Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и методы педагогики




Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим.

Педагогика (с греческого) – пейдос – ребенок, ведос – водить.

Основные принципы

1. Принцип природосообразности:

А) учет возрастных особенностей детей

Б) учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы

В) учет половых особенностей

Г) развитие инициативы и самостоятельности

2. Принцип гуманизма – признание ценностей ребенка как личности, признание его прав и свобод, его творческого потенциала, способностей, оказания помощи в самоопределении, интеграции в обществе, самореализации.

3. Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среду, где находится конкретное учебное учреждение

4. Принцип целостности – достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса

5. Принцип демократизации – предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самообучения и самовоспитания

6. профессиональной целесообразности – обеспечивает отбор содержания, методов и средств подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности

 

Методы:

I. Организационные

1) планирования и построения исследования (изучение состояния проблемы, разработка научной гипотезы, организационно-методический замысел);

2) сбор данных (выявить, измерить и зафиксировать исследуемые явления – тестирование, анкетирование); + анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта;

3) обработки данных – шкалирование, процентрирование, графики и т.п.

II. Интерпретационные методы

1) каузальный (причинный)

2) системный

3) структурный

4) функциональный

5) генетический и др.

 

Системв педагогических наук.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим.

Система педагогических наук:

1. Общая педагогика – исследует основные законы воспитания;

2. история педагогики – изучает развитие педагогических идей воспитание в различные исторические эпохи

3. сравнительная педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах

4. возрастная педагогика – изучает особенности воспитания человека на различных этапах

а) преддошкольная педагогика

б) дошкольная

в) педагогика младших классов

г) педагогика средней школы

д) педагогика средне – специального образования

е) педагогика высшей школы

ж) педагогика профессионально-технического образования

з) андрогогика – педагогика взрослых

5. специальная педагогика (дефектология) – особенности воспитания и образования человека, имеющего физические и умственные отклонения в развитии.

А) сурдопедагогика – воспитание и образование глухонемых

Б) тифлопедагогика – слабовидящих и слепых

В) олигофренопедагогика – образование и воспитание умственно-отсталых

Г) логопедия

6. профессиональная педагогика – изучает закономерности воспитания и образования человека, ориентированные на специальные профессиональную сферу деятельности

7. социальная педагогика – разработки внешкольного воспитания и образования

8. лечебная педагогика – с ослабленными и больными школьниками

9. исправительно-трудовая педагогика – содержит практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершение преступления

 

Междисциплинарный характер педагогики

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим.

Педагогика взаимодействует:

- с философией

- с психологией (общность методов и категорий)

- с физиологией

- с социологией и др.

Философиявыполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психологияпомогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористикаи этнографиязанимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

2) математикой;

3) кибернетикой.

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

Математикаслужит источником методов, которые применяются в процессе обучения.

Кибернетикапозволила создать в педагогике программированное обучение.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...