Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №14 . Психические состояния и образования




Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое.

Психические состояния человека характеризуются:

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают Относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - Личностные и ситуативные;

2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;

3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4. в зависимости от времени протекания - Кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

5. в зависимости от влияния на личность - Положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6. в зависимости от степени осознанности - Состояния более или менее осознанные;

7. в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности

Умения- самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.

На основе начальных умений возникают простые навыки — это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:
1) аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;
2) синтетический, представляющий собой объединение изученных элементов в целостное действие;
3) автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навык может быть сформирован разными путями:
• через простой показ;
• через объяснение;
• через сочетание показа и объяснения.







Вопрос №15. Общение как психологическая категория

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Классификации сторон и функций общения

Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

Функции по целям общения:

контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)

информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)

побудительная (целевая стимуляция активности)

координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)

функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)

эмотивная (обмен эмоциями)

функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)

функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)

 

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.


Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Правербальные
  • Невербальные:
  • Мимика
  • Жестикуляция
  • Визуальный контакт

 


Вопрос №16. Конфликт. Стратегии выхода из конфликта

Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм

 

 

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

Избегание — уход от конфликтной ситуации.

Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Соперничество — активное противостояние другой стороне.

Сотрудничество— попытка прихода к совместному решению.

 

Виды конфликтов

  • Внутриличностный конфликт
  • Межличностный конфликт
  • Внутригрупповой конфликт
  • Межгрупповой конфликт
  • Социальный конфликт
  • Межклассовый конфликт
  • Внутриорганизационный конфликт
  • Межэтнический конфликт
  • Педагогический конфликт

 

Признаки конфликта

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Активность— другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Наличие субъектов конфликта — ещё один признак, субъект — это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

5 основных стратегий выхода из конфликта:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...