Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В стихотворении рифмовка перекрёстная.




 

 

Билет № 6

1. Раскройте понятие «поэма».  Расскажите о пути героя на войне в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

 

Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др.
Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.
Василий Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый – главный герой произведения. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность. Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат.

В главе «Преправа» Тёркин проявил себя героем: он в холодной воде переплыл реку, добрался к своим и сообщил, что его взводу, который оказался в тылу противника, нужно подкрепление огнём, тогда переправа будет обеспечена.

Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

И от той гармошки старой, Что осталось сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой.

Свою любовь к Родине герой доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность.

Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

Путь Василия Теркина на войне автор прослеживает вплоть до Берлина.

 

 

2. Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю. Лермонтова

«Мцыри»?

 

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех дней, проведенных героем на воле. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. В этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется с врагом. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Поединок, состоявшийся между Мцыри и барсом, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

 

 

3. Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём, по вашему мнению, заключается символичность описания бурана? Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор произведения.

Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!».. .

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.



Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель . Буран - символ пугачевской вольницы. Темнота , вихрь , мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях , о том , что души людские зачастую находятся во мраке , где невозможно различить добро и зло , хорошее и дурное .

Для того , чтобы ярче раскрыть значение образа бури в произведении , А.С. Пушкин использует такие средства: метафоры (,, ветер становился сильнее ,, , ,, ветер завыл ,, ) , эпитеты ( ,, белая туча ,, , ,, снежное море ,, ) , гиперболы ( ,, все исчезло ,, , ,, туча постепенно облегала небо ,, )

Билет № 7

1. Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.

2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

3. Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»», объясняя лексические значения данных слов.

1. Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему:
первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом,
вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери,
а третью – воспоминаниям о первой детской любви.

Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.

В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя:
произведение насыщено метафорами (на заре моих дней, пять лет пронеслось),
олицетворениями (степь повторяла, сердце лепечет),
эпитетами (розовый час, сладкая песня, божественных глаз),
сравнение (как сладкую песню отчизны моей).

Лермонтов использует рефрен (повтор) "Люблю я Кавказ!", усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края.
Введение в стихотворение обращений: ("Я счастлив был с вами, ущелия гор", "О южные горы!") свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу.
Использование инверсии (перестановка частей фразы) ("отчизны моей","люблю я", "розовый вечера час") усиливает выразительность произведения.

2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события.

Главный человек в городе — это городничий, немолодой уже мужчина с грубыми и жесткими чертами лица. Он «хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно». Впрочем, подобное поведение Антон Антонович допускает только по отношению к мещанам, перед лицами вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, благодетеля, подхалима и лизоблюда.

Попечитель богоугодных заведений Земляника. Он не только обкрадывает своих несчастных подопечных, но и суть медицинского обслуживания понимает весьма своеобразно: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Характерно, что лекарем в уезде является немец Гибнер, который абсолютно не понимает русского языка, поэтому просто не в состоянии лечить людей.

Прекрасной «говорящей» фамилией награждает Гоголь местного судью — «Ляпкин-Тяпкин». Сразу становится понятно, что дела он ведет тяп-ляп. Аммос Федорович интересуется только охотой и, беря взятки борзыми щенками, считает себя высоконравственным человеком. Его безразличие к служебным делам и обязанностям настолько велико, что уездный суд постепенно превращается в некое подобие фермы — прямо в передней сторожа содержат домашних гусей.

Частный пристав, призванный следить за порядком, скорее, сам бесчинствует. Для него наказать, не разобравшись, невиновного человека — обычное дело.

Почтмейстер Шпекин — не только глупец, но и подлец. Он, не таясь, вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Таким образом, автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...». Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Произведение Н. В. Гоголя исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего.

3. Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»», объясняя лексические значения данных слов.

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из упот­ребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими по­нятий. Историзмы не имеют синонимов в современном рус­ском языке: камзол, кафтан, боярин, ямщик и т. д.

Кафтан - русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
обузил - сделать слишком узким.
околоток - соседняя местность, окрестность
застращать - запугать
бестия - плут, пройдоха.
обойми меня - пойми меня

 

Устаревшие слова в произведении употребляются с определенными стилистическими целями - для создания исторического колорита эпохи и для речевой характеристики персонажей.



























Билет № 8

1. Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».

2. Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

3. Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.

1. Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи

Создателем жанра исторического романа является Вальтер Скотт.

Черты исторического романа.

1) Изображение событий конкретной исторической эпохи. Эти события чаще всего являются переломными, когда решается судьба страны.

В романе «Айвенго» воссоздано время феодальных усобиц XII века в Англии. Идет борьба между саксами (коренные жители Англии) и норманнами (завоевателями). В стране в это время велась борьба за централизацию королевской власти. В произведении рассказывается о безграничном произволе феодалов, о преобразовании рыцарских замков в разбойничьи ячейки, бесправии и нищете крестьян. Писатель ярко изображает жестокость слуг католической церкви, грабеж и насилие рыцарей-крестоносцев. Также в центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи (турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников)

2) Частная жизнь людей изображается на фоне исторических событий и связана с ними.

В «Айвенго» автор дает описание личной жизни героев в контексте исторических событий, рассказывает о необыкновенных приключениях и реальных исторических фактах. Действий романа разворачивается вокруг молодого рыцаря Айвенго и прекрасной леди Ровены. Вымышленный персонаж Айвенго в романе является соратником короля Ричарда и участником крестового похода. Реальные и вымышленные события тесно переплетаются.

3) Присутствие в романе исторических личностей. Таковым в романе является Ричард Львиное Сердце, однако он изображен здесь не столько как реальный человек, сколько как добрый король из народных преданий.

4) В романе действуют представители разных сословий (в «Айвенго» это короли, рыцари, феодалы и их слуги, монахи, разбойники). Детально описывается их одежда, жилье, предметы быта, даже передается манера говорить.

2. Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

 

Выражение «маленький человек» применимо к мелким чиновникам, которые не обладали богатством, социальный статусом, были молчаливой «серой» массой. Кроме всего прочел, «маленький человек» обладает скудным внутренним миром.  Главный герой повести Акакий Башмачкин, будучи мелким мелким чиновником, даже не задумывался над своей деятельностью. Он изо дня в день переписывает бумаги. Акакия волнуют лишь ровные строчки. Более того, он ничего больше не умеет делать. Когда нужно проявить инициативу, он просто говорил: «Нет , лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Самое страшное то, что главный герой не пытается что-то изменить в своей жизни. Порой складывается мнение, что Башмачкин сам не понимает, зачем живет. Смыслом его жизни стала новая шинель. Чтобы приобрести новую вещь, он полгода отказывал себе во всем, собирая необходимую сумму денег. Покупка шинели стала для него настоящим праздником, возможно, единственным в его жизни. А кража стала ценной для него шинели, обернулась трагедией.

Повесть «Шинель» заставляет задуматься о том, что в нашем обществе есть такие «маленькие люди». Они также обижены и не поняты. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, попытался донести до читателей мысль о таких людях.

Актуальность повести заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.

В образе Акакия Акакиевича полностью раскрыт образ "маленького" человека, впервые созданный Пушкиным и развитый Гоголем. Этот образ можно увидеть в невысоком социальном положении Башмачкина, в его приниженности, робости, в тех чувствах, которые он вызывал у окружающих. Каждый этап жизни Акакия был не таким полноценным, как у остальных людей, с самого детства. Даже в его имени заложено такое значение: "неуверенный в себе, нерешительный, неустойчивый, не использующий предоставленные ему шансы". А его фамилию Гоголь обыгрывает так комически, будто и сам не понимает, откуда она взялась.

Акакий Акакиевич в первую очередь является "маленьким" человеком, потому что ни к чему не стремится. Единственной целью его жизни была новая шинель, после обретения которой он впервые и смог почувствовать себя "настоящим". До этого он жил будто по инерции, лишь наслаждался жалкой неинтеллектуальной работой - переписью документов. Башмачкина можно оправданно назвать ничтожным - он не мог даже говорить правильно, все время повторяя: "Это... Ну...", он ничего не добивался, ни к чему не стремился, не пользовался ничьим уважением, ничего не чувствовал. И его смерть никак ничего не пошатнула.

