Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование преобладающего типа запоминания




Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.

Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"

Опыт №2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".

 

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.

Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ

Количество правильно
воспроизведенных слов

Слуховой Зрительный Моторно/слуховой Комбинированный
       


Анализ результатов

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации. 

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

Тест по дисциплине «Психология»

По теме «Введение в психологию»

ФИО_________________________________

1. Слово «психология» в переводе с греческого означает:

a) наука о человеке;

b) наука о психике;

c) наука о душе.

2. Психология – это….

a) наука, исследующая поведе­ние, внутренние психические процессы и способствующая практическому при­менению полученных знаний;

b) прикладная отрасль современной психологии, задачей которой является оказание психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами;

c) область психологического знания об особых состояниях, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрастах под влиянием различных факторов.

3. Расставьте этапы становления психологи в порядке развития представлений о данной науке

Психология как наука о поведении

Психология как наука, изучающая объективные закономерности и механизмы психики.

Психология как наука о душе.

Психология как наука о сознании

4. На каком из этапов становления психологии основная задача ученых состояла в проведении экспериментов и наблюдений за тем, что можно непосредственно увидеть – поступки, реакции:

a) психология как наука о душе;

b) психология как наука о сознании;

c) психология как наука о поведении.

5. В качестве объекта изучения в психологии выступает:

a) психические процессы;

b) человек;

c) поведение.

6. Какую из задач психология НЕ решает:

a) изучение психических явлений, физиологических механизмов и закономерностей;

b) содействие внедрению психологических явлений в практику жизнедеятельности людей;

c) изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

7. Соедините предмет психологии с ее содержательной характеристикой:

Психика высший этап развития психики, продукт труда и общественно – исторического развития
Сознание свойство головного мозга, обеспечивающее способность отражать явления действительности
Бессознательное специфический вид человеческой ак­тивности, направленной на творческое преобразование, совер­шенствование действительности и самого себя
Личность характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания
Деятельность понятие, обозначающее совокупность устой­чивых психологических качеств человека, составляющих его ин­дивидуальность
Поведение внешнее проявление психической деятельности  

8. Принцип единства, сознания и деятельности предполагает:

a) связь психики с работой нервной системы;

b) рассмотрение каждого психического процесса во взаимосвязи с другими;

c) формирование и проявление психики только в деятельности.

9. Данное содержание «психика находится в постоянном изменении от низшего к высшему»  определяет:

a) принцип развития;

b) принцип опыта;

c) принцип детерминизма.

10. Определите каждый метод в ту группу, цели которой он отвечает:

Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Интерпретационные методы
       

 

1. сравнительный метод;

2. лонгитюдный метод;

3. комплексный метод;

4. наблюдение;

5. эксперимент;

6. генетический метод;

7. структурный метод;

8. количественный метод;

9. качественный метод.

11. Лонгитюдный метод исследование предполагает:

a) сравнение различных групп по возрастам и деятельности;

b) многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

12. В рамках данного метода исследователь целенаправленно создает условия для проявления интересующих его свойств, использует специальное оборудование с целью фиксации данных:

a) эксперимент;

b) наблюдение;

c) тест.

13. Кто является представителем психоанализа:

a) Роджерс;

b) Коффка;

c) Фрейд.

 

14. Свойство высокоорганизованной живой мате­рии, заключающееся в активном отражении ре­ального мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания – это:

a) психическое отражение;

b) психика;

c) интеллект.

 

15. Часть психики, которая отражает факторы внешней среды:

a) эндопсихика;

b) интропсихика;

c) экзопсихика.

16. Психические процессы – это:

a) функ­ционирование психики в текущий момент времени, деятельность которой проявляется  в повышенной или пониженной активности личности;

b) устойчи­вые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обус­ловливающие особенности ее поведения и деятельности;

c) динамическое отражение действительности, проявляющиеся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец.

17. Функ­ционирование психики в текущий момент времени, деятельность которой проявляется  в повышенной или пониженной активности личности – это:

a) психические состояния;

b) психические процессы;

c) психические свойства.

 

18. Примером эмоционально-волевых психических процессов является:

a) ощущение, внимание, представление;

b) темперамент, характер, способности;

c) мотивация, контроль, принятие решения.

 

19. Чуткость, нежность, страстность относится:

a) к волевым свойствам личности;

b) к эмоциональным свойствам личности;

c) к волевым свойствам личности.

 

20. С точки зрения данного подхода к пониманию природы психики, данным показателем обладает всё живое, включая растения:

a) биопсихизм;

b) панпсихизм;

c) антропопсихизм.

 

21. Верно ли утверждение, что сознание присуще не только человеку, но и животным:

a) да;

b) нет.

 

22. Уровень психической жизни, который включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия:

a) подсознание;

b) бессознательное;

c) сознание.

 

23. Что не относится к проявлению бессознательного:

a) сны;

b) рефлексия;

c) непроизвольные забывания.

 

24. Современная психология занимает промежуточное место между общественными науками, естественными и:

a) гуманитарными;

b) физиологическими;

c) техническими.

 

25. Педагогические науки предоставляют психологии информацию:

a) об основных направлениях обучения и воспитания;

b) о патологиях психического развития и путей их коррекции;

c) о строении и работе нервной системы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...