Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология труда в конце ХIХ - начале ХХ вв.
Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующие существенные особенности социально-экономического развития страны (Климов, Носкова, 1992. С. 78-82): § Развитие фабричного и заводского труда сопровождалось «губительным ростом несчастных случаев на производстве» (по данным Д.П.Никольского, на южных металлургических заводах в 1907 г. при 43000 работающих было 22156 несчастных случаев…), что остро ставило проблему соответствия человека и его работы. § Резкое увеличение технического оснащения производства выдвигало следующую проблему – определение соответствия человека и техники, что в свою очередь ставило вопросы профессионально-технической подготовки работников. § Увеличение численности коллективов (на больших заводах и фабриках) выдвигало проблему управления производством на научной основе, т.е. то, что сейчас называется «менеджмент». Линии развития психологии труда в этот период: 1. Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда: Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности. Например, исследования трудовых действий В.П. Горячкина (на основе работ И.М. Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н.А. Шевелев впервые предложил термин «техника безопасности труда». В.И. Михайловский составил «Проект обязательных постановлений о мерах …для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях» (1899 г.) и др. Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники. Еще в 1829 г. М. Павловым описывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок: одной шотландской конной и двух видов ручной – шотландская оказалась лучше, (т.е. более соответствующей возможностям работников). Главный смысл таких, уже усовершенствованных к концу ХIХ в. экспертиз – «предохранение работников от несчастий» и др. Идеи соответствия человека и техники в отечественном воздухоплавании. Еще в 1804 г. Я.Д. Захаров описывает наблюдения над своим самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабатывается метод «наблюдения над самим собой», который использовал и знаменитый летчик П.Н. Нестеров. С.П. Мунт составляет комплексную программу изучения летчиков, куда входили показатели: «силы произвольной мускулатуры», тактильной и болевой чувствительности… Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта. В 80-е гг. ХIХ века резко возросло число железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптического обмана машинистов выделялись (по С.Н. Кульжинскому): переутомление, физиологические причины, психологические причины – все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатываются различные приспособления контроля железнодорожных работников, например, аппарат за контролем поездных бригад (Н.Г. Дидушкин). Изобретаются «повторители семафоров» для анализа дорожных происшествий – прообраз «черных ящиков» в современной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др. Идеи проектирования режимов и условий труда. В 1877 г. рабочий день в производстве длился от 8 до 18 часов в сутки (по данным Ф.Ф. Эрисмана). При анализе аварий на железной дороге оказалось, что многие виновные находились на службе больше положенного времени: например, один – 21 час, другой – 23 часа, третий – 21 час 45 минут… (по данным А.А. Вырубова – 1884 г.). Еще в 1907 г. предлагалось увеличить число перерывов (дополнительно к обеденному – утренний и вечерний), да еще и с гимнастикой! (по М.С. Уварову и Л.М. Лялиной). Разные авторы предлагали усовершенствования в плане вентилируемости и освещения помещений (В.И. Михайловский), усовершенствования рабочего места – паровозной будки (В.А. Арциш) и т.п. Идеи организационно-психологического проектирования. Для повышения социальной защищенности рабочих предлагалось (еще в начале ХХ в. в России): организация страховых обществ; обеспечение материальных вознаграждений увечным работникам; проведение законов об ответственности предпринимателей за увечья рабочих; создание фонда помощи рабочим, пострадавшим от увечий и др. Еще в начале века И.И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важно решить два вопроса: «подбор потребного персонала и надежная организация самого производства». Предлагалась идея «сменных» или «двойных» бригад для машинистов паровозов. Еще в 1874 г. Д.И. Журавским разрабатывалась идея «распределения функций» между подчиненными. Предлагались новые варианты системы поощрения и наказания, которые важны не только для повышения производительности труда, но и для укрепления стабильности коллектива (Д.И. Журавский, И.И. Рихтер, Э.С. Пентка). 2. Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей: Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы. Еще в 1916 г. А.Ф. Лазурский отмечал, что сама идея отбора человека – не гуманная, главное – обеспечить развитие человека в труде. И.И. Рихтер писал, что задача профотбора должна решаться в контексте комплекса организационных задач, где само производство – не стабильная, а развивающаяся (меняющаяся) система. В «Обязательных постановлениях… по предупреждению несчастных случаев… на фабриках и заводах Московской губернии» (1896) акцент делается на явных противопоказаниях к труду. Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека. Впервые специальные медицинские освидетельствования (применительно к воздухоплаванию) –1847 г. В 1895 г. поднимается вопрос об испытаниях персонала, работающего с паровыми машинами (В.А. Рождественский). В 1909 г. Н. Мельников предлагает следующие процедуры испытаний работников железных дорог: 1) ответы на вопросы (оцениваются в баллах); 2) оценка не по словам, а по делам (по результатам труда)). Использовались также и статистические способы оценки, а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе «предположения» об их важности для работы. Идеи подбора – «приискания»–- работы, профессии для человека. Уже в начале ХХ столетия некоторые авторы считали, что идея подбора более гуманна, чем идея селекции людей по принципу «профпригодности». Однако в тот период еще сохранялась жесткая традиция наследования «семейной профессии», что сильно ограничивало людей в выборе профессий. При этом проблемы помощи людям в поисках работы решались по трем направлениям: § государственные службы «приискания труда» (типа «бирж труда»); § помощь молодежи в выборе профессионального учебного заведения (интересно, что еще в работе 1900 г. «Кающийся энциклопедист» выделяются четыре варианты выбора профессии: соответственно семейной традиции; случайно; по призванию; по расчету); § развитие идеи «призвания» как следования гражданскому долгу, т.е. служения высшим идеалам и т.п. (А.В. Мастрюков, П.П. Блонский). Первые «Городские посреднические бюро», где бесплатно давались «указания работы» возникли в конце ХIХ в. В первую мировую войну «биржи труда» получают государственный статус (статус государственных учреждений). С 80-х гг. ХIХ в. систематически выпускались справочники по профессиональным учебным заведениям («Адрес-календарь», «Студенческий альманах» и др.). 3. Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда были следующими: Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального профессионального мышления (интересно, что в этот период еще не были распространены конвейерно-исполнительные виды труда, т.е. требовались реальная деловая инициатива и творчество!). Формирование исполнительных составляющих труда. Сразу же обозначилась проблема построения рациональных программ и методов профессионального обучения трудовым навыкам. Выделились основные моменты производственного обучения: § изучение данной профессии и выделение основных операций (прообраз современной профессиографии); § выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций; § создание условий для тренировки этих умений в специальных упражнениях. Обучение саморегуляции. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу ХIХ в. тенденции все и вся регламентировать и «заорганизовывать». Например, Г.Е. Шумков изучал поведение человека в экстремальных условиях: он сам участвовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами «особого чувства тревоги» бойца и его влияния на поведение в бою, а также - вывод о необходимости обучения бойцов (а позже – летчиков) способности к саморегуляции. П.Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д.И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что контролируя подчиненных, руководитель обязательно должен контролировать и самого себя. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |