Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общение как восприятие людьми друг друга
Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Персептивная сторона общения включает в себя: 1.Механизмы и функции Функции: познание себя, познание партнера, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности. Механизмы: *Стереотипизация – восприятие людей как представителей той или иной соц. группы. *Идентификация – уподобление себя другому человеку. *Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку. *Аттракция – формирование устойчивого позитивного чувства к другому человеку. *Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. *Имидж – то, как мы выглядим в глазах других. Существуют такие направления имиджа, как физический имидж (здоровье, внешний вид), психологический имидж (характер, внутренний мир), социальный имидж (роль в обществе, поведение). Характеристика положительного имиджа: привлекательный внешний вид, грамотная речь, естественное поведение, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу/критику. *Казуальная атрибуция – психологическая теория о том, как люди объясняют поведение других, т.е. что является причиной.
Локус контроля – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям. Экстернальный локус контроля – приписывают причины неудач внешним факторам. Интеральный локус контроля – приписывают причины неудач себе.
Вербальные средства общения Вербальное общение – процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение – сложный и многоплановый процесс. В ходе вербального общения важно понимать, как воспринимается речь собеседником и какое влияние оказывает на него. Вербальное общение – одно из основных средств межличностных коммуникаций. Коммуникативный процесс вербального общения дополняется средствами невербального общения. Вербальное средство общения – общение с помощь речи. Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Требования к речи: 1.Доступность – взвешенность содержания, учет культурно-образовательного уровня. 2.Ассоциативность 3.Сенсорность 4.Экспрессивность – выразительность мимики и т.д. 5.Интенсивность – темп подачи информации Приемы вербального общения: 1.Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. 2.Обращение по неизвестному адресу. И в этом приеме школьника подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом учитель к коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы. 3.«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что учитель комментирует поведение отсутствующего в данный момент школьника с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, характеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором -- что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает. 4.Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении школьников – показатель зрелости педагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение. Невербальные средства общения невербальные средства общения: - кинесика – экспрессивно-выразительные зрительно воспринимаемые движения другого человека (жесты, мимика,поза, походка и др.)
Педагогика как наука: объект, предмет. задачи и основные категории Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим. Педагогика (с греческого) – пейдос – ребенок, ведос – водить. Объектом педагогики – является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений. Предметом педагогики – определяется как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания образования и обучения. Цель - создание эффективной педагогической системы. Основные задачи: 1) Изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе; 2) Проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам; 3) Разработка адекватных психологических теорий и практических рекомендаций; 4) Разработка форм, методов, средств и технологий психологической работы; 5) Разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности 6) Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Категории Воспитание (шир.)– это социальное целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду Воспитание (узк.) – целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание (лок.) – решение конкретной воспитательной задачи Виды воспитания: - умственное - нравственное - физическое - трудовое - эстетическое Образование – организованный целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоения опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков. Обеспечивает некий результат: - определенный уровень развития образовательных и т.п. способностей человека - определенный уровень развития знаний, умений и навыков - подготовка к тому или иному виду практической деятельности Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося Включает в себя 2 части: - преподавание - учение Развитие – это объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека Развитость – это уровень совершенства интеллектуальных, творческих и т.п. качеств, особенностей и способностей личности Самосовершенствование – процесс направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |