Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самосознание личности, самооценка и защитные механизмы.




Предмет психологии, ее объект и методы. Место психологии в системе наук.

Предмет психологии:

 - душа

 - сознание

 - поведение

 - психика человека и животных, её развитие.

Объект психологии:

- субъект, обладающий психикой.

 - изучение закономерностей психических явлений, как отражение окружающей действительности;

 - изучение качественных особенностей психических явлений;

 - анализ становления и развития психических явлений в процессе жизни человека;

 - исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

 - содействие планомерному внедрению научных знаний в практику.

Методы психологии:

1 группа: Организационные

 - сравнительный;

 - лонгитюдный (длительное исследование);

 - комплексный;

2 группа: Эмпирические

 - эксперимент;

 - лабораторный;

 - самонаблюдение;

 - психодиагностический;

 - географический;

3 группа: Методы обработки данных

 - качественный;

 - количественный;

4 группа: Методы психо - коррекции

 - тренинговые.

Субъективные (наблюдение, опрос, тест)

Объективные (эксперимент, тест)

Место психологии в системе наук:

психологияэто наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию.

Связь с естественными науками вполне очевидна.

Наиболее явная связь с биологическими науками. Психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики

Сложнее усмотреть связь психологии с физикой. Психология в определенных отношениях и направлениях отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира.

Связь психологии и химии аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Существует психофармокология – дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Ряд психологических направлений ориентировано на понимание психологии как естественной науки.

 

Однако, не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными.

С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах.

С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь.

 Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений.

В отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только “берет”, но и предлагает свои способы понимания явлений.

 

Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Психологическая характеристика личности, ее структура.

Индивид – это человек, как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Индивид – носитель врожденных особенностей:

- строение тела (головной мозг);

- индивидуальность (неповторимость, своеобразие каждого человека.)

Индивидуальность  - своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Личность – человек, тех совокупностей, характеризующий, как объект общества, развития, и как субъекта преобразования действий на основе познания и отношения к ней.

Личность – понятие, обозначающее, совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Психологическая характеристика личности, Структура личности:

Индивидуально – психологическая сторона Социально – Психологическая сторона Мировоззрение сторон
- психологические процессы - социальные роли - моральный облик
- психологические состояния - социальные установки - мировоззрение
- психологические свойства - социальные позиции - нравственный облик
- психологические образования    

 

 

Самосознание личности, самооценка и защитные механизмы.

Самосознание личности — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе, которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Основные механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение- универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам: 1) вытесненное все-таки прорывается в сознание; 2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.

2. Реактивные образования - это замена Ego нежелательных тенденций на прямо противоположные.

3. Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного "Я" - основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

4. Сублимация - один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. Иными словами, сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности.

5. Идентификация - это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом. Идентификация - это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.

6. Проекция - это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям. Проекция - это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.

7. Интроекция - это включение в собственную психологическую структуру "Я" внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

8. Замещение - это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение - это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

9. Деперсонализация - это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...