Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 НА ТЕМУ: «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» (2 ЧАСА)
1. Психология: предмет, задачи, принципы. 2. Методы исследования в психологии. 3. Структура, функции психики и формы ее проявления. 4. Психологическая характеристика сознания и проявление бессознательного. 5. Современная психология, ее роль и место в системе наук. 6. Отрасли психологии. Задание: 1. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (заполнение сводной таблицы). 2. Соотношение сознания и бессознательного. 3. Отрасли психологии – анализ литературных источников на основе метода конспектирования важных положений. 4. Сочинение рассуждение «Место психологии в моей будущей профессии». Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3 НА ТЕМУ: «ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (4 ЧАСА)
1. Понятие о деятельности. Специфика развития деятельности человека. 2. Структура деятельности. 3. Освоение деятельности. Основные виды деятельности. 4. Общение: функции, стороны, виды. Процедура общения. 5. Понятие личность, индивид, индивидуальность. Структура личности. 6. Я-концепция личности. 7. Направленность личности.
Доклады: 1. Общение, ее функции, этапы и структурные компоненты. 2. Средства общения: вербальные и невербальные средства общения. 3. Виды общения. 4. Общение как коммуникация. 5. Общение как интеракция. 6. Общение как перцепция. 7. Защитные механизмы личности. Тренинговые упражнения по развитию навыков вербалики и невербалики. Психодиагностика направленности личности Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Контрольная работа №1 по 1 и 2 темам лекций
Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 НА ТЕМУ: «СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ» (2 ЧАСА)
1. Понятие темперамента, теории темперамента. 2. Психологическая характеристика основных типов темперамента. 3. Понятие о характере, его структура. 4. Понятие о способностях, классификация способностей. Задание:
Психодиагностика личностных особенностей (характера, темперамента) Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6-7 НА ТЕМУ: «СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ» (4 ЧАСА)
1. Ощущение: общее понятие, виды, свойства ощущений. 2. Восприятие: общая характеристика, виды и свойства восприятия. 3. Внимание: общая характеристика, виды и свойства внимания. 4. Память: общее представление, процессы и виды памяти. 5. Воображение: понятие и функции, виды и приемы воображения; 6. Мышление: общее характеристика, мыслительные операции; 7. Речь: общая характеристика, функции, виды (сами). 8. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Эмоциональные состояния и виды чувств (сами). 9. Понятие о воле. Волевые качества личности. Доклады: 1. Закономерности памяти. 2. Речь и язык: особенности, функции. 3. Виды речи. 4. Нарушения речи. 5. Особенности чувств и эмоций: эмоциональные переживание. 6. Эмоциональные состояния и виды чувств. 7. Виды высших чувств. 8. Самовоспитание воли. Психодиагностические методики оценки развития познавательных процессов. Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 (2 ЧАСА)
Контрольная работа №2 по темам 3 и 4 лекций
Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП» (2 ЧАСА)
1. Психология малых групп. 2. Виды малых групп. 3. Групповые процессы. 4. Групповая структура. Доклады: 1. Основные психологические механизмы развития малой группы. Задание: 1. Составление кроссворда и глоссария по данной дисциплине. Литература:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 ГЛОССАРИЙ
АБСТРАГИРОВАНИЕ - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. АГГЛЮТИНАЦИЯ («склеивание») - соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавру древних греков). АКИЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ – ориентируют людей на приобретение, накопительство. АКЦЕНТИРОВАНИЕ - мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца), используется в карикатурах и дружеских шаржах (умный – высокий лоб, любопытный – большой нос). АЛЬСТРУИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – ориентация действия на помощь и поддержку других людей. АНАЛИЗ- это мысленное деление целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – метод, основанныйна изучении продуктов деятельности человека и его связи с индивидуальными характеристиками. АНАЛИЗАТОР – это анатомофизиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. АНКЕТИРОВАНИЕ— метод исследования, основанный на анализе письменных ответов респондента. АНТИЦИПИРУЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ -способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. АНТРОПО-ПСИХИЗМ -подход к пониманию природы психики, который гласит, что психика есть только у человека. АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. АСТЕНИК – человек с хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. АТЛЕТИК- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. АФФЕКТ- быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ – входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе. БЕСЕДА— метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД– метод изучения личности по имеющимся документам, ее биографии БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ- это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. БИОПСИХИЗМ - подход к пониманию природы психики, который гласит, что психикой обладает всё живое, включая растения. БЫСТРОТА УМА – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. ВЕРХНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ - характеризуется максимальной величиной раздражителя, при действии которого ощущение еще сохраняется. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ –это изменение чувствительности одних анализаторов под влиянием других. ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - отражают колебания упругой среды. ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ -вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. ВЛЕЧЕНИЕ(драйв) - первичное эмоциональное, не осознанное проявление потребности человека в чем-либо. ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ –речь, адресована к другим людям. ВНИМАНИЕ – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и чёткого отражения действительности. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – речь, обращена не к другим людям, а к самому себе. ВОЗБУЖДЕНИЕ — это функциональная активность нервных клеток и Центров коры головного мозга. ВОЛЯ- это напряженное психическое состояние личности, мобилизирующее все ресурсы человека для преодоления трудностей, возникших на пути к достижению поставленных целей. ВООБРАЖЕНИЕ – это психический процесс создания новых образов, идей и замыслов. ВОСПОМИНАНИЕ - это восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах. ВОСПРИЯТИЕ – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся. ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖЕНИЯ – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающего во времени процесса. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. ВОССОЗДАЮЩИЕ ВООБРАЖЕНИЕ – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. ВЫДЕРЖКА - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. ГЕДОНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связаны с получением от жизни удовольствий. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - анализ материала с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высокая степень одарённости, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности или в одной сфере, но принятая рядом цивилизаций. ГИБКОСТЬ УМА- умение быстро менять действия при изменении обстановки. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными (великанов, гномов и т. д.). ГЛОРИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – стремление к славе, успеху. ГЛУБИНА МЫШЛЕНИЯ - выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, понять причины их возникновения и предвидеть дальнейший процесс их развития. ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – главный источник переживаний – познание, получение информации, узнавание нового. ГРЕЗЫ– это фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это память на движения. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления общего суждения. ДЕЙСТВИЕ— целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - представляет собой более простой вид устной речи, так как она предполагает активное речевое общение между несколькими людьми, находящимися в определенной ситуации. ДИСПЛАСТИК- человек с бесформенным, неправильным строением. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ – это способность регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной действительности. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения ДОМИНАНТА - наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры ЖЕЛАНИЕ- это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. ЗАБЫВАНИЕ – исчезновение, выпадение из памяти заученного. ЗАДАТКИ – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. ЗАПОМИНАНИЕ – процесс памяти, в результате которого происходит усвоение нового путём связывания его с приобретённым ранее. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. ИГРА - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта. ИДЕАЛ – это конкретизируемая в образе предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ- это его сосредоточение на наиболее важных предметах (интерес). ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. ИНДИВИД- это человек как представитель вида, обладатель человеческих природных свойств. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - уникальность, самобытность личности, реализующей себя в творческой деятельности. ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений. ИНИЦИАТИВНОСТЬ – способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между людьми в процессе общения. ИНТЕРВЬЮ (от англ. "встреча", "беседа") – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. ИНТЕРЕС– это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ– отражают состояние внутренних органов. ИНТРОВЕРТ — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, он обращен на самого себя. ИНТРОПСИХИКА - часть психики, отражающая свой «собственный продукт»: мысли, волевые усилия, сны. ИНТУИЦИЯ -чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ –это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. КИНЕСТИКА -изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций. КЛАССИФИКАЦИЯ - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ – включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности (связан со знанием о себе, Я-понимание). КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ –это методы ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных. КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ – ориентация на общение и взаимодействие с другими людьми. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД - в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. КОНДИЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. КОНКРЕТИЗАЦИЯ (от лат. concretio - сращение) - означает проверку теоретических выводов и открытий на практике. КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине. КОНФОРМИСТ– человек всем беспрекословно подчиняющийся. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ - это способность человека сосредоточиваться па главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. КОСВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ- осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. КРИТИЧНОСТЬ УМА – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ- сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека. ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. ЛИЧНОСТЬ- это человек, свободно, осознанно и ответственно определяющий свою позицию в социуме. ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; МАЗОХИСТ– человек с характером самоистезателя. МАЛАЯ ГРУППА — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. МАСТЕРСТВО– это совершенство в конкретном виде деятельности, сформированное посредством опыта. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ- субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация; обеспечивает хранение информации доли секунды (0,1- 0,5 секунд), удерживается точная картина мира МЕЛАНХОЛИК- человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ — основные пути и приемы научного познания психических явлений иих закономерностей. МЕЧТА – это образ желаемого будущего. МОНОЛОГИЧНАЯ РЕЧЬ - адресована, как правило, к группе слушателей, ее предметом является определенная тема. МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе. МОТИВ- внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. МОТИВАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ- имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. МЫШЛЕНИЕ - это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация психолого-педагогических явлений и процессов. НАВЫКИ- частично автоматизированные действия. НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, характеризующийся опорой на образы и представления. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых мотивов поведения. НАСТОЙЧИВОСТЬ - самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. НАСТРОЕНИЕ - наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. НЕГАТИВИЗМ - отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди, склонность действовать наперекор. НЕЙРОПСИХИЗМ –подход к пониманию природы психики, который гласит, что психика есть у животных. НЕКРОФИЛИСТ– человек с характером разрушителя. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ- осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ- отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. НИЖНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ - определяется минимальной величиной раздражителя, при действии которого возникает осознаваемое ощущение. НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. ОБОБЩЕНИЕ - мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ - сохраняет пережитый опыт в форме образов. ОБЩЕНИЕ– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ - характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости. ОДАРЕННОСТЬ- человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения. ОНТОГЕНЕЗ- процесс индивидуального развития человека. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – это сохранение материала на время необходимое для выполнения задачи. ОПЕРАЦИЯ — конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий. ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ- связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. ОПРОС - письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. ОРГАНЫ ЧУВСТВ – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный смысл. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ - отсутствие волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. ОЩУЩЕНИЯ – это отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. ПАМЯТЬ - это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. ПАНПСИХИЗМ – подход к пониманию природы психики, который гласит, что всей природе присуща психика. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ– преднамеренное перемещение внимания с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую. ПЕРЦЕПЦИЯ - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. ПИКНИК- человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. ПОВЕДЕНИЕ - это внешнее проявление психической деятельности. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ – входят представления и знания об особенностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умениях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках (Я-поведение). ПОВТОРЕНИЕ – это сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим. ПОНЯТИЕ – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и о их связях с другими явлениями. ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ - это границы, в пределах которых могут возникать ощущения данного вида в сознании. ПОТРЕБНОСТЬ- это состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования. ПРАКСИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – стимулируют на деятельность в её различных проявлениях. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – связаны с деятельностью человека, возникают как отклик на неё. ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных её предметов, относящихся к определённому классу явлений. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - иногда называется «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. ПРИВЫЧКА – это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознанной цели и не имеет продуктивного результата. ПРИНЦИПЫ –это система понятий и положений, с помощью которых пытаются объяснить природу психических явлений. ПРИПОМИНАНИЕ - является наиболее сложным процессом восстановления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию ПРОКСЕМИКА – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПАМЯТЬ – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ– отражают ощущениен движения нашего тела ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ- предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. ПСИРОДНЫЕ СПОСОБНОСТИ- биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. ПСИХИКА -это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении реального мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - динамическое отражение действительности, проявляющиеся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА- это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности: характер, темперамент, способности, направленность. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - функционирование психики в текущий момент времени, деятельность которой проявляется в повышенной или пониженной активности личности. ПСИХОГЕОМЕТРИЯ – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры. ПСИХОЛОГИЯ – наука, исследующая поведение, внутренние психические процессы и способствующая практическому применению полученных знаний. ПУГНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – проявляются как переживания в результате «острых ощущений» (искатели приключений); РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. РЕФЕРЕНТНОСТЬ — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. РЕФЛЕКСИЯ – анализ своих действий с точки зрения их соответствия цели и результату. РЕЧЬ – это процесс общения людей посредством языка. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. РОМАНТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – стремление к необычным, редким переживаниям (творческие натуры). САДИСТ– человек с характером насильника. САМООБЛАДАНИЕ - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. САМООБЛАДАНИЕ – это умение сдерживать свои чувства, когда это требуется; умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие. САМООЦЕНКА– это оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности и отношений с другими людьми. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. САНГВИНИК — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – слабые раздражения одних анализаторов повышают чувствительность других. СИЛА ВОЛИ – обобщённая способность преодолевать значительные затруднения, возникшие на пути к достижению поставленной цели. СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - способность выдерживать влияние раздражителей внешней среды. СИНЕСТЕЗИЯ– этовозникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для другого. СИНТЕЗ - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - разделение и последующее объединение целых групп классов. СКЛОННОСТЬ- положительное, внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. СОЗНАНИЕ – это высший этап развития психики, продукт труда и общественно – исторического развития. СОХРАНЕНИЕ - закрепление, систематизация и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – вхождение в социум, принятие его норм и ценностей. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ- общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида. СОЦИОМЕТРИЯ - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. СПОСОБНОСТИ – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность. СРАВНЕНИЕ- мыслительная операция сопоставления предметов и явлений по их сходству и различию, позволяющая провести их классификацию и обобщение. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности; СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. СТАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – сигнализируют о положении тела в пространстве. СТРАСТЬ - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. СТРАСТЬ- очень стойкое аффективное стремление к объекту, выступает как доминирующая потребность, кардинально влияющая на всю жизнедеятельность человека. СТРЕМЛЕНИЕ - наличие в структуре желания волевого компонента. СТРЕСС - эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД - устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности. СУЖДЕНИЕ - это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. ТАКЕСИКА – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр. ТАЛАНТ - высокая степень одарённости, реализованная в определённой области (высокий уровень развития специальных способностей). ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. - баланс, соразмеренность) - это динамическая характеристика человека, определяющая активность протекания его психических процессов, эмоциональную выразительность и энергетическую обеспеченность деятельности. ТЕСТ – это стандартизированное и обычно ограниченное во времени испытание. ТЕСТИРОВАНИЕ — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень ЗУН, способностей и других качеств личности путем анализа выполнения испытуемым ряда специальных заданий. ТИПИЗАЦИЯ - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов. ТОРМОЖЕНИЕ — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга. ТОРОПЛИВОСТЬ УМА- проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. ТРУД - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. УБЕЖДЕНИЕ – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. УЗНАВАНИЕ - является наиболее простой формой восстановления информации при ее повторном восприятии. УМЕНИЯ- это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. УПОРСТВО - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. УПРАЖНЕНИЯ – это целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия. УРАВНОВЕШАННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. УСТАНОВКА- устойчивая модель поведения, обеспечивающая готовность к определенному способу поведения, восприятия и взаимодействия. УСТНАЯ РЕЧЬ - осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта УЧЕНИЕ - процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. ФИЛОГЕНЕЗ – это историческое развитие психики и поведения человека как вида. ФЛЕГМАТИК - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить). ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. ФРУСТРАЦИЯ - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. ХОЛЕРИК — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. ЦЕЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – сознательная и активная направленность личности на достижение определённого результата деятельности. ЦЕЛЬ – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. ЧЕРТА ХАРАКТЕРА - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. ЧУВСТВА - переживания человека связаны с теми впечатлениями, которые он получает посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний. ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ЭКЗОПСИХИКА - часть психики, которая отражает факторы внешней среды. ЭКСПЕРИМЕНТ— метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающий активное проявление изучаемых психических явлений. ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ– отражают свойства предметов и явлений внешней среды. ЭКСТРАВЕРТ — человек, психический склад которого направлен на окружающий мир и деятельность в нем. ЭМОЦИИ – это непосредственная форма выражения чувств. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – память на переживания. ЭНДОПСИХИКА - часть психики, которая отражает внутреннее состояние организма и проявляется в эмоциях, потребностях, ощущениях голода. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – источник – переживание прекрасного. Я-ДИНАМИЧЕСКОЕ – это то, каким я намерен стать, более конкретный и достижимый образ. Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ – это представления человека о том, каким его видят другие (не всегда правильные, могут мешать жить человеку). ЯЗЫК - это система словесных знаков, посредством которых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Я-ИДЕАЛЬНОЕ – это то, каким я должен стать, ориентируясь на определённые нормы (достижимое). Я-КОНЦЕПЦИЯ —это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Я-РЕАЛЬНОЕ – это представление о себе в настоящем времени. Я-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ –это то, каким я стал бы, если б это было возможно (недостижимое).
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 352. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |