труда как такового и от произв. отнош-й, сложившихся на его основе. Поэтому возможен в известн. мере непосредствен. перевод содерж-я ОБ в те или иные духовн. принципы (труд и соответствующие его природе нравственные, этические и др. принципы) и опосредованный ( труд, эконом. базис и соответствующ. им нравственные, эстетические и иные принципы).

Завис-ть ОС от ОБ имеет две стороны. Качествен. стороной этой завис-ти явл. их содержат. сходство, или соответ-е; количественной – степень этого сходства, соответ-я. Созн-е отраж. обществ. бытие не полно, не точно, в лучшем случае приблизительно верно. При этом оно всегда содержит в себе иллюзии, заблужд-я, ошибки, кот. возникают в силу игнориров-я действит. основы историч. процесса, скольжения по его поверх-ти, непосредствен. перевода эконом. принципов в духовные. Взгляды классов в целом тоже таковы, каково их реальное полож-е в системе произв-ва. Важнейш. закономер-ть обществ. созн-я – непрерывн. рост общечеловеческ. содерж-я.

2. Закон относит. самостоят-ти ОС.

Как производное, вторичное обществ. созн-е обладает не абсолютной, а относит. самостоят-тью. Когда появл-ся раздел-е матер. и духовного труда, стан-ся возможным его отрыв от обществ. бытия, появл-ся возм-ть представить обществ. созн-е как полностью независимое от матер. бытия. Относит. самостоят-ть обществ. созн-я означ., что, будучи зависимым от обществ. бытия, оно вместе с тем обладает собствен. закономер-ми, присущими его собствен. природе и выраженными в ряде тенденций: 1) отставании, в конечном счете, от обществ. бытия, 2) преемственности, 3) неравномер-ти развития ур-ней и форм созн-я.

Отставание ОС от ОБ обусловлено в значит. мере консерватив-тью, живучестью идей, традиций, чувств, их способ-тью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответ-ют коренным образом изменившейся действит-ти.

Относит. самостоят-ть ОС выраж-ся в преемствен-ти идей, традиций, чувств и т.д.

Удерж-е и накопление духов. культуры вместе с тем зависит и от поставленных тем или иным классом целей или задач, кот., в свою очередь, зависят от глубины осозн-я этим классом объектив. процессов, происходящих в общ-ве, и, соответственно, от возм-ти и способ-ти достиж-я им поставленных целей.

Относит. самостоят-ть ОС проявл-ся также в неравномерном развитии форм обществ. созн-я: эконом-го, эколог-го, полит-го, правового, нравств-го, эстетич-го, религ-го, научного и филос-го. Эта неравномер-ть зависит от степени близости той или иной формы созн-я к целесообразн. деят-ти и эконом. базису. Наиболее тесно связаны с трудом и эконом. отнош-ми эконом-ое, полит-ое, правовое созн-е, и потому они измен-ся быстрее остальных форм созн-я.

3. Закон активного влияния ОС на матер. процессы.

Будучи производным от обществ. бытия, обществ. созн-е не явл. пассивным, а оказывает активное влияние на матер-ые, в т. ч. эконом-ие, процессы и при известных усл-ях может играть решающ. роль.

С позиции марксизма ОС активно, однако набольшей актив-тью обладает не оно, а ОБ, матер. труд. Роль идей тем выше, чем ближе они к действ-ти, теснее связаны с жизнью, более полно и точно ее отражают, явл-ся достоянием не одиночек, а масс. К тому же одно дело – актив-ть научных идей, другое – религиозных. Чем больш. роль в общ-ве играют религиозн. идеи, тем меньше остается места для влияния научн. идей, и наоборот.

Наибольш. актив-ть созн-я вообще, обществ-го в частн-ти проявл-ся в его способ-ти опережать наличное бытие, предвосхищать будущее. В своей способ-ти предвосхищать будущ. созн-е реализует свою относит. самостоят-ть, ибо оно лишь обнаруживает элем-ты, ростки будущего. Оно опережает не обществ. бытие, а наличное, не глубин. тенденции, заключенные в нем, а лишь реализованные. Идея опережает реализован. часть бытия, а не глубин. тенденции, заложенные в нем.

Э. Фромм пришел к выводу, что соц. хар-р формир-ся эконом. условиями. Этот хар-р представляющий собой совокуп-ть черт, свойственных той или иной соц. группе, опред-ет ее мысли, чувства, действия. Эконом. фактор как ведущий обладает наибольшей самостоят-тью, ибо экон-ка развив-ся по собствен. объективн. законам. Однако, будучи зависимыми, от экон-ки, психология и идеология оказывают на нее активн. воздействие.

 

Понятие обществен. прогресса, его критерии.

А. Сен-Симон: последовательн. продвиж-е обществ по восходящ. ур-ням прогресса, которое опред-ся приростом знания.

О. Конт: степень продвиж-я к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития.

Г. Спенсер: измерять соц. прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Соц. эволюция аналогична биолог-ой и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше.

В теории К. Маркса вопрос соц. прогресса решался практически однозначно. Достиж-е высшей ступени чел. развития — построения бесклассов. коммунистич. общ-ва, где будет властвовать свободн. труд свободн. людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Соврем. НТР осущ-ся в рамках НТП, кот. в свою очередь выступает стороной обществ. прогресса.

Обществ. прогресс — это объектив. тенденция восходящего развития челов-ва, выражающаяся в совершенств-и форм чел. жизни, способ-тей и потреб-тей, в развитии науки, техники, технологии и т.д.

Вопр. о критериях обществ. прогресса явл. дискуссионным. Одни исслед-тели в кач-ве критерия обществ. прогресса называют ур-нь развития способа произв-ва, другие в этом кач-ве выделяют ур-нь развития производит.сил общ-ва, третьи сводят его к производит-ти труда.

В философск. объясн-и обществ. процесса издавна боролись две т. з. — эволюционная и революционная.

Протекание последнего не исключ. сочетания революцион. и эволюцион. преобраз-й обществ. жизни. При проведении прогрессивн. преобраз-й и реформ следует ориентир-ся на то, чтобы их осуществ-е оборачивалось не упадком экон-ки, снижением ур-ня развития производит. сил и сокращ-ем производит-ти труда, а, наоборот, увелич-ем эконом. богатства общ-ва на основе повышения ур-ня развития производит. сил и производит-ти труда.

Соц. прогресс – соц. форма развития и движ-я общ-ва от низших ступеней к высшим.
Причина соц. прогресса – диалектика способ-тей и потреб-тей чел-ка (произв-ва и потребл-я).
Чел-к должен производить условия своего существ-я. Потреб-ти чел-ка имеют тенденцию к усложнению. Потреб-ти носят сложный хар-р - закон.
Маркс: закон неуклонного возвыш-я потреб-тей.
Критерий соц. прогресса.
Идеализм искал причину в духовном начале. Матер-зм считал, что критерий нужно искать в производствен. сфере. Критерий – ур-нь развития производит. сил.
Конечный критерий соц. прогресса – ур-нь развития самого чел-ка, его сущностн. сил. Самый глубокий критерий соц. прогресса – сам чел-к. Выделяют два ур-ня сущностн. сил чел-ка:
1. Интеллектуальный: труд, мышление, речь;
2. Потенциальный: способности и потребности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...