Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения.




Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставленные красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана , рефреном повторяющихся на соответствующий второй части). Улыбка полковника - благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал - наказание).

 Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, старая фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника).

Художественные детали в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" выполняют натуралистическую функцию (внешне точно, бесстрастно, объективно изображается предмет или явление) и являются средством художественной выразительности.

3. В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

Для современного человека фотография стала привычным явлением, ей уже не поклоняются, она стала предметом искусства, а Виктор Астафьев в своем повествовании заставляет задуматься о тех человеческих ценностях, которые сохранила старая фотография.

Учитель сам принес ему фотографию.

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовала именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе. Память о них будет жить вечно.

В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности, без которых человек не может жить.
А школьная фотография - отражение этих ценностей.


История — это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет — часть этой истории.

 

 

Билет № 13

1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2. Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

3. Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И. Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

 

1.Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” была написана в 1836 году. Комедия точно отражает время ее написания, время эпохи Николая I, время доносов и слежки. Сам Гоголь замысел “Ревизора” определил так: “В “Ревизоре” я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем”.

Сюжет комедии рожден действительностью: одного петербургского молодого чиновника принимают в провинциальном городе за ревизора, и он, весело проведя время, обобрав чиновников, безнаказанно уезжает.

Тема: чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.

Идея: осмеяние зловредных пороков человека: несправедливости, произвола, мошенничества, притворства, лицемерия и корысти.

 

 

 

2. Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

 

Восстании против царской вла­сти, которое подняли передовые дворяне-офицеры в Петербурге 14 декабря 1825 года, не оставило равнодушным и великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Он болезненно отреагировал на жестокую расправу царя над декабристами: «Повешенные повешены; но каторга 120 дру­зей, братьев, товарищей ужасна».

Поэт посвятил декабристам ряд стихотворений, и не было в тогдашней России ни одного читающего человека, который не знал бы наизусть этих искренних посланий.

С искренним восхищением он относился к тем, кто, не жа­лея собственной жизни, поднялся на борьбу против палачей и по­работителей. Пушкин воспевал мужество и силу духа декабристов, их глу­бокий патриотизм и преданность общему делу, которые не смогли сломить ни ссылка, ни каторжные работы.

 Находясь вдали от сво­их родных и близких, живя в ужасных, суровых условиях Сибири и подвергаясь многочисленным лишениям, эти люди продолжали хранить «гордое терпенье».

Он верил в то, что «скорбный труд» и «дум высокое стремленье» декабристов не пропадут даром, что их идеи, обронен­ные в благодатную почву, дадут богатые всходы:

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Поэт, как мог, поддерживал декабристов своими посланиями. Так, в стихотворении к И. И. Пущину, другу его лицейских лет, он высказывал надежду, что его стихи и воспоминания о юности ста­нут источником утешения для брата:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье…

А. Пушкин понимал, что идеалы, к которым стремились де­кабристы, со временем станут путеводной звездой для огромного количества людей. И настанет час, когда

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

3. Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И. Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

 

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

 Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

 Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

 Порывистый, холодный ветр порою,

 Ущерб, изнеможенье - и на всем

 Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

 Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.

Настроение у Тютчева всегда сливается с мыслью. Образ осенней увядающей природы передает духовное состояние автора.

Тютчев не просто описывает окружающие его поля, леса, реки, а передает дыхание, движение, звуки — жизнь. Читателя охватывает не столько осеннее настроение, сколько состояние. Осенняя атмосфера созвучна настроению самого автора.

Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Для того чтобы уметь «подсмотреть» такие черты, человек должен любить и понимать природу, быть очень наблюдательным человеком, обладать поэтическим талантом

 

Билет № 14

1. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.

2. Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (по роману А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»).

3. Прочтите наизусть стихотворение А.А. Блока «Россия». В каких словах, по вашему мнению, отразилась вера А.А. Блока в Россию?

 

1. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.

Поэма 1839 г. "Мцыри" - одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри - главный герой произведения - больше всего ценит свободу, не принимает жизнь "вполсилы":

Таких две жизни за одну.
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали для него истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил? и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…

Он увидел "как живые" лица родителей, сестер, односельчан… Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на "деву гор". Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы.

 

Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но у него были три дня, прожитые им на свободе. Он находит в себе силы признать поражение и умереть, никого не проклиная. Да, он вырвался из крепости монастыря, но внутреннюю тюрьму, уже не разрушить. Именно осознание этого и убивает Мцыри, он не рожден, чтобы жить в рабстве. Умирая, Мцыри просит похоронить его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ», чтобы легкий ветерок приносил иногда на могилу обрывки родной речи.

 Сияньем голубого дня

 Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

 Быть может, он с их высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком ...

 

Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог- гимн миру, полному красок и звуков, радости. Герой утверждае, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три "блаженных" дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

 

2. Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (по роману А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»).

 

И Гринёв, и Швабрин принадлежат к дворянскому сословию, получили примерно одинаковое воспитание и образование. Оба офицеры, оба служат в Белогорской крепости, оба любят Машу Миронову. На этом, пожалуй, их сходство и заканчивается.

Мирная жизнь в Белогорской крепости прервалась бурными событиями восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Швабрин предательски в первый же день перебежал на сторону восставших. Главное для него - выжить, пусть даже через унижение.

Гринёв готов был расстаться с жизнью, но остаться верным воинской присяге. Он всегда помнил наставления отца: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Отношение Гринёва и Швабрина к Пугачёву тоже говорят о многом. Первый - достойный собеседник, уважающий себя, отстаивающий свою независимость. Второй - трусливый перебежчик, раб, угождающий своему хозяину. Жалок и ничтожен Швабрин, не вызывает никаких симпатий, когда валится в ногах у беглого каторжника и просит о пощаде, подлость для него оборачивается позором.

По-разному относятся молодые офицеры к любви. Швабрин не смог пережить достойно отказа Маши Миронов, он мстит ей, очерняя ее светлый образ в глазах Гринёва. Гринёв готов драться на дуэли за честь женщины. И далее из разворачивающихся событий мы узнаем, что Гринёв, рискуя жизнью, делает все ради спасения девушки, а Швабрин злодейскими действиями пытается заставить сироту выйти за него замуж. Уже на этих примерах показывает честь Гринёва и бесчестие Швабрина.

Судьба вознаграждает героев справедливо: Гринёв женится на Маше, а участь Швабрина, несмотря на то, что писатель опускает эту деталь, предопределена и незавидна.

 

3.  Прочтите наизусть стихотворение А.А. Блока «Россия». В каких словах, по вашему мнению, отразилась вера А.А. Блока в Россию?

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле –
Одной слезой река шумней
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока.

 

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, - но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины.

Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его "крест") и судьбы России - вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее

 

 



































Билет № 15

1. Как пришло к И. Шмелеву умение писать? Почему главный герой рассказа «Как я стал писателем» почувствовал, что он «другой»?

2. Нравственная         красота              Маши                Мироновой (по    произведению        А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»).

3. Прочтите наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Докажите, что Шекспир поднимает в своём произведении общечеловеческие темы и чувства.

 

1. Как пришло к И. Шмелеву умение писать? Почему главный герой рассказа «Как я стал писателем» почувствовал, что он «другой»?

Рассказ И. С. Шмелева «Как я стал писателем» носит автобиографический характер. Это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства.

Первый период своей жизни автор называет «дописьменным» : он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати» . Он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки» . В гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках» . Увлекшись романами Жюля Верна, автор пишет «поэму» о путешествии на Луну на воздушном шаре гимназических учителей. «Поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. Иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. Оправдываясь, что это у него «лирическое отступление» , как у Гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.

Таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство», и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце» .

Третий период творчества был «печатный» . Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем» . Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца» , потом еще «два месяца» … Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва». Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.

Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.

 

2. Нравственная красота Маши Мироновой   (по             произведению   А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»).

4. Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен. А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье. А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

3. Прочтите наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Докажите, что Шекспир поднимает в своём произведении общечеловеческие темы и чувства.

«Ромео и Джульетта» — одна из наиболее известных трагедий Шекспира, потому что в ней затрагиваются вопросы и

проблемы, которые близки людям разных эпох. Один из них — о любви. Нет человека, которому это чувство было бы незнакомо, но что это такое — не рискнет объяснить никто. Ясно одно — это чувство никогда не спрашивает человека, прежде чем возникнуть, даже если приносит с собой уйму проблем, как это произошло, например, с юными героями трагедии Шекспира. Да, вместе с огромным счастьем любовь одарила

Ромео и Джульетту сомнениями и страхом, потому что была связана с неразрешимыми противоречиями: влюбленные должны были быть кровными врагами. Так за них решила традиция, по которой две самых уважаемых семьи Вероны вели жестокую вражду. Казалось, никто и ничто не в силах разрешить эту проблему: ни потери родных и близких, ни запреты и штрафы властей. И никто не предполагал, что примирить врагов сможет любовь самых младших членов семейств и, к сожалению, их смерть.

Автор называет историю любви Ромео и Джульетты «самой печальной повестью на свете». Смерть героев спасла, на мой взгляд, еще ого жизней их сестер и братьев, замешанных в «междоусобных боях». В этой смерти я вижу трагедию и торжество любви героев. Стремление быть вместе в радости и беде сделало Ромео и Джульетту неразлучными, хоть и после смерти. Так печально разрешились «вечные вопросы», терзавшие

 

Билет № 16

1. Изображение военных будней в сти хотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).

2. Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

3. Назовите известные вам драматические произведения. По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим?

 

1. Изображение военных будней в сти хотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).

 

 

. В поэме «Василий Теркин» Твардовский показал главного героя в разных ситуациях, мы видим Теркина и на поле боя, и в госпитале, и на отдыхе. И везде он находчив, смел и полон оптимизма. Твардовский создал собирательный образ русского солдата, который боролся против фашизма, защищая свою Родину. Писатель дал нам возможность проследить за ходом войны глазами простых солдат, он показал нам военные будни. Поэма «Василий Тёркин» – это рассказ о том, как жил солдат на войне, как он воевал, сражался. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, рисует военные будни, показывает солдат на привале, в момент боя и короткого отдыха. Героическая переправа (глава «Переправа») – это тоже военные будни. Солдаты спят на мёрзлой земле, «греют землю животом», ждут рассвета, ждут подмоги, духом падать не хотят. Пишут письма домой «друг у друга на спине». Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. А как Тёркин играл на гармошке! И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Василий Тёркин – душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, то очень серьёзные рассказы. А сколько лишений приходится терпеть Василию Тёркину! Он мёрзнет, голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Вот они лежат третьи сутки в болотах. Идет дождь, злой кашель терзает грудь. Даже покурить нельзя, так как спички размокли. Третий день "кишка кишке кукиш кажет". Солдаты падают духом . Им кажется, что "хуже нет уже беды", а Теркин усмехается и успокаивает друзей, убеждая в том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силён. За ним батальон, полк, дивизия, вся Россия. Да и немец уже не тот. Если в прошлом году он пел: "Москва моя", то "этой песни прошлогодней нынче немец не певец". А.Т. Твардовский, рассказывая простым, образным, народным языком о русском солдате и событиях мирового значения, нигде не изменил правде жизни. Народ победил именно потому, что сражался за правое дело. Доброта, народная справедливость – вот решающая сила, которая приводит к победе.

 

 

2. Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

4. Из всех героев «Капитанской дочки» реально суще­ствовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Однако, как и любой другой художник, Пушкин имеет право на художественный вымысел. И в результате в повести мы видим «поэтического» Пугачева, пушкинского Пугачева. Автор, раскрывая образ Емельяна Пугачева, показывает его в событиях и среди людей: крестьян, разбойников, беглых каторжников, солдат, офицеров-дворян. В повести нет привычного нам Пугачева-самозванца, раскольника и мошенника, малодушного и жестокого, властолюбивого человека. Есть Вожатый в жизни главного героя Петруши Гринева — недоросля, который только что вырвался из-под родительской опеки, есть талантливый, великодушный, умный мужик с русской человеческой душой. Но Пушкин не дает однозначной, только положительной оценки Пугачеву, ведь, несмотря ни на какие его положительные качества, он убийца, он самозванец. Этого нельзя было не показать в «новом» Пугачеве. Внутри пушкинского Пугачева идет постоянная борьба между «вешателем» и милующим, между преступником и кающимся грешником. Мечта его — освободить крестьян от барского гнета, от зависимости. Ради нее он и становится государем-самозванцем. Пушкинский Пугачев — это не выдуманный, а найденный писателем образ мужичьего царя, о котором все мечтали. Государыня Екатерина и ее сановники тоже лишены тех стереотипов, с помощью которых часто изображают «великих людей». Мы не видим здесь ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей. Мы видим настоящих живых людей. В своей повести «Капитанская дочка» автор показал и ряд других — уже вымышлен­ных героев: это и низкий злодей Швабрин, и умирающий за царицу комендант Миронов, молодой Петруша Гринев и его возлюбленная — дочь капитана Миронова Маша, верный Савельич. Все эти герои повести, несмотря на вымысел, чрезвычайно важны. Все они проходят через проблему чести и долга — важнейшую проблему нравственности. Всех их закружила «историческая метель» — русский бунт. Он начался с мелких недовольств, но их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее, и наконец наступил предел народного терпения. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей. Брат шел на брата. Все смешалось… Начался праздник бесовства. «Не приведи Господи видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — замечает Пушкин. И в этой бесконечной пляске бесовства крутятся и реальные люди — герои повести «Капитанская дочка».

3. Назовите известные вам драматические произведения. По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим?

Драма ( от гр. - действие) - литературный вид, в произведениях которого, предназначенных для спектакля на сцене, показаны жизненные явления, а характеры раскрываются в разговорах и действиях персонажей/

 

Н.В.Гоголь «Ревизор», Фонвизие «Недоросль», Л.Н. Толстой «После бала» - драматические произведения. Доказательство - основные особенности драматических произведений: сюжетным стержнем является конфликт, который воплощается в драматическом действии, в столкновении противоборствующих сторон, единство действия и слова; изображение персонажей через их поступки, поведение, высказывания; воспроизведение событий как живого процесса; наличие ремарок; назначение для спектакля на сцене; диалогическая форма.

 

Билет № 17

1. Отношение  народа,  дворян и  автора к предводителю восстания (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

2. Русский пейзаж в стихотворениях поэтов XIX века (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Ф.Ф. Фет, А.Н. Майков)

3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Объясните, как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения?


1. Отношение  народа,  дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

 

4. В "Капитанской дочке" А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем. Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную "вожатому" во пора бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты. . " И реально, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева сообща с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: "Казнить так казнить, жаловать так жаловать". Сказать от своего имени обо всем, что думал Пушкин о Пугачеве, было по тому времени невозможно. Пушкин не мог поделиться с читателями своими размышлениями о вожде крестьянского восстаний. Нельзя было высказать эти мысли и от имени рассказчика – преданного долгу присяги офицера екатерининского времени. И Пушкин сказал об этом описаниями действий самого Пугачева, богатым своеобразным языком героя и портретными зарисовками Пугачева, особенно последними, так как каждая портретная деталь, сделанная рукой Пушкина, заставляла читателя пристально вглядываться в душевное богатство этой личности. Во время поездки в Поволжье и Приуралье Пушкин убедился в благоговейном отношении людей из народа к памяти Пугачева . Всюду, где это было возможно, Пушкин писал об этом и в « Капитанской дочке » и в «Истории Пугачева ». Пушкин охотно вносил в свое повествование бытующие в народе воспоминания о Пугачеве – сказки, песни, отдельные исторические моменты, сохранившиеся в различных легендах, живущих в народе. Это заметно и в иносказательной беседе «дорожного» с хозяином умета, в беседах Пугачева с его соратниками, даже и в его общении с Гриневым. В портретных зарисовках Пугачева, рассыпанных по всему художественному произведению, отражены разные впечатления Пушкина о Пугачеве : от талантливости и смелости Пугачева-военачальника, и от широких, идущих от народных чаяний его преобразовательных замыслов, и от сознаваемой им своей обреченности. Незаурядная, самобытная и в то же время пугающая Пушкина натура этого человека нашла свое отражение в целостном портрете Пугачева . В период создания « Капитанской дочки » у Пушкина сложилось уже иное представление о Пугачеве, чем тогда, когда он работал над «Историей» . Он не смотрел уже на Пугачева как на слепое орудие в руках яицкого казачества, выделявшегося только большими военными познаниями и необыкновенной дерзостью. В « Капитанской дочке » Пугачев – подлинный вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и свою историческую миссию.

2. Русский пейзаж в стихотворениях поэтов XIX века (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Ф.Ф. Фет, А.Н. Майков)

5. е поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму. Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека. Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинается понимать, что это удачные стихи, вот она настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в "беспредельное", они с большей художественной силой говорят о любви к "ежедневным картинам" родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, чем об "иной красоте", которую они ощущает за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, преобразуют ее, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи. Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирике, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года – с зимой, с весной, с летом, с осенью. Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы – одно из величайших достижений поэтов 19 века.

3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Объясните, как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения?


С цветком, воспитанным в тюрьме, Мцыри сравнивает себя, так как своё пребывание в монастыре он не считает свободным – это не его выбор. И хотя здесь к нему неплохо относятся, он воспринимает свою жизнь в монастыре как жизнь в неволе, в тюрьме, а другой жизни он не помнит, так как оставлен был здесь – больным, умирающим – в возрасте 6 лет. Только 3 дня, проведённые им на воле, то есть вне монастыря, пробудили в нём смутные воспоминания об иной жизни.

 

 



Билет № 18

 

 

1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Раскройте понятие «тема лирического произведения». В чем особенность раскрытия темы Родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»?

2. Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

3. Нарисуйте психологический портрет Мцыри, используя его монологи.

 

1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Раскройте понятие «тема лирического произведения». В чем особенность раскрытия темы Родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»?

 

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», - сказал однажды сам Николай I.

Тему комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». То есть, говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки.

Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Основную можно проиллюстрироватьцитатой: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

Основные проблемы:
- чинопочитание;

- взяточничество;

- морально-нравственное обнищание.

Лирика - это такой род литературы, который открывает внутренний мир автора и в котором важен не объект, а его состояние и процесс речевого общения.

Центральный персонаж лирического произведения - сам автор и его переживания. В лирике поднимаются вечные темы любви, смерти, красоты, смысла жизни. Изображение внешнего мира служит для самовыражения героя, когда отсутствует прямо выраженное "я" автора.

Тема произведения — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. Темы лирического произведения:

Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.

Особенность: Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»

 

2. Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и   Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

В романе В. Скотта «Айвенго» выведены два образа прекрасных девушек - Ровены и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.

Обе девушки богаты и не уступают друг другу в красоте, благородности и щедрости.
Обе красавицы образованы.
Обе героини оказываются жертвами своей же красоты, однако выпавшие на их долю судьбы слишком разные.

Ревекка, привыкшая к неблагосклонной судьбе, развила в себе способность стойко переносит трудности. Истинная иудейка, но принимающая общечеловеческие ценности, разделяющая представления христиан о чести, достоинстве, вере, сострадании и самопожертвовании, она воспринимается только как красивая женщина, но как личность ценится немногими – лишь теми, кто способен переступить через предрассудки.

Леди Ровена, выросшая в атмосфере всеобщего поклонения и всегда окруженная честными и благородными людьми, чью веру она разделяет, и кто принимает ее как личность, находится в более благоприятной среде, нежели еврейская красавица. Несмотря на внешнюю неприступность, горделивость и самоуверенность, она более покладиста по натуре, восприимчива, чувствительна, как нежный цветок.

Автор создал образ Ревеки более сложным и противоречивым.

 

 

3. Нарисуйте психологический портрет Мцыри, используя его монологи.

Создавая психологический портрет героя Мцыри, Лермонтов описывает его как свободного, независимого, душевно богатого человека, способного понимать прекрасное. Герой этот гордый волевой, мужественный. Он герой-боец и протестует против насилия над человеком, как над личностью.

 

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой.

Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть...
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов.

Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...

 

Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...