Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Личность и деятельность




I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Цель дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология» являются: создание условий для самооценки личностных и профессиональных качеств, способствующих дальнейшему развитию выпускника-бакалавра; развитие умения применять психологические знания в конкретных профессиональных ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями; формирование психологической культуры необходимой для успешной организационно-управленческой деятельности.

Задачи дисциплины

Раскрыть актуальность психологического знания в системе гуманитарного образования; дать научное представление о психологии личности и ее  психологической структуре; обогатить знаниями о закономерностях проявления и развития психики; приобрести опыт учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; сформировать умения саморегуляции личности в критических эмоциональных ситуациях; приобщить студентов к источникам психологических знаний, сформировать навыки работы с психологической литературой; способствовать развитию самостоятельности мышления студентов, помочь им овладеть основами научной работы посредством подготовки выступлений на семинарах, написания докладов и рефератов.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Программа дисциплины «Психология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «Психология» является основополагающей для изучения студентами дисциплин «Психодиагностика» и

«Психологический практикум». Освоение студентами данной дисциплины является важнейшим условием для овладения организационно-управленческой деятельностью.

Знания данной дисциплины являются важной составляющей частью в системе подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма. В результате изучения дисциплины выпускник должен знать структуру психики личности, особенности ее развития, формирование психологических основ коллектива, социальных групп, общества. Должен обладать умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Выпускник должен уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности, межличностном общении. Должен владеть базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения.

Занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских и практических занятий. В процессе изучения дисциплины студент должен выполнять самостоятельную работу. Аудиторная самостоятельная работа предполагает активное участие студентов во всех видах аудиторных занятий под руководством или при непосредственном участии преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя подготовку к лекциям, семинарам, зачету, самостоятельное изучение отдельных вопросов, решение психологических задач. 

Кроме традиционных форм работы со студентами активно используется тестовая проверка усвоенных знаний, занятия с элементами тренинга, реферирование, психодиагностика личностных качеств и познавательной сферы.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-11, ОК-15, ПК-2, ПК-14.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • основные закономерности, движущие силы, условия и факторы саморазвития личности;
  • основные потребности и психологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью личности;
  • методы организации исследований и необходимые действия для их обеспечения;
  • закономерности формирования, развития и проявления социально-психологических интересов в малых социальных группах.

уметь:

· использовать методы психолого-педагогической диагностики для определения потенциальных возможностей саморазвития;

· анализировать возможности личностного потенциала с целью самосовершенствования;

· оценивать психические, физиологические особенности человека.

овладеть:

  • умением исследовать природу социально-психологических явлений, связанные с личностью и коллективом;
  • возможностями использования социально-психологических методов при изучении общественных изменений;
  • навыками обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов, категориальным анализом психологических знаний о личности;
  • навыками определения основных направлений самосовершенствования и повышения квалификации;
  • навыками самостоятельной работы.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы и их краткое содержание

 

Тема 1. Введение в психологию

Лекция (4 часа)

Понятие «психология». Основная цель и задачи психологии как науки. Предмет психологии: психика, сознание, бессознательное, личность, деятельность, поведение. Принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, личностного подхода, системности. Методы исследования в психологии: организационные, эмпирические, методы обработки и интерпретации данных. Наблюдение, беседа, эксперимент, метод тестов, анкеты, опросники, интервью. Основные направления психологии. Психика. Структура и функции психики. Психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Подходы к пониманию природы психики. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Сознание: функции, характеристика. Структура сознания по Леонтьеву. Бессознательное, его проявление. Структура личности по З. Фрейду: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Роль психологии в современном обществе. Место психологии в системе наук.

Семинарское занятие (2 часа)

Развитие психологии, как науки (Этапы становления представлений о психологии). Предмет, задачи психологии. Этапы развития психологии. Принципы психологии. Методы исследования в психологии. Проблемы развития психики. Бессознательное, его проявления. Структура сознания. Современная психология, ее роль и место в системе наук.

Самостоятельная работа (8 часов):

Развитие психологии, как науки (этапы становления представлений о психологии). Отрасли психологии – анализ литературных источников на основе метода конспектирования важных положений. Сочинение рассуждение «Место психологии в моей будущей профессии».

Форма контроля: устный опрос, тестовый контроль усвоенных знаний, анализ эссе, проверка конспектов.

Тема 2. Личность и деятельность

Лекция (4 часа)

Особенности деятельности человека. Движение, активность, жизнедеятельность, деятельность. Субъект и объект деятельности. Социальность деятельности: историческая преемственность и совместное производство. Этапы развития деятельности человека: филогенез, онтогенез, изменения внутри отдельных видов деятельности. Потребность. Мотив. Цель. Задачи. Условия. Действие. Операция. Упражнение, навык и умение. Виды деятельности: по онтогенетическому развитию, по исторической обусловленности, функциях, достигаемым результатом.

Индивид. Личность. Индивидуальность. Основные функции личности: автономизация, самопредъявление, рефлексия, социализация. Структура личности по А.Г. Ковалеву, В.Н. Мясищеву, С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову. Я-концепция личности. Когнитивный, аффективный и поведенческий компонент Я-концепции. Стороны Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-динамическое, Я-зеркальное. Формирование и развитие Я-концепции личности. Я-концепция и самооценка. Направленность личности. Формы направленности личности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, страсть, установка, убеждение.

Семинарское занятие (6 часов)

Специфика развития деятельности человека. Структура деятельности. Освоение деятельности. Основные виды деятельности. Общение: функции, стороны, виды. Процедура общения. Личность, индивид, индивидуальность. Структура личности. Я-концепция личности. Направленность личности.

Тренинговые упражнения для развития навыков вербального и невербального общения. 

Самостоятельная работа (10 часов)

Показатели личностного развития. Общение, ее функции, этапы и структурные компоненты. Средства общения: вербальные и невербальные средства общения. Виды общения. Общение как коммуникация. Общение как интеракция. Общение как перцепция. Защитные механизмы личности.

Форма контроля: устный опрос, доклад с мультимедийным сопровождением, включение вопросов в список обязательных требований к зачету.

Тема 3. Свойства личности

Лекция (4 часа)

Темперамент. Подходы к пониманию природы темперамента. Гуморальная теория. Конституциональная теория. Физиологическая теория. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Характер. Черта характера. Классификация черт характера: интеллектуальные черты, эмоциональные, волевые. Черты характера по отношению к себе, к другим людям, к порученному делу. Типология характера. Социальные типы характера по Э. Фромму. Классификация характеров по К.Г. Юнгу. Акцентуация характера. Типы акцентуаций по Леонгарду. Психосоциотипы. Факторы формирования характера. Способности. Признаки способностей по Б.М. Теплову. Уровни развития способностей: одаренность, талант, мастерство, гениальность. Классификация способностей: природные и специфические способности.

Семинарское занятие (2 часа)

Темперамент. Подходы к пониманию природы темперамента. Типы темперамента. Характер. Типология характера. Сенсорная типология характера. Психогеометрическая типология характера. Акцентуация характера. Формирование характера. Подходы к оценке взаимоотношений темперамента и характера. Изучение психологических особенностей личности с помощью психодиагностических методик. Психодиагностика личностных особенностей студентов.

Самостоятельная работа (4 часа)

Подходы к оценке взаимоотношений темперамента и характера. Составление опорный блок схем по вопросам лекции.

Форма контроля: устный опрос, проверка разработанных студентами блок схем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...