 

 

3. Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.

"Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера. Хвастовство, глупость, лживость и жадность - всё это было в главном герое. Он был простодушный, "без царя в голове", заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями. Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: "Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж . Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже".Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли". То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги "взаймы". Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. "Денег нет у вас?" - говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как "славно быть генералом". Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие "хлестаковщина" актуально вне времени и места.

Хлестаковщина – хвастовство, вранье, безответственность, трусливость, глупость, безнравственность, лживость, жадность.

Билет № 9

1. О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

2. Роль реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

3. Прочитайте наизусть монолог городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Как проявляется характер героя в этом монологе?

1. О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

Цикл «На поле Куликовом» посвящен Куликовской битве 1380 года и поднимает патриотическую тему борьбы русского народа за национальную независимость своей родины.

В цикле «На поле Куликовом» A.A. Блок повествует о борьбе между силами света и тьмы, о необходимости выбора собственного пути. Куликовская битва для поэта − исторический факт, дающая повод для размышлений о настоящем и будущем России. Она становится для поэта символом решающего сражения сил порядка и хаоса.

Цикл пронизан горячей любовью к родине. Поэт видит весь исторический путь страны − от поля Куликова до современных ему событий. Герой цикла − это и древний русич-воин, и современник поэта.

Куликовская битва в восприятии поэта - символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому здесь часто употребляется лексика со значением возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...»; «Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла...». Тем самым Блок подчеркивал, что история и современность неразрывно связаны между собой, исторические события повторяются вновь и вновь, имеют важное, судьбоносное значение.

Поэт часто употребляет эмоционально заряженные восклицательные предложения, помогающие раскрыть внутреннее состояние лирического героя цикла.
Часть тропов была заимствована из фольклора – эпитеты и метафоры, создающие народнопоэтические образы (грустящей реки, кровавого заката), что вызывает ассоциацию с древнерусской литературой

Поэт использует эпитеты(степная кобылица," скудной, желтого, долгий путь, ночные птицы, тихие зарницы, поганая орда, древней,),
метафоры (река грустит лениво ;в степи грустят стога;закат в крови; идут испуганные тучи; святое дело;тихие зарницы Князя стерегли; Доном темным и зловещим; одежде свет струящей; лик нерукотворный), лексические повторы (нам путь, закат в крови).
Сравнения- полуночи тучей возносиласькняжеская рать;Непрядва убралась туманом, что княжна фатой.
В стихотворении встречается аллитерация ( повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительности - буквы р, с).

Все эти художественно-выразительные средства языка несут эмоциональную нагрузку, делают стихотворение более выразительным, помогают понять внутренний мир писателя.

2. Роль реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

В повести «Шинель» Гоголь рассказывает историю нелегкой жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. В этом произ­ведении переплелось реальное и фантастическое.

Улыбку вызывает история рождения, выбор имени героя. Ему доста­лась должность чиновника, которого никто никогда не уважал, не замечал. И это реальность того времени. Бедность Башмачкина вызывает, конечно, сочувст­вие, но цель его жизни (приобрести новую шинель) — слишком ничтожна для человека. И вот пришел счастливый день: мечта Акакия Акакиевича сбылась. Бесцветный и безропотный «маленький человек», жизнь которого сведена к исполнению должности, в новой шинели почувствовал себя ге­роем, даже получил приглашение в гости к чиновнику-сослуживцу, где соби­рался отметить радостное событие. Кража шинели обернулась для героя мукой. Он пытался найти защиту у властей, но «значительное лицо топнуло ногой» — и Башмачкина вы­швырнули вон. Никем не защищенный, Акакий Акакиевич умирает.

Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя. Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.,,

3. Прочитайте наизусть монолог городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Как проявляется характер героя в этом монологе?





Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из главных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Еще из «Замечаний для господ актеров» мы узнаем, что городничий – это практичный и неглупый человек. Это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего.

Монолог городничего является одним из самых ярких эпизодов в комедии "Ревизор" Гоголя. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский произносит свой печальный монолог после того, как выясняется, что Хлестаков обманул всех чиновников города N. В своем монологе городничий ругает себя за то, что поверил Хлестакову как "дурак" и "глупый баран".

Как человек он раскрывается в финале пьесы, когда выясняется, что Хлестаков обманул всех, что он лжеревизор. Тогда Сквозник-Дмухановский искренне страдает, и нам становится даже жаль его: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу!» Перед нами предстает просто старый человек, получивший очень сильный удар судьбы.

«Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! нечего и говорить про губернаторов… ... Обручился! Кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!..

  

Билет № 10

1. Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

2. В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

3. Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.

1. Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Басня была опубликована в конце 1812 года, когда еще свежи были воспоминания о двух тактиках ведения Отечественной войны: напористой тактике Александра I и терпеливой, выжидающей тактике Кутузова. Как известно, именно вторая оказалась результативной.

Басня представляет нам: с одной стороны- умудрённого жизнью и, поэтому, осторожного коня, а с другой- коня молодого, строптивого и скорого на осуждения. И, как всегда в таких случаях бывает, молодой конь осуждает медленного спускающегося с горы коня, которого он даже ослом обзывает за неловкие движения от подталкивающей его сзади телеги. Однако, решив показать как надо быстро и ровно спускаться с горы, конь не справляется с быстро спускающейся телегой. В результате-горшки с неё вывалились и разбились.

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
Басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого более истинными.


2. В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

Лесков очень метко назвал рассказ, старый гений - это не возраст и уникальные способности, название несёт другой смысл. Гений - это самобытный, с неординарным воображением человек, следующий не логике, а как раз наоборот "нет ничего невозможного для русского человека", с большой душой и богатой фантазией." Голь на выдумки хитра"-так и чиновник, в чине из "четырнадцати овчин" смог сделать то, за что его высокие начальники даже не брались. А почему старый - так это в смысле человек старой закалки, порядочный и знающий все обходные пути в бюрократической системе, с богатым жизненным опытом," бывалый", для которого дело чести помочь пожилой, беспомощной старушке, попавшей в беду, дав ей в долг свои деньги-дело принципа, даже если бы не "выгорело ничего". Старый гений-это черта русского характера, которому " всё по плечу" и не может быть никаких преград, для достижения благородной цели. Поэтому гениальность не имеет возрастных границ.

Таким образом, смысл эпиграфа заключатся в том, что, если у человека блестящий ум - ничто не в силах это изменить: ни возраст, ни социальное положение, ни состояние. Гений - тот, кто решает задачу или проблему, идя неординарными способами, на которые не решился, или попросту до которых не додумался простой человек.

Читая рассказ "Старый гений", я испытывала гордость то, что у нас много Иван Иванычей и они всегда помогут, придут на выручку, найдут выход из любого положения.

3.Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.



Революция 1917 года и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт, и т.д.

Многие были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, это был период творческого подъема. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.

Иван Бунин

 


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому.
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко.
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!


(Перекрестная рифмовка (АВАВ). Мужская точная рифма чередуется с женской неточной.









Билет № 11

1. Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы развития сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2. Раскройте смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Психологизм рассказа.

3. Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.

1. Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы развития сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

 СЮЖЕТ - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности.

Сюжет «Ревизора» необычайно прост: в уездном городе ожидают приезда ревизора. Впопыхах принимают за ревизора другого человека, когда он уезжает, ошибка выясняется, и тут приезжает настоящий ревизор.

«Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом ... посмеяться надо всем», - писал Н.В. Гоголь. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

Оригинал автора состояла уже в том, что экспозиция (предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читатель исходные сведения об обстоятельствах, в которых возникает конфликт литературного произведения) .в комедии следует после завязки.

Завязкой пьесы является первой фраза Городничего: «... к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосфере жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержание постоянных дел богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях.

Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Из ничего они творят образ ревизора. И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, появляются страх.

События третьего действия. Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за участие государственную персону, и начинает играть эту роль очень непринужденно. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местных чиновников - у всех он берет деньги. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем сумма от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу.

Сцена чтения письма Хлестакова - это кульминация

Сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора - развязка пьесы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...