Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Психические процессы




Лекция (4 часа)

Ощущение: общее понятие, физиологическая основа. Виды ощущений. Экстерорецептивные, интерорецептивные и проприоцептивные ощущения. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная отнесенность. Закономерности ощущений: пороги (нижний абсолютный порог и верхний абсолютный порог), адаптация, контраст, взаимодействие ощущений. Сенсибилизация и синестезия.

Восприятие: общее понятие, физиологическая основа. Непреднамеренное и преднамеренное восприятие. Восприятие пространства, времени, движения. Свойства восприятия: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция, предметность, активность. Индивидуальные особенности восприятия.

Внимание: общее понятие, физиологическая основа. Характеристика и функции внимания. Виды внимания: природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, сенсорное, моторное, интеллектуальное. Свойства внимания: концентрация, избирательность, распределение, объем, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость, переключение.

Память: общее понятие, физиологическая основа. Мнемические процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. Виды памяти: по характеру психической активности и продолжительности.

Мышление: общее понятие, физиологическая основа. Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, конкретизация. Виды мышления: по форме и характеру решаемых задач. Индивидуальные особенности мышления: широта, глубина, самостоятельность, гибкость мышления, быстрота, торопливость и критичность ума. Индивидуальные стили мышления: синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический, реалистический.

Воображение: общее понятие. Функции воображения: гностическая, прогностическая, воспитательная, защитная, коммуникативная и т.д.Виды воображения: пассивное и активное. Психологические приемы воображения: гиперболизация, склеивание, акцентирование, типизация, аналогия и т.д.

Воля: общее понятие и функции. Психологическая структура волевого действия: подготовительный, основной, заключительный этапы. Волевые качества: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, инициативность, последовательность, дисциплинированность, выдержка и самообладание, целеустремленность, сила воли.

Семинарское занятие (6 часов)

Ощущение. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Воображение. Речь. Чувства и эмоции. Воля. Психодиагностические методики оценки развития познавательных процессов.

Самостоятельная работа (8 часов)

Закономерности памяти. Нарушение восприятия: иллюзии и галлюцинации. Речь и язык: особенности, функции. Виды речи. Нарушения речи. Особенности чувств и эмоций: эмоциональные переживание. Эмоциональные состояния и виды чувств. Виды высших чувств. Самовоспитание воли.

Форма контроля: устный и письменный опрос, доклад с мультимедийным сопровождением, включение вопросов в список обязательных требований к дисциплине.

Тема 5.Психология малых групп

Лекция (2 часа)

Понятие малой группы, ее границы. Типичные особенности малой группы. Классификация: по организованности, по общественному статусу, по уровню развития, по значимости, по реальности существования, по длительности существования, по роду занятий. Психологическая структура малой группы: взаимоотношения, устремления, настроение, традиции, мнения. Этапы (уровни) развития групп (по характеру межличностных отношений). Психологически процессы в малой группе: образование и развитие, сплочение, руководство и лидерство, принятие решений, групповое давление, конфликт.

Семинарское занятие (2 часа)

Психология малых групп. Виды малых групп. Групповые процессы. Групповая структура.

Самостоятельная работа (6 часов)

Основные психологические механизмы развития малой группы. Составление кроссворда и глоссария по данной дисциплине.

Форма контроля: устный опрос, проверка творческого задания.

 

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Отрасли психологии – анализ литературных источников на основе метода конспектирования важных положений.

2. Сочинение рассуждение «Место психологии в моей будущей профессии».

3. Подходы к оценке взаимоотношений темперамента и характера.

4. Составление опорный блок схем по вопросам лекции.

5. Составление кроссворда и глоссария по данной дисциплине.

 

 

Примерная тематика рефератов

1. Развитие психологии, как науки (этапы становления представлений о психологии).

2. Показатели личностного развития.

3. Общение, ее функции, этапы и структурные компоненты.

4. Средства общения: вербальные и невербальные средства общения.

5. Виды общения.

6. Общение как коммуникация.

7. Общение как интеракция.

8. Общение как перцепция.

9. Защитные механизмы личности.

10. Закономерности памяти.

11. Нарушение восприятия: иллюзии и галлюцинации

12. Речь и язык: особенности, функции.

13. Виды речи.

14. Нарушения речи.

15. Особенности чувств и эмоций: эмоциональные переживание.

16. Эмоционакльные состояния и виды чувств.

17. Виды высших чувств.

18. Самовоспитание воли.

19. Основные психологические механизмы развития малой группы.

 

 

Перечень вопросов к зачёту

1. История развития психологии.

2. Предмет, задачи и принципы психологии.

3. Методы исследования в психологии.

4. Структура, функции психики и формы ее проявления.

5. Точки зрения на происхождение психики. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

6. Психологические характеристики сознания.

7. Бессознательное, его проявления.

8. Роль психологии в современном обществе.

9. Место психологии в системе наук.

10. Деятельность, ее особенности. Специфика развития деятельности человека.

11. Деятельность, ее структура.

12. Виды деятельности и способы ее освоения.

13. Общение, ее функции и виды.

14. Средства общения. Общение как коммуникация.

15. Процедура общения. Общение как интеракция.

16. Мотивы общения. Общение как перцепция.

17. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Основные функции личности.

18. Структура личности.

19. Я-концепция личности.

20. Направленность, ее формы.

21. Понятие темперамента, теории темперамента.

22. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

23. Характер: понятие, содержание, вилы (по Э. Фромму, К. Юнгу).

24. Факторы формирования характера. Акцентуации характера по К. Леонгарду.

25. Способности: понятие, признаки, уровни развития и классификация.

26. Ощущение: понятие, физиологическая основа, свойства.

27. Закономерности ощущений. Виды ощущений.

28. Восприятие: понятие, физиологическая основа. Виды восприятия.

29. Свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия.

30. Внимание: понятие, физиологическая основа. Виды внимания.

31. Свойства внимания.

32. Память: понятие, физиологическая основа, процессы памяти.

33. Виды и свойства памяти.

34. Мышление: понятие, признаки, формы, виды мышления.

35. Мыслительные операции. Индивидуальные особенности мышления.

36. Воображение, понятие, функции, виды, приемы.

37. Речь и язык: понятие, функции, свойства и виды речи.

38. Эмоции: понятие, функции, свойства. Эмоциональные состояния.

39. Чувства: понятие, функции. Виды высших чувств.

40. Воля: понятие, функции, структура волевого акта.

41. Волевые качества. Самовоспитание воли.

42. Понятие и виды малых групп.

43. Психологическая структура малой группы.

44. Этапыи основные психологические механизмы развития малых групп.

45. Психологические процессы в малой группе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...