Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как восприятие людьми друг друга




Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Персептивная сторона общения включает в себя:

1.Механизмы и функции

Функции: познание себя, познание партнера, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности.

Механизмы:

*Стереотипизация – восприятие людей как представителей той или иной соц. группы.

*Идентификация – уподобление себя другому человеку.

*Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку.

*Аттракция – формирование устойчивого позитивного чувства к другому человеку.

*Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

*Имидж – то, как мы выглядим в глазах других. Существуют такие направления имиджа, как физический имидж (здоровье, внешний вид), психологический имидж (характер, внутренний мир), социальный имидж (роль в обществе, поведение).

Характеристика положительного имиджа: привлекательный внешний вид, грамотная речь, естественное поведение, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу/критику.

*Казуальная атрибуция – психологическая теория о том, как люди объясняют поведение других, т.е. что является причиной.

 

Локус контроля – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям.

Экстернальный локус контроля – приписывают причины неудач внешним факторам.

Интеральный локус контроля – приписывают причины неудач себе.

 

Вербальные средства общения

Вербальное общение – процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение – сложный и многоплановый процесс. В ходе вербального общения важно понимать, как воспринимается речь собеседником и какое влияние оказывает на него. Вербальное общение – одно из основных средств межличностных коммуникаций. Коммуникативный процесс вербального общения дополняется средствами невербального общения.

Вербальное средство общения – общение с помощь речи.

Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Требования к речи:

1.Доступность – взвешенность содержания, учет культурно-образовательного уровня.

2.Ассоциативность

3.Сенсорность

4.Экспрессивность – выразительность мимики и т.д.

5.Интенсивность – темп подачи информации

Приемы вербального общения:

1.Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.

2.Обращение по неизвестному адресу. И в этом приеме школьника подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом учитель к коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы.

3.«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что учитель комментирует поведение отсутствующего в данный момент школьника с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, характеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором -- что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает.

4.Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении школьников – показатель зрелости педагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.

Невербальные средства общения

невербальные средства общения:

- кинесика – экспрессивно-выразительные зрительно воспринимаемые движения другого человека (жесты, мимика,поза, походка и др.)

1. Фонационные средства а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) в) просодия § пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; гелоскопия § вокальные качества голоса; диапазон; тембр § фразовое ударение, синтагматическое уда- рение, логическое ударение; тон; интонация
2. Оптико - кинетические средства а) выразительные движения б) физиогномика в) окулесика или окуломантия § мимика; жесты; позы; осанка; походка § внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология § направление взгляда, длительность и частота
3. Знако - символические средства а) системология б) графология в) актоника г) гастика д) хирософия и подомантия е) стерномантия ж) онихомантия з) нумерология и) молеософия § предметы, окружающие человека в жизни § особенности почерка § поступки человека § пища, напитки § особенности формы рук, флексорных линий и холмов на ладони; дерматоглифика; линии на ступнях ноги § особенности формы и объема груди женщины § особенности формы и цвета ногтей § дата рождения, фамилия и имя человека § родинки
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус) а) гаптика или такесика б) сенсорика в) аускультация г) одорика (ольфакция) § прикосновения § чувственное восприятие человека другой культуры § слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение § запахи парфюма, табака, еды...
5. Пространственно - времен- ные средства а) проксемика б) хронемика § расположение собеседников и дистанция между ними § способ использования времени: монохронный тип (возможен только один вид деятельности в одно и то же время) и полихронный (несколько дел)

 

 

Педагогика как наука: объект, предмет. задачи и основные категории

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активным его усвоением младшим.

Педагогика (с греческого) – пейдос – ребенок, ведос – водить.

Объектом педагогики – является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики – определяется как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания образования и обучения.

Цель - создание эффективной педагогической системы.

Основные задачи:

1) Изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) Проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) Разработка адекватных психологических теорий и практических рекомендаций;

4) Разработка форм, методов, средств и технологий психологической работы;

5) Разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности

6) Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

Категории

Воспитание (шир.)– это социальное целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду

 Воспитание (узк.) – целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание (лок.) – решение конкретной воспитательной задачи

Виды воспитания:

- умственное

- нравственное

- физическое

 - трудовое

- эстетическое

Образование – организованный целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоения опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.

Обеспечивает некий результат:

- определенный уровень развития образовательных и т.п. способностей человека

- определенный уровень развития знаний, умений и навыков

- подготовка к тому или иному виду практической деятельности

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося

Включает в себя 2 части:

- преподавание

- учение

Развитие – это объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека

Развитость – это уровень совершенства интеллектуальных, творческих и т.п. качеств, особенностей и способностей личности

Самосовершенствование – процесс направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...