Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комедия заканчивается немой сценой.




2. Раскройте смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Психологизм рассказа.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух подряд противопоставленных частей:бал у предводителя и расправа с солдатом.

Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу - «После бала».

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.

Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, конечно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.

Смысл названия рассказа в том, что главные события происходят не на балу, а после бала, так как события после бала — и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.

Психологизм – изображение в художественном произведении внутренней жизни человека, её динамики, изменения душевных состояний. 

Лев Николаевич Толстой - мастер психологического портрета. В рассказе он уделяет внимание  внутреннему миру личности, тончайшим переливам душевных переживаний.

Основной объект рассказа - внутреннее чувство героя, его ощущение мира.

Сначала герой влюблен, но не просто, не как обычно, а сильно влюблен . И мир видится им сквозь призму этой влюбленности: Бал был чудесный. Варенька прекрасна…

По ходу бала чувство героя растет от влюбленности к состоянию счастья, блаженства: В том состоянии герою кажется, что не он один, а весь мир восхищается его Варенькой.

Бал закончен, но он продолжается в душе героя. И вдруг что-то случается: «Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана».

Состояние бала резко обрывается.

Но не только внешние контрасты бросаются в глаза герою, новым смыслом наполнены и уже виденные детали. Вместо пестрых бальных одежд - пестрота исполосованной, превращенной в кровавое месиво спины наказываемого, белый цвет становится теперь цветом страдания при каждом ударе несчастный оскаливает белые зубы , умоляя о прощении. И главное все тот же румяный, холеный полковник. В нем, кажется, ничего не изменилось (лишь твердая, подрагивающая походка вместо танцевальных движений) но на новом фоне облик его страшен.

Герой переходил к внутреннему взгляду, к чувству, рожденному этим созерцанием, - он погружается в себя. От переполнявшего его блаженства не осталось и следа. Лишь стыд, тоска, почти физическая тошнота и отвращение.

 Герой, сталкиваясь с проявлением зла в мире, понимает, что единственно возможное для него в данной ситуации - это устранение от зла. Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования.

Контрастное повествование, изображение героев и их чувств помогает выявить сущность их характеров, раскрыть социальные противоречия русской действительности, показать, что насилие противоестественно человеческому существу. В этом и заключается психологизм рассказа.

3. Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.

 

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум.
Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, а также правило трех единств драматургии классицизма:

— единство места действия

— единство времени действия – всё происходит в один день

— единство действия

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический.
Лю­бовный конфликт является основным.
Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .

 

 Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями.

 

Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться»).




Билет №12

 

1. Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

2. Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

3. В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

1. Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

 ПОЭМА - крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания.

 Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма.

Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисуя вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русского генерала Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы. Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он подтвержден себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей. Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степени собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что бывшая жизнь в неволе он продолжать не сможет. Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказано в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом.

2. Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Художественная деталь важна в произведении. Она позволяет создать живой образ персонажа художественного произведения, показать природу его внутреннего мира. Часто деталь оказывается в роли эмблемы, символа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...