Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста.
Все дети разные, и все одинаковы. И особенно хорошо это проявляется в лагере. Во-первых, отряды в лагере, как правило, формируются из ребят одного возраста. Во-вторых, человек устроен так, что с возрастом меняется, и для каждого возрастного периода характерны свои проблемы, особенности. Это все значит, что нам нужно знать, как тот или иной возраст отражается на ребенке и учесть эти особенности в своей работе. Самые маленькие дети в лагере, как правило, семилетние. Самые взрослые – семнадцатилетние. Хотя, необходимо отметить, что в связи с ускоренными темпами развития современных детей (как физиологического, так и психологического, морального, социального), некоторые возрастные рамки растягиваются…
Возраст
| Особенности детей
| Рекомендации к работе
| 7-9 лет, младший школьный возраст
| · большая двигательная, но неустойчивая активность;
· повышенная утомляемость при однообразной и длительной деятельности;
· низкие навыки самообслуживания, личной гигиены и соблюдения безопасности;
· большая впечатлительность, импульсивность;
· малый объем внимания, неустойчивость и рассеянность внимания;
· любознательность, любопытство, наблюдательность, развитие воображения;
· подражание, но начинает складываться самооценка;
· эмоциональная восприимчивость;
· большое влияние взрослых;
· начало складывания малых групп;
· ведущий вид деятельности – обучение, особенно в форме ролевой игры, через которое развивается все остальное;
| Потребности младшего школьника заключаются в игре, в движении, во внешних впечатлениях, которые призваны удовлетворить его познавательный интерес, а значит, вам нужно:
· чаще менять виды деятельности (от спортивной – к интеллектуальной, от расслабляющей – к творческой);
· использовать больше игровых моментов (даже при организации бытовых вопросов);
· чаще применять подвижные игры;
· уделять больше заботы и внимания, теплоты; следить за своей мимикой и интонацией;
· стремится помогать в организации хозяйственно-бытовой жизни ребят, особо обратить внимание на гигиену;
| 10-12 лет, младшие подростки
| · начало процесса полового созревания (у мальчиков несколько запаздывает);
· бурное проявление эмоций, частая конфликтность;
· поиск примера для подражания (своеобразного «героя»);
· стремление совершать общественно-значимые дела;
· высокое значение коллектива, общественного мнения, оценки сверстников, что связано со стремлением завоевать авторитет и достойное место в коллективе (если этого не получается, могут попасть под влияние);
· несовпадение интересов мальчиков и девочек;
· складывание самооценки, перенесение всего происходящего на себя и представление о себе;
| Ключевая потребность – в самопознании.
·помочь найти «верного» героя, самому быть достойным примером;
·поощрять увлечение романтикой, героикой, использовать увлекательные, «таинственные» формы работы (походы, костры, легенды, рассказы о великих людях и т.п.);
·снимать противоречия между складывающимися малыми группами (в том числе, между мальчиками и девочками);
·уделять большое внимание играм, содействующим раскрытию ребенка, проводить рефлексию;
·задействовать в общественной деятельности;
| 13-14 лет, подростки
| «Переходной», «трудный», «кризисный» возраст, когда подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он растет, у него уже есть некоторый жизненный опыт, но вместе с тем его возможности ограничены.
· малая значимость мнения взрослого, ориентация на свои личные установки (иногда даже стремление сделать наперекор, чтобы отстоять свою «правоту»);
· стремление к объединению в группы (одних – «быть как все», других – «выделится среди других»);
· появление способности к достижению цели, причем с большим упорством и волей;
· повышенный интерес к атрибутам «взрослого мира» - курению, алкоголю, сексу;
| Доминирующая потребность – в активности, в желании постоянно пробовать свои силы, испытывать, проявлять себя, самоутверждаться, так позвольте им это сделать:
· проведение различного рода мероприятий, раскрывающих различные стороны личности;
· постоянная постановка целей, одобрение и похвала при их достижении;
· бдительность в отношении дисциплины;
| 15-16 лет, старшеклассники
| · чувство «взрослости», которое ребенок стремится реализовать (на время, освободившись от родительского присмотра, ребенок начинает требовать независимости);
· ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, причем как формальное, так и интимное;
· яркое выражение себя вовне (внешний вид, поведение);
· формирование референтных групп;
· формирование «мы - концепции», которая выражается в формуле «мы-свои, они-чужие»;
· конформность (подчинение чужому мнению, как правило, мнению большинства);
· интерес к противоположному полу (фантазии и проявление вовне);
· творческое развитие фантазии;
· высокие возможности и способности;
· стремление к самообучению;
· чувство юмора;
· при низкой самооценке возможно суицидальное поведение (которое зачастую выступает как призыв к помощи, способ обратить внимание на свою проблему);
| Главная потребность – в понимании и повышении самооценки.
· ориентировать на создание «нового», своеобразного;
· снятие стереотипного и «подчиняющегося» мышления, формирование собственной позиции;
· повышение самооценки;
· помочь снять напряжение между мальчиками и девочками;
· предлагать виды деятельности, где возможно проявлять инициативу, самостоятельность;
· опираться на юмор, тактичность, мотивацию на достижение цели, толерантность;
| 17-18 лет, юность
| Поведение таких ребят опирается на ценностно-смысловую регуляцию, что значит:
- оценка себя, своих способностей и возможностей;
- представление о ценностях, жизненных ориентациях и оценка всего происходящего в соответствии с ними;
- способность брать ответственность за свои действия;
- развитая рефлексия (анализ и оценка самого себя и происходящего).
| Такие ребята – первые помощники вожатого, поэтому, вам нужно узнать склонности и интересы этих ребят, а затем и помочь им реализовать себя в этом. Передать опыт, расширить кругозор, помочь определиться с будущим, просто стать другом…
|
|