Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ




 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

НА ТЕМУ: «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» (2 ЧАСА)

 

1. Психология: предмет, задачи, принципы.

2. Методы исследования в психологии.

3. Структура, функции психики и формы ее проявления.

4. Психологическая характеристика сознания и проявление бессознательного.

5. Современная психология, ее роль и место в системе наук.

6. Отрасли психологии.

Задание:

1. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (заполнение сводной таблицы).

2. Соотношение сознания и бессознательного.

3. Отрасли психологии – анализ литературных источников на основе метода конспектирования важных положений.

4. Сочинение рассуждение «Место психологии в моей будущей профессии».

Литература:

  1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. - 3-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 336 с. - (Высш. образование).
  2. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.+ словарь: с.414-420 библиогр.: с.421-427.
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 304 с.: ил. - (Краткий курс). Словарь: с.286-304.
  4. Психология: учебник / ред. Б.А. Сосновский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт; Юрайт, 2011. - 799 с.
  5. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2012. - 464 с. Библиогр.: с.449-455.
  7. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - 5-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 380 с. - (Высш. образование).

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3

НА ТЕМУ: «ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (4 ЧАСА)

 

1. Понятие о деятельности. Специфика развития деятельности человека.

2. Структура деятельности.

3. Освоение деятельности. Основные виды деятельности.

4. Общение: функции, стороны, виды. Процедура общения.

5. Понятие личность, индивид, индивидуальность. Структура личности.

6. Я-концепция личности.

7. Направленность личности.

 

Доклады:

1. Общение, ее функции, этапы и структурные компоненты.

2. Средства общения: вербальные и невербальные средства общения.

3. Виды общения.

4. Общение как коммуникация.

5. Общение как интеракция.

6. Общение как перцепция.

7. Защитные механизмы личности.

Тренинговые упражнения по развитию навыков вербалики и невербалики. Психодиагностика направленности личности

Литература:

  1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. - 3-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 336 с. - (Высш. образование).
  2. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.+ словарь: с.414-420 библиогр.: с.421-427.
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 304 с.: ил. - (Краткий курс). Словарь: с.286-304.
  4. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2012. - 464 с. Библиогр.: с.449-455.
  6. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - 5-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 380 с. - (Высш. образование).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

 

Контрольная работа №1 по 1 и 2 темам лекций

 

Литература:

  1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. - 3-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 336 с. - (Высш. образование).
  2. Нуркова, В.В. Психология: учеб. для бакалавров / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 575 с. - (Бакалавр).
  3. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 384 с.
  4. Психология: учебник / ред. Б.А. Сосновский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт; Юрайт, 2011. - 799 с.
  5. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2012. - 464 с. Библиогр.: с.449-455.
  7. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - 5-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 380 с. - (Высш. образование).

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

НА ТЕМУ: «СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ» (2 ЧАСА)

 

1. Понятие темперамента, теории темперамента.

2. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

3. Понятие о характере, его структура.

4. Понятие о способностях, классификация способностей.

Задание:

  1. Подходы к оценке взаимоотношений темперамента и характера.
  2. Составление опорный блок схем по вопросам лекции.

Психодиагностика личностных особенностей (характера, темперамента)

Литература:

  1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. - 3-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 336 с. - (Высш. образование).
  2. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.+ словарь: с.414-420 библиогр.: с.421-427.
  3. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 384 с.
  4. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2012. - 464 с. Библиогр.: с.449-455.
  6. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - 5-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 380 с. - (Высш. образование).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6-7

НА ТЕМУ: «СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ» (4 ЧАСА)

 

1. Ощущение: общее понятие, виды, свойства ощущений.

2. Восприятие: общая характеристика, виды и свойства восприятия.

3. Внимание: общая характеристика, виды и свойства внимания.

4. Память: общее представление, процессы и виды памяти.

5. Воображение: понятие и функции, виды и приемы воображения;

6. Мышление: общее характеристика, мыслительные операции;

7. Речь: общая характеристика, функции, виды (сами).

8. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Эмоциональные состояния и виды чувств (сами).

9. Понятие о воле. Волевые качества личности.

Доклады:

1. Закономерности памяти.

2. Речь и язык: особенности, функции.

3. Виды речи.

4. Нарушения речи.

5. Особенности чувств и эмоций: эмоциональные переживание.

6. Эмоциональные состояния и виды чувств.

7. Виды высших чувств.

8. Самовоспитание воли.

Психодиагностические методики оценки развития познавательных процессов.

Литература:

  1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. - 3-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 336 с. - (Высш. образование).
  2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская; ред. Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 624 с.: ил.
  3. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Давыдов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176 с. - (Высш. проф. образование).
  4. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.+ словарь: с.414-420 библиогр.: с.421-427.
  5. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. - 384 с. - (Высш. проф. образование). Глоссарий: с.375-377. - Библиогр.: с.378-379.
  6. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 384 с.
  7. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  8. Степанов, В.Е. Психология: учебник / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 732 с. Библиогр.: с.725-728.
  9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2012. - 464 с. Библиогр.: с.449-455.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 (2 ЧАСА)

 

Контрольная работа №2 по темам 3 и 4 лекций

 

Литература:

  1. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 304 с.: ил. - (Краткий курс). Словарь: с.286-304.
  2. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 384 с.
  3. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  4. Степанов, В.Е. Психология: учебник / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 732 с. Библиогр.: с.725-728.
  5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2012. - 464 с. Библиогр.: с.449-455.
  6. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - 5-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 380 с. - (Высш. образование).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП» (2 ЧАСА)

 

1. Психология малых групп.

2. Виды малых групп.

3. Групповые процессы.

4. Групповая структура.

Доклады:

1. Основные психологические механизмы развития малой группы.

Задание:

1. Составление кроссворда и глоссария по данной дисциплине.

Литература:

  1. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.+ словарь: с.414-420 библиогр.: с.421-427.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты / А.Г. Маклаков. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 224 с.: ил. - (Завтра экзамен).
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 304 с.: ил. - (Краткий курс). Словарь: с.286-304.
  4. Психология: учебник / ред. Б.А. Сосновский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт; Юрайт, 2011. - 799 с.
  5. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
  6. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - 5-е изд., стер. - М.; Минск: ИНФРА-М; Новое знание, 2011. - 380 с. - (Высш. образование).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ГЛОССАРИЙ

 

АБСТРАГИРОВАНИЕ - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных.

АГГЛЮТИНАЦИЯ («склеивание») - соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавру древних греков).

АКИЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ – ориентируют людей на приобретение, накопительство.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ - мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание это­му свойству несоразмерно большего или особого значения в характери­стике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца), используется в карикатурах и дружеских шаржах (умный – высокий лоб, любопытный – большой нос).

АЛЬСТРУИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – ориентация действия на помощь и поддержку других людей.

АНАЛИЗ- это мысленное деление целого на час­ти или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИметод, основанныйна изучении про­дуктов деятельности человека и его связи с ин­дивидуальными характеристиками.

АНАЛИЗАТОР – это анатомофизиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

АНКЕТИРОВАНИЕ— метод исследования, основанный на анализе письменных ответов респондента.

АНТИЦИПИРУЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ -способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий.

АНТРОПО-ПСИХИЗМ -подход к пониманию природы психики, который гласит, что психика есть только у человека.

АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

АСТЕНИК – человек с хрупким те­лосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой.

АТЛЕТИК- человек с развитой мускулатурой, креп­ким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

АФФЕКТ- быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека.

АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ – входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе.

БЕСЕДА— метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания, но оказывающих такое же влияние на его по­ведение, как и сознание.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОДметод изучения личности по имеющимся докумен­там, ее биографии

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ- это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

БИОПСИХИЗМ - подход к пониманию природы психики, который гласит, что психикой обладает всё живое, включая растения.

БЫСТРОТА УМА – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

ВЕРХНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ - характеризуется максимальной величиной раздражителя, при действии которого ощущение еще сохраняется.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ –это изменение чувствительности одних анализаторов под влиянием других.

ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - отражают колебания упругой среды.

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ -вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде.

ВЛЕЧЕНИЕ(драйв) - первичное эмоциональное, не осознанное проявление потребности человека в чем-либо.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ –речь, адресована к другим людям.

ВНИМАНИЕ – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и чёткого отражения действительности.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – речь, обращена не к другим людям, а к самому себе.

ВОЗБУЖДЕНИЕ это функциональная активность нервных клеток и Центров коры головного мозга.           

ВОЛЯ- это напряженное психическое состояние личности, мобилизирующее все ресурсы человека для преодоления трудностей, возникших на пути к достижению поставленных целей.

ВООБРАЖЕНИЕ – это психический процесс создания новых образов, идей и замыслов.

ВОСПОМИНАНИЕ - это восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах.

ВОСПРИЯТИЕ – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся.

ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖЕНИЯ – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающего во времени процесса.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека.

ВОССОЗДАЮЩИЕ ВООБРАЖЕНИЕ – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.

ВЫДЕРЖКА - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели.

ГЕДОНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связаны с получением от жизни удовольствий.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - анализ материала с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высокая степень одарённости, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности или в одной сфере, но принятая рядом цивилизаций.

ГИБКОСТЬ УМА- умение быстро менять действия при изменении обстановки.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными (великанов, гномов и т. д.).

ГЛОРИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – стремление к славе, успеху.

ГЛУБИНА МЫШЛЕНИЯ - выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, понять причины их возникновения и предвидеть дальнейший процесс их развития.

ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – главный источник переживаний – познание, получение информации, узнавание нового.

ГРЕЗЫ– это фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это память на движения.

ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления общего суждения.

ДЕЙСТВИЕ— целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широ­кой деятельности.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой ак­тивности, направленной на творческое преобразование, совер­шенствование действительности и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - представляет собой более простой вид устной речи, так как она предполагает активное речевое общение между несколькими людьми, находящимися в определенной ситуации.

ДИСПЛАСТИК- человек с бесформенным, непра­вильным строением.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ – это способность регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной действительности.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения

ДОМИНАНТА - наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными ча­стями коры

ЖЕЛАНИЕ- это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проявляющаяся как биоло­гическое приспособление организма к требованиям окружающей среды.

ЗАБЫВАНИЕ – исчезновение, выпадение из памяти заученного.

ЗАДАТКИ – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

ЗАПОМИНАНИЕ – процесс памяти, в результате которого происходит усвоение нового путём связывания его с приобретённым ранее.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

ИГРА - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усво­ение общественного опыта.

ИДЕАЛ – это конкретизируемая в образе предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ- это его сосредоточение на наиболее важных предметах (интерес).

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

ИНДИВИД- это человек как представитель вида, обладатель человеческих природных свойств.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - уникальность, самобытность личности, реализующей себя в творческой деятельности.

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ – способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий.

ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между людьми в процессе общения.

ИНТЕРВЬЮ (от англ. "встреча", "беседа") – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.

ИНТЕРЕС– это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.

ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ– отражают состояние внутренних органов.

ИНТРОВЕРТ — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, он обращен на самого себя.

ИНТРОПСИХИКА - часть психики, отражающая свой «соб­ственный продукт»: мысли, волевые усилия, сны.

ИНТУИЦИЯ -чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть.

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ –это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации.

КИНЕСТИКА -изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

КЛАССИФИКАЦИЯ - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ – включает в себя пред­ставления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свой­ствах своей личности (связан со знанием о себе, Я-понимание).

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ –это методы ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ – ориентация на общение и взаимодействие с другими людьми.

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД - в иссле­довании участвуют представители раз­ных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами.

КОНДИЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ (от лат. concretio - сращение) - означает проверку теоретичес­ких выводов и открытий на практике.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине.

КОНФОРМИСТ– человек всем беспрекословно подчиняющийся.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ - это способность человека сосредоточиваться па главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в дан­ный момент за пределами решаемой им задачи.

КОСВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ- осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами.

КРИТИЧНОСТЬ УМА – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ- сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устой­чивых психологических качеств человека, составляющих его ин­дивидуальность.

ЛИЧНОСТЬ- это человек, свободно, осознанно и ответственно определяющий свою позицию в социуме.

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода вре­мени;

МАЗОХИСТ– человек с характером самоистезателя.

МАЛАЯ ГРУППА — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

МАСТЕРСТВО– это совершенство в конкретном виде деятельности, сформированное посредством опыта.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ- субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация; обеспечивает хранение информации доли секунды (0,1- 0,5 секунд), удерживается точная картина мира

МЕЛАНХОЛИК- человек со слабой н/с, обладающий повы­шенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ основные пути и приемы научного познания психических явлений иих закономер­ностей.

МЕЧТА – это образ желаемого будущего.

МОНОЛОГИЧНАЯ РЕЧЬ - адресована, как правило, к группе слушателей, ее предметом является определенная тема.

МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

МОТИВ- внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

МОТИВАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ- имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

МЫШЛЕНИЕ - это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.

НАБЛЮДЕНИЕ – это  целенаправленное, планомерное и систематиче­ское восприятие и фиксация психолого-педагогических явлений и процессов.

НАВЫКИ- частично автоматизированные дей­ствия.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, характеризующийся опорой на образы и представления.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых мотивов поведения.

НАСТОЙЧИВОСТЬ - самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели.

НАСТРОЕНИЕ - наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

НЕГАТИВИЗМ - отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди, склонность действовать наперекор.

НЕЙРОПСИХИЗМ –подход к пониманию природы психики, который гласит, что психика есть у животных.

НЕКРОФИЛИСТ– человек с характером разрушителя.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ- осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ- отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

НИЖНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ - определяется минимальной величиной раздражи­теля, при действии которого возникает осознаваемое ощущение.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках.

ОБОБЩЕНИЕ - мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ - сохраняет пережитый опыт в форме образов.

ОБЩЕНИЕ– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ -  характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясно­сти и отчетливости.

ОДАРЕННОСТЬ- человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения.

ОНТОГЕНЕЗ- процесс индивидуального развития человека.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – это сохранение материала на время необходимое для выполнения задачи.

ОПЕРАЦИЯ — конкретная совокупность и последовательность движений, ко­торая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ- связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

ОПРОС -  письменные или устные, непосредственные или опосре­дованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изу­чаемой проблемы.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный смысл.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ -  отсутствие волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

ОЩУЩЕНИЯ – это отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

ПАМЯТЬ - это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации.

ПАНПСИХИЗМ – подход к пониманию природы психики, который гласит, что всей природе присуща психика.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ– преднамеренное перемещение внимания с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую.

ПЕРЦЕПЦИЯ - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

ПИКНИК- человек с выраженной жировой тка­нью, чрезмерно тучный.

ПОВЕДЕНИЕ - это внешнее проявление психической деятельности.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ – входят пред­ставления и знания об особенностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умениях, о привычных формах пове­дения, о совершаемых поступках (Я-поведение).

ПОВТОРЕНИЕ – это сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - способность возбуж­дения и торможения быстро сменяться один другим.

ПОНЯТИЕ – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и о их связях с другими явлениями.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ - это границы, в пределах которых могут возникать ощущения данного вида в сознании.

ПОТРЕБНОСТЬ- это состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования.

ПРАКСИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – стимулируют на деятельность в её различных проявлениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – связаны с деятельностью человека, возникают как отклик на неё.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных её предметов, относящихся к определённому классу явлений.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - иногда называется «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтан­но или в результате минимального усилия.

ПРИВЫЧКА – это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознан­ной цели и не имеет продуктивного результата.

ПРИНЦИПЫ –это система понятий и положений, с помощью которых пытаются объяснить природу психических явлений.

ПРИПОМИНАНИЕ - является наиболее сложным процессом восстановления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию

ПРОКСЕМИКА – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПАМЯТЬ – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память.

ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ– отражают ощущениен движения нашего тела

ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ- предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

ПСИРОДНЫЕ СПОСОБНОСТИ- биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

ПСИХИКА -это свойство высокоорганизованной живой мате­рии, заключающееся в активном отражении ре­ального мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - динамическое отражение действительности, проявляющиеся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА- это устойчи­вые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обус­ловливающие особенности ее поведения и деятельности: характер, темперамент, способности, направленность.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ -  функ­ционирование психики в текущий момент времени, деятельность которой проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

ПСИХОГЕОМЕТРИЯ – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры.

ПСИХОЛОГИЯ – наука, исследующая поведе­ние, внутренние психические процессы и способствующая практическому при­менению полученных знаний.

ПУГНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – проявляются как переживания в результате «острых ощущений» (искатели приключений);

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

РЕФЕРЕНТНОСТЬ — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида.

РЕФЛЕКСИЯ – анализ своих действий с точки зрения их соответствия цели и результату.

РЕЧЬ – это процесс общения людей посредством языка.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия.

РОМАНТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – стремление к необычным, редким переживаниям (творческие натуры).

САДИСТ– человек с характером насильника.

САМООБЛАДАНИЕ - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.

САМООБЛАДАНИЕ – это умение сдерживать свои чувства, когда это требуется; умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие.

САМООЦЕНКА– это оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности и отношений с другими людьми.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

САНГВИНИК — человек с сильной, уравновешенной, подвиж­ной н/с, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая со­противляемость трудностям жизни.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – слабые раздражения одних анализаторов повышают чувствительность других.

СИЛА ВОЛИ – обобщённая способность преодолевать значительные затруднения, возникшие на пути к достижению поставленной цели.

СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ -  способность выдерживать влияние раздражителей внеш­ней среды.

СИНЕСТЕЗИЯ– этовозникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для другого.

СИНТЕЗ - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - разделение и последующее объединение целых групп классов.

