Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие тенденции в развитии представлений о труде и об отношении к труду




 

Историческая ретроспектива отношений людей к труду такова (Леонова, Чернышева, 1995, с. 264-265):

В Древней Греции господствовало негативное отношение к повседневной обязательной работе. Особенно презирался поденный физический труд, предназначаемый для рабов, но не для свободных граждан. Труд «для себя» признавался лишь при условии, что создается нечто «вечное».

Труд в Ветхом Завете (Кн. Бытия: 3:17-19) рассматривался как тяжелое испытание, наложенное Господом в наказание за первородный грех. Сам труд – это искупление греха и необходим лишь потому, что позволяет разделить плоды труда с другими людьми (с нуждающимися).

В средневековых гильдиях аскетический труд секуляризирован (обращен в светскую ценность). При этом труд рассматривается как воплощение религиозного служения.

Реформация возвысила роль труда как особой формы обязанности и долга (Beruf). Труд должен способствовать «построению царства Божьего» на земле, а сама работа – это «благодать» и чем тяжелее труд, тем лучше (М. Вебер).

Возникновение пролетариата в XVII-XX вв. существенно изменило представления о труде. Если раньше организация труда опиралась на насилие, то позже на первый план все больше выходят: сознательное подчинение, дисциплина, надежность, пунктуальность и лояльность по отношению к руководству. Все больше развивается самосознание работника. Но главное – формируется особая «этика труда», понимаемая как «субъективное перераспределение труда» в качестве неизбежного источника «положительного самоутверждения». Все это помогает работнику создавать «внутреннюю мотивацию», даже несмотря на плохие условия труда.

Руис С.А. Куантанилла и Б. Вилперт обозначают следующую общую логику развития трудовой этики (Леонова, Чернышева, 1995. С. 265):

§ буржуазная этика, где основное внимание направлено на реализацию индивидуальных и профессиональных целей личности;

§ ремесленное производство, где самосознание работника определяется самим трудом и измеряется прибавочной стоимостью производимого продукта;

§ пролетарская этика, определяемая профессиональным самосознанием, которое, в свою очередь, все больше определяется самим трудовым коллективом.

Если взять в качестве критериев развития представлений о труде представления о справедливости, т.е. о соответствии вклада человека в общую пользу и благ, получаемых данным человеком (работником), то условно можно выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества:

1. Труд как необходимость выживания человека в сложном, непонятном и часто враждебном мире природы. Распространена точка зрения, согласно которой труд, а точнее, – коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) создал человека как носителя особого коллективного сознания. Поскольку труд на данном этапе развития человечества оставался достаточно простым и понятным для большинства, то и представления о справедливом вознаграждении носили в основном коллективный, т.е. понятный и признаваемый большинством характер.

2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже – и перед обществом. Через труд человек показывает свою «полезность» данному сообществу и, благодаря труду, вообще может рассматривать себя как полноценного члена данной социальной системы. На данном этапе развития представлений о труде каждый конкретный человек (работник) мог уже несколько по-своему понимать свой долг перед людьми и, соответственно по-своему гордиться тем, что он делает, чем он полезен остальным людям. Соответственно, представления о такой полезности были разными у вождей и обычных членов общества.

3. По мере образования рабовладельческих (а позже – и феодальных) государств труд все больше рассматривается как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определенным группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духовенству).

Подневольный труд выполнялся в соответствии с существующими нормами жизни и законами. И соответственно, жестоко наказывались любые отступления от этих норм. Причем это в немалой степени относилось и к привилегированным слоям, а не только к рабам и простолюдинам. Естественно, нужна была идеология, обосновывающая такое положение дел. В демократических рабовладельческих государствах такое обоснование предлагали философы (Платон, Аристотель). Например, Аристотель писал, что «одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо» (см. Человек, 1991. С. 121). Долгое время идея подневольного труда обосновывалась и религиозными представлениями о «праведном труде как искуплении грехов».

4. По мере развития общественного производства труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-работник все больше становится элементом (а позже стали говорить – «фактором») эффективного производства. Ситуация осложнялась тем, что конечные результаты производства все больше отдалялись от самого человека-работника и ему уже было сложнее оценить свой реальный вклад в общее дело. Соответственно, сложнее стало для него оценить и блага (зарплату), на которые он мог рассчитывать. В итоге работнику больше приходилось в этом вопросе ориентироваться на работодателя (на что он может претендовать в плане оценки своего труда).

Чувство сопричастности тому или иному производству (предприятию), а также чувство сопричастности тем или иным производимым товарам все больше становится для работника основой для его самореализации и удовлетворения в труде. Это своеобразная компенсация той эксплуатации (и ущемления в оплате), которая была характерна для капитализма времен прошлого – начала нашего столетия. К этому можно добавить и влияние на чувство такой сопричастности со стороны общественного мнения, а также мнения, складывающегося в конкретных трудовых коллективах работников.

5. По мере демократизации общества труд все больше рассматривается (и осознается конкретными людьми) как социально-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе. Ставшее более образованным в области экономике население ряда стран уже с гораздо большим пониманием оценивало свой вклад в общественное благосостояние и вознаграждения (блага), получаемые за свою работу. Именно поэтому все цивилизованные страны захлестнули забастовки и профсоюзные движения. Реальностью стала борьба рабочих за свои права. В итоге западное общество достигло более-менее справедливого состояния, когда каждый труд стал вознаграждаться в зависимости от своей трудоемкости, необходимого уровня квалификации работников, а главное – от востребованности данной работы для большинства населения. Иными словами, «рынок» стал во многом определять и представления о «полезности» того или иного труда. Соответственно сам статус человека в обществе, а соответственно и чувство удовлетворенности от труда, во многом определяющее и чувство собственного достоинства, стали определяться заработком, получаемым за полезную для общества работу.

6. Труд как личностная потребность и условие развития человека. Даже в условиях рыночного представления о ценности труда у некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад и блага через востребованность со стороны большинства людей (со стороны «рынка»). Важнейшим условием сохранения и развития чувства собственного достоинства становится труд, выполняемый в соответствии с личными представлениями работника об общественной пользе (а это может существенно расходиться с существующими представлениями на уровне массового сознания). И лишь в этом случае, когда реализуется своя собственная концепция создаваемого блага, работник получает возможность наиболее полноценно реализовать себя в труде.

Правда, остается еще проблема вознаграждения (благ), которые определяются не самим работником, а обществом (в лице руководства, работодателя, «рынка»). И если работник не получает ожидаемых (с его точки зрения) благ и признания, то это порождает для него новые проблемы, связанные с переоценкой своего отношения к труду.

 

Словарь терминов

1. Психотехника

2. Тектология

3. Труд

4.

Вопросы для самопроверки

1. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда?

2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде?

3. В чем сущность психотехнического подхода?

4. Какова основная причина кризиса психотехники?

5. Как повлияли особенности социально-экономического развития начала ХХ века на развитие психологии труда в нашей стране?

6. Чем известен И.Н. Шпильрейн?

 

 

Список литературы

1. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Коммунизм - будущее человечества. Кризис социализма и коммунистическая перспектива. М.: УРСС, 1998. 336 с.

2. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Российский гуманитарный ун-т, 1996. 151 с.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.

4. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. 182 с.

5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 448 с.

6. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 1997. 334 с.

7. Федосеев А.С. Коллективизм в управлении: еще одна японская легенда // ЭКО, 1980. №2. С. 129-137.

8. Шмелев А.Г. и коллектив: Основы психодиагностики. М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. –– М.: Академия, 2001. - 480 с. (Высшее образование)

10.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...