Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема развития групп в соц. психологии
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группойпонимается реально существующее образование, в котором люди собранывместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степеньосознания могут быть весьма различными). Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четкообозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерийразличения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много.Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членоммногочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этихгрупп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния.Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой —сказывается на формировании сознания личности. Личность оказываетсявключенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностеймногочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определитсодержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какиеее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-тосоциальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесениясоциологического подхода, с которым она не может не считаться, ипсихологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп. Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поискобъективных критериев для различения реальных социальных групп, то длявторого характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличиянекоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельностьличности. Это множество лиц, «окружающих» человека или дажевзаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно,может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае— не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действийиндивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так.Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя несчитаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенныхпсихических процессов в условиях «группы»), такой подход может бытьоправдан. Вопрос лишь в том, является ли этот подход достаточным длясоциальной психологии? По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает длясоциальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого является человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях друг к другу? Констатация наличия не одного человека, а многих (действующих рядом или даже совместно), не содержит никаких характеристик этой группы, и из анализа полностью выпадает содержательная сторона этого множества: остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма формальная характеристика собранных вместе индивидов. Мало что добавляет и такая прибавка, как наличие внутри множества определенных «отношений». Хотