Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхожд-е и сущ-ть гос-ва, его признаки. Типы и формы гос-ва.
Гос-во- полит. организ-я экономически господствующ. класса. Теории происхождения гос-ва: 1) Теория божествен. происхожд-я. Воля творца, выбор представ-ля. 2) Теория обществен. договора. Авторы: Гоббс, Руссо. Идея народн. власти, признание народа главным источником гос. суверенитета. 3) Насильствен. хар-р. Захват и насилие сильных над слабыми. Автор: Дюринг. 4) Марксистск. теория или соц.-эконом. теория. Обществен. раздел-е труда, возникн-е частн. собств-ти и господствующ. классов. 5) Теория естествен. происхожд-я гос-ва. Аристотель считал, что люди как соц. сущ-ва стремятся к объедин-ю в общ-во и образуют его формальную организ-ю – госу-во. Т.е. это результ. стремления людей к взаимному общению и средство достиж-я моральн. соверш-ва. Признаки государства: - Наличие публичной политической власти - Право - Территория, внешние границы - Налоги и сборы - Суверенитет Тип гос-ва зависит от того, какой класс наход-ся у власти и чьи интересы он защищает (может не совпадать с формацией). Выделяют 4 типа гос-ва: 1.Рабовладельч. тип. Исторически 1-ый тип классов. организ-и общ-ва. Это организ-я полит. власти господствующ. класса в рабовладельч. общественно-эконом. фармации (ОЭФ). Важной функцией такого гос-ва явл. защита собств-ти рабовлад-цев на ср-ва произв-ва, в т.ч. рабов. 2. Феодальн. тип гос-ва. Результат гибели рабовлад. строя и возникн-я феодальн. ОЭФ, как орудия классов. господства крепостников-помещиков. Главн. средство защиты сословн. привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крест-ва. Гос-во обесп-ет право господствующ. класса на землю, владения крепостными и присвоения значит. части их труда. 3. Капиталистич. тип. Функционирует на базе произв. отнош-й, основан. на капит-зме, частной собств-ти на ср-ва произв-ва и юрид. защиты рабочих от эксплуататоров. Это последн. тип эксплуататорск. гос-ва. 4. Социалистич. тип. Возникает в результ. соц. револ-и, кот. отвергает отнош-я частн. собств-ти. Создается система эконом. отнош-й, кот. базируется на обществ. собств-и на орудия и средства произв-ва, предполаг. сотрудн-во свободных от эксплуатации людей. Форма гос-ва – совокуп-ть существующ. способов организ-и, устройства и осуществ-я гос. власти, выражающих его сущ-ть. 1. По способу организ-и высшей власти. Основой выдел-я различн. форм правления служит способ организ-и власти, формальн. источник власти. --- Монархическая ф. правления характ-ся наследствен. принципом замещения главы гос-ва. В завис-ти от объема полномочий монарха выделяют такие разновид-ти данной ф. правления, как абсолютн. и конституцион. монархия. Причем если отличит. признаком абсолютизма служит практически нелегитимирован. власть главы гос-ва (ведущая нередко к полному произволу монарха), то конституцион. монархия характ-ся огранич-ем его полномочий. В наст. время около 40 гос-в мира явл. монархиями, при этом больш-во из них предст-ют собой парламентск. монархии (Великобритания, Япония, Швеция). ---Республиканская ф. правления, при кот.высшие органы гос. власти либо избир-ся, либо формир-ся общенациональн. представительн. учрежд-ем. Выдел-ся три основных разновид-ти республик. ф. правления –президентск. республика - избрание главы гос-ва независимо от парламента путем всеобщего голосов-я, соедин-е в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правит-ва, назнач-е правит-ва президентом, ответст-ть правит-ва перед президентом (напр., США); парламентск. республика - избрание президента парламентск. путем, решающ. роль в управ-и главы правит-ва, премьер-министра, формир-е правит-ва парламентск. путем, ответств-ть прави-ва перед парламентом (Италия, Германия), смешанная республика - избрание президента или главы гос-ва независимо от парламента путем всеобщего голосов-я, сильная президент. власть, ответст-ть правит-ва перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия). 2. Форма гос. устройства - это территориально-полит. организ-я гос-ва. Характер-ет отнош-я между центром и регионами. --- Унитарное гос-во явл. единым гос-вом. --- Федеративным --- Конфедерация есть союз государств. 3. По полит. режиму, кот. характ-ет метод и средства реализации прав и свобод. В истории чел-ва выделились в основном два типа полит. режима: демократические и диктаторские (тоталитарный (власть одного) и авторитарный(власть нескольких). Обществен. сознание и его структура. ОС явл. совокуп-тью индивид. созн-й, т. е. имеет исходным ур-нем созн-е индивидов, кот. есть его непосредств. носители. В ОС поэтому есть всеобщее, родовое, свойственное духов. процессу жизни всей массы инд-дов и собственно индивид-ое, присущее созн-ю отдельн. инд-дов. Структура общест. созн-я явл. в известной мере отраж-ем структуры общест. бытия в его широк. смысле слова. Т. к. ОБ имеет две стороны: непосредственную (внешн.) и глубинную (внутрен.), в ОС различают 2 уровня: обыденное и теоретич. созн-е. 1. Обыден. созн-е формир-ся в процессе повседневн. практич. деят-ти людей, есть непосредствен. отраж-е реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. Ядро обыден. созн-я – здравый смысл – по глубине осознания действ-ти нередко приближ-ся к ур-ню научн. созн-я. 2. Второй ур-нь ОС – теоретич. созн-е, отражающее глубинные, сущностные стороны обществ. жизни, включенной в нее природн. среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыден. созн-я оно отлич-ся большей сложностью из-за проникн-я в сущ-ть ОБ, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретич. созн-е опирается на обыден. созн-е, особенно на здрав. смысл, но идет дальше и глубже его. Обществен. психология характ-ет психологич. облик и выражает интересы различных соц. групп. Это отнош-е общ-ва к действ-ти. Обществен. психология так же включ. в себя эмоциональн. отнош-я личности или соц. группы к явл-ям обществ. жизни. Обществ. психология с ее эмоциональн. окрашенностью играет очень важную роль в обществ. движ-ях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому необх-мо учитывать обществ. психологию при проведении полит. измен-й. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозир-ть их реакцию на те или иные полит. действия. Идеология – это высш. уровень обществ. созн-я, систематизирован. выражение коренных взглядов опред. соц. группы. Идеология имеет обычно опред. теоретич. основу, программу действий и механизмы распростран-я идеологич. установок в массах. В отличие от обществ. психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается соц. мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды опред. соц. группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы кот. выражают. Идеологами этой группы они стан-ся потому, что теоретич. путем приводят к тем же задачам, к кот. класс приходит практически. Обществ. мнение — усредненная и поддерживаемая больш-вом т. з. в различных соц. группах на к.-либо проблему с учетом развития массового созн-я и ролевых представ-й соц. группы о поведении и мышлении внутри социума. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |