Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование преобладающего типа запоминания ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала. Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер. Процедура опыта Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов. Опыт №1 Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией. Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать". Слова для запоминания в первом опыте: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей. После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!" Опыт №2 Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого. В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды. Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать". Слова для запоминания во втором опыте: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния. После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд. Опыт №3 Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва. Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте. Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".
Слова для запоминания в третьем опыте: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь. Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд. Опыт №4 Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное. Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать". Слова для запоминания в четвертом опыте. Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица. Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд. Обработка результатов Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений. Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации. ПРИЛОЖЕНИЕ№5 ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Тест по дисциплине «Психология» По теме «Введение в психологию» ФИО_________________________________ 1. Слово «психология» в переводе с греческого означает: a) наука о человеке; b) наука о психике; c) наука о душе. 2. Психология – это…. a) наука, исследующая поведение, внутренние психические процессы и способствующая практическому применению полученных знаний; b) прикладная отрасль современной психологии, задачей которой является оказание психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами; c) область психологического знания об особых состояниях, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрастах под влиянием различных факторов. 3. Расставьте этапы становления психологи в порядке развития представлений о данной науке Психология как наука о поведении Психология как наука, изучающая объективные закономерности и механизмы психики. Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании 4. На каком из этапов становления психологии основная задача ученых состояла в проведении экспериментов и наблюдений за тем, что можно непосредственно увидеть – поступки, реакции: a) психология как наука о душе; b) психология как наука о сознании; c) психология как наука о поведении. 5. В качестве объекта изучения в психологии выступает: a) психические процессы; b) человек; c) поведение. 6. Какую из задач психология НЕ решает: a) изучение психических явлений, физиологических механизмов и закономерностей; b) содействие внедрению психологических явлений в практику жизнедеятельности людей; c) изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. 7. Соедините предмет психологии с ее содержательной характеристикой:
8. Принцип единства, сознания и деятельности предполагает: a) связь психики с работой нервной системы; b) рассмотрение каждого психического процесса во взаимосвязи с другими; c) формирование и проявление психики только в деятельности. 9. Данное содержание «психика находится в постоянном изменении от низшего к высшему» определяет: a) принцип развития; b) принцип опыта; c) принцип детерминизма. 10. Определите каждый метод в ту группу, цели которой он отвечает:
1. сравнительный метод; 2. лонгитюдный метод; 3. комплексный метод; 4. наблюдение; 5. эксперимент; 6. генетический метод; 7. структурный метод; 8. количественный метод; 9. качественный метод. 11. Лонгитюдный метод исследование предполагает: a) сравнение различных групп по возрастам и деятельности; b) многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. 12. В рамках данного метода исследователь целенаправленно создает условия для проявления интересующих его свойств, использует специальное оборудование с целью фиксации данных: a) эксперимент; b) наблюдение; c) тест. 13. Кто является представителем психоанализа: a) Роджерс; b) Коффка; c) Фрейд.
14. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении реального мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания – это: a) психическое отражение; b) психика; c) интеллект.
15. Часть психики, которая отражает факторы внешней среды: a) эндопсихика; b) интропсихика; c) экзопсихика. 16. Психические процессы – это: a) функционирование психики в текущий момент времени, деятельность которой проявляется в повышенной или пониженной активности личности; b) устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности; c) динамическое отражение действительности, проявляющиеся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец. 17. Функционирование психики в текущий момент времени, деятельность которой проявляется в повышенной или пониженной активности личности – это: a) психические состояния; b) психические процессы; c) психические свойства.
18. Примером эмоционально-волевых психических процессов является: a) ощущение, внимание, представление; b) темперамент, характер, способности; c) мотивация, контроль, принятие решения.
19. Чуткость, нежность, страстность относится: a) к волевым свойствам личности; b) к эмоциональным свойствам личности; c) к волевым свойствам личности.
20. С точки зрения данного подхода к пониманию природы психики, данным показателем обладает всё живое, включая растения: a) биопсихизм; b) панпсихизм; c) антропопсихизм.
21. Верно ли утверждение, что сознание присуще не только человеку, но и животным: a) да; b) нет.
22. Уровень психической жизни, который включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия: a) подсознание; b) бессознательное; c) сознание.
23. Что не относится к проявлению бессознательного: a) сны; b) рефлексия; c) непроизвольные забывания.
24. Современная психология занимает промежуточное место между общественными науками, естественными и: a) гуманитарными; b) физиологическими; c) техническими.
25. Педагогические науки предоставляют психологии информацию: a) об основных направлениях обучения и воспитания; b) о патологиях психического развития и путей их коррекции; c) о строении и работе нервной системы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |