Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.




Билет № 1

1. Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

2. Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

3. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих лицейских друзьях.

 

Вопрос 1

Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»?

 

Толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы» стал курьезный случай, ставший известным Пушкину. Поэт сообщил своему другу П.В. Нащокину, что главная завязка «Пиковой дамы» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды он сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у нее денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом. В аристократических кругах Франции он слыл чародеем, которому были открыты тайны черной магии (на самом деле, он был знаменитым авантюристом 18 века). – Попробуй, - сказала бабушка. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Из рассказа Голицына Пушкин уловил сюжет и в 1833 году в Болдино написал повесть «Пиковая дама».

Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью.

В чём заключается трагедия Германа?

 

Германн – один из основных персонажей повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», молодой офицер, мечтающий о крупном выигрыше. Это расчетливый и разумный человек, о чем говорят его немецкие корни. Отец оставил ему небольшое состояние, которым он дорожит, оттого и не играет в карты, чтобы не проиграться случайно. Услышав удивительную историю о тайной комбинации трех карт, гарантирующих выигрыш, он решил во чтобы то ни стало разузнать этот секрет у графини Томской.

 Анна Федотовна отказалась раскрыть его, и тогда Германн решил быть более настойчивым и достал пистолет. Восьмидесятилетнюю графиню от страха хватил удар и она умерла.

Ночью призрак старухи явился к нему и назвал заветные карты: тройка, семерка, туз. Германн должен был поочередно ставить на них три дня подряд, чтобы выиграть. Он так и поступил. Однако, если в первые два дня ему везло, то в последний день вместо туза у него в руках оказалась пиковая дама, а с карты на него, прищурившись, смотрела покойная графиня Томская. В конце повести Германн сошел с ума и угодил в Обуховскую больницу.

Пушкин в повести «Пиковая дама» говорит о том, что люди, подобные Германну, ослепленные страстью быстрой наживы, желанием получить все и сразу, не понимают невозможность этого и становятся безнравственными, то есть в своем стремлении переходят границы разумного, переступают через других, через себя, теряют человеческое, губят свою душу. И в этом их трагедия.

Трагедия героя заключается в том, что, погнавшись за быстрой наживой, он теряет все: деньги, душу, разум. И причина этого в нем самом.

 

Вопрос 2

Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Лирические песни Исторические песни
В лирических песнях отображаются человеческие чувства и переживания: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах.
Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, парал­лелизм, повторы, постоянные эпитеты. Например: «В тёмном лесе, в тёмном лесе, в тёмном лесе, за лесью, за лесью». «Уж ты ночка,ночка ты, ноченька тёмная, ты, тёмная ночка, осенняя!» В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц» - молодец, «лебёдушка» - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д. Характерные признаки лирической песни: широта мелодии, душевность и красивое созвучие голосов. Исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близки к лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы.  
Лирические песни дают возможность познать народный быт и русский национальный характер. Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах. Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории.

 

Вопрос 3

Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих лицейских друзьях.

 

А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере­сов, готовность прийти на помощь в труд­ную минуту, эмоциональную отзывчи­вость. В стихотворении упомянуты не­сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль­ный… первый посетил», А. М. Гор­чаков, будущий министр иностранных дел России.

Поэт А. А. Дельвиг, сын «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Общие поэтические увлечения лицеистов — ог­ромная духовная ценность, приобретен­ная с отроческих лет.

Вспоминается и  поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина.

 

Билет № 2

1. Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.

2. Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.

3. Определить роль эпиграфа к главе V «Любовь» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.

«Снег» Иннокентий Анненский

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе белый,
То сиреневый снег…

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане
Непорочные сны —
На томительной грани
Всесожженья весны.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, поэт написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни.

О чем же это стихотворение? С одной стороны, он любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя. Автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Он пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть.

Особенно трепетно поэт относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны, которая неминуемо придет и избавит землю от сковывающего, заплаканного льда .и подарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами.

2. Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.

«Повесть о… житии Александра Невского» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.

Автор жития создал «Повесть…» по рассказам современников, соратников Александра.
















Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

 

Произведение повествует о трёх подвигах Александра Невского:

 - битве на Неве со шведами (1240 г.),

- о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.),

- о поездке в Орду.

Автор в начале повествования описывает внешние и духовные качества князя, перед которым преклоняется. Александр, по его мнению, вобрал в себя все положительные качества выдающихся людей: лицо библийного красавца Иосифа, силу Самсона, премудрость Соломона. И все это помогло князю стать действительно защитником Земли Русской и уважаемым человеком.

В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский.

 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло сражение эстонцев и немцев с русичами, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”. Автор говорит о князе не как о богатыре, а как о мудром правителе, христианине, который «возгорел сердцем» о родной земле. Александр перед сражением просит помощи и мудрости у Бога.

О его мудрости и воинской доблести говорят слова, сказанные им воинам перед сражением: «Не в силе Бог, а в правде». В древнерусской литературе под словом «правда» подразумевали понятие «вера».

Два первых подвига отличаются от третьего тем, что первый и второй - «бранные», т.е. военные. 3-й подвиг - это подвиг самопожертвования. Александр Невский лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал у хана Батыя людей из плена. За этот подвиг самоотверженного служения народу и получил Александр Невский в народе великое звание «Святой».

Подвиги Александра Невского, его жизнь, победы на поле брани и заслуги на дипломатическом поприще заслуживают восхищения и уважения.

3. Определить роль эпиграфа к главе V «Любовь» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...