СКЛОННОСТЬ- положительное, внутренне моти­вированное отношение к какому-либо занятию.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

СОЗНАНИЕ – это высший этап развития психики, продукт труда и общественно – исторического развития.

СОХРАНЕНИЕ -  закрепление, систематизация и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – вхождение в социум, принятие его норм и ценностей.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ- общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида.

СОЦИОМЕТРИЯ - метод психологи­ческого исследования межличностных отношений в группе, коллективе с це­лью определения структуры взаимо­отношений и психологической совмес­тимости.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

СПОСОБНОСТИ – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность.

СРАВНЕНИЕ- мыслительная операция сопоставле­ния предметов и явлений по их сходству и различию, позволяющая провести их классификацию и обобще­ние.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности;

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

СТАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – сигнализируют о положении тела в пространстве.

СТРАСТЬ - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки.

СТРАСТЬ- очень стойкое аффективное стремление к объекту, выступает как доминирующая потреб­ность, кардинально влияющая на всю жизнедеятельность человека.

СТРЕМЛЕНИЕ - наличие в структуре желания волевого компонента.

СТРЕСС - эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.

СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД - устанавливает струк­турные связи между всеми характе­ристиками личности.

СУЖДЕНИЕ - это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии.

ТАКЕСИКА – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

ТАЛАНТ - высокая степень одарённости, реализованная в определённой области (высокий уровень развития специальных способностей).

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. - баланс, соразмеренность) - это динамическая характеристика человека, определя­ющая активность протекания его психических процес­сов, эмоциональную выразительность и энергетическую обеспеченность деятельности.

ТЕСТ – это стандартизированное и обычно ограниченное во времени испытание.

ТЕСТИРОВАНИЕ — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень ЗУН, способностей и других качеств личности путем анализа выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

ТИПИЗАЦИЯ - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

ТОРМОЖЕНИЕ — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.                    

ТОРОПЛИВОСТЬ УМА- проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

ТРУД - деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребно­сти людей.

УБЕЖДЕНИЕ – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

УЗНАВАНИЕ - является наиболее простой формой восстановления информации при ее повторном восприятии.

УМЕНИЯ- это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям дея­тельности.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления.

УПОРСТВО - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия.

УПРАЖНЕНИЯ – это целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

УРАВНОВЕШАННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

УСТАНОВКА- устойчивая модель поведения, обеспечивающая готовность к определенному способу поведения, восприятия и взаимодействия.

УСТНАЯ РЕЧЬ - осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ - это его способность задерживаться на воспри­ятии данного объекта

УЧЕНИЕ - процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

ФИЛОГЕНЕЗ – это историческое развитие психики и поведения человека как вида.

ФЛЕГМАТИК - человек с сильной, уравновешенной, но инер­тной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развесе­лить).

ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

ФРУСТРАЦИЯ - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности.

ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и об­щении, обуславливая типичные для индивида спосо­бы поведения.

ХОЛЕРИК — это человек, нервная система которого опре­деляется преобладанием возбуждения над торможением, вслед­ствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необуздан­ность, несдержанность.

ЦЕЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – сознательная и активная направленность личности на достижение определённого результата деятельности.

ЦЕЛЬ – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности.

ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

ЧЕРТА ХАРАКТЕРА - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

ЧУВСТВА - переживания человека связаны с теми впечатлениями, которые он получает посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний.

ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

ЭКЗОПСИХИКА - часть психики, которая отражает факторы внешней среды.

ЭКСПЕРИМЕНТ— метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающий активное проявление изучаемых психических явлений.

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ– отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

ЭКСТРАВЕРТ — человек, психический склад которого направлен на окружающий мир и деятельность в нем.

ЭМОЦИИ – это непосредственная форма выражения чувств.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – память на переживания.

ЭНДОПСИХИКА - часть психики, которая отражает внутрен­нее состояние организма и проявляется в эмоциях, потребнос­тях, ощущениях голода.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – источник – переживание прекрасного.

Я-ДИНАМИЧЕСКОЕ – это то, каким я намерен стать, более конкретный и достижимый образ.

Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ – это представления человека о том, каким его видят другие (не всегда правильные, могут мешать жить человеку).

ЯЗЫК - это система словесных знаков, посредством которых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира.

Я-ИДЕАЛЬНОЕ – это то, каким я должен стать, ориентируясь на определённые нормы (достижимое).

Я-КОНЦЕПЦИЯ —это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя».

Я-РЕАЛЬНОЕ – это представление о себе в настоящем времени.

Я-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ –это то, каким я стал бы, если б это было возможно (недостижимое).

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...