Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос №14 . Психические состояния и образования ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое. Психические состояния человека характеризуются: Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец). Психические состояния обладают Относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - Личностные и ситуативные; 2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 4. в зависимости от времени протекания - Кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; 5. в зависимости от влияния на личность - Положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 6. в зависимости от степени осознанности - Состояния более или менее осознанные; 7. в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности Умения- самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. На основе начальных умений возникают простые навыки — это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания. В формировании навыка выделяют три основных этапа: Навык может быть сформирован разными путями: Вопрос №15. Общение как психологическая категория Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Классификации сторон и функций общения Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Функции по целям общения: контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи) информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос) побудительная (целевая стимуляция активности) координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности) функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом) эмотивная (обмен эмоциями) функция установления отношений (фиксация своего места в социуме) функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
Виды общения В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения: Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности. Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения. Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения. Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение). Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
Вопрос №16. Конфликт. Стратегии выхода из конфликта Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм
Стратегии поведения в конфликтной ситуации В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать. Избегание — уход от конфликтной ситуации. Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны. Соперничество — активное противостояние другой стороне. Сотрудничество— попытка прихода к совместному решению.
Виды конфликтов
Признаки конфликта Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы. Активность— другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта. Наличие субъектов конфликта — ещё один признак, субъект — это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. 5 основных стратегий выхода из конфликта: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |