Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы и методы педагогики
Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим. Педагогика (с греческого) – пейдос – ребенок, ведос – водить. Основные принципы 1. Принцип природосообразности: А) учет возрастных особенностей детей Б) учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы В) учет половых особенностей Г) развитие инициативы и самостоятельности 2. Принцип гуманизма – признание ценностей ребенка как личности, признание его прав и свобод, его творческого потенциала, способностей, оказания помощи в самоопределении, интеграции в обществе, самореализации. 3. Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среду, где находится конкретное учебное учреждение 4. Принцип целостности – достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса 5. Принцип демократизации – предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самообучения и самовоспитания 6. профессиональной целесообразности – обеспечивает отбор содержания, методов и средств подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности
Методы: I. Организационные 1) планирования и построения исследования (изучение состояния проблемы, разработка научной гипотезы, организационно-методический замысел); 2) сбор данных (выявить, измерить и зафиксировать исследуемые явления – тестирование, анкетирование); + анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта; 3) обработки данных – шкалирование, процентрирование, графики и т.п. II. Интерпретационные методы 1) каузальный (причинный) 2) системный 3) структурный 4) функциональный 5) генетический и др.
Системв педагогических наук. Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим. Система педагогических наук: 1. Общая педагогика – исследует основные законы воспитания; 2. история педагогики – изучает развитие педагогических идей воспитание в различные исторические эпохи 3. сравнительная педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах 4. возрастная педагогика – изучает особенности воспитания человека на различных этапах а) преддошкольная педагогика б) дошкольная в) педагогика младших классов г) педагогика средней школы д) педагогика средне – специального образования е) педагогика высшей школы ж) педагогика профессионально-технического образования з) андрогогика – педагогика взрослых 5. специальная педагогика (дефектология) – особенности воспитания и образования человека, имеющего физические и умственные отклонения в развитии. А) сурдопедагогика – воспитание и образование глухонемых Б) тифлопедагогика – слабовидящих и слепых В) олигофренопедагогика – образование и воспитание умственно-отсталых Г) логопедия 6. профессиональная педагогика – изучает закономерности воспитания и образования человека, ориентированные на специальные профессиональную сферу деятельности 7. социальная педагогика – разработки внешкольного воспитания и образования 8. лечебная педагогика – с ослабленными и больными школьниками 9. исправительно-трудовая педагогика – содержит практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершение преступления
Междисциплинарный характер педагогики Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим. Педагогика взаимодействует: - с философией - с психологией (общность методов и категорий) - с физиологией - с социологией и др. Философиявыполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика. Психологияпомогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Фольклористикаи этнографиязанимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры. Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь: 1) анатомией и физиологией человека; 2) математикой; 3) кибернетикой. Педагогика использует их следующим образом: 1) заимствует научные идеи; 2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками. Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др. Математикаслужит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Кибернетикапозволила создать в педагогике программированное обучение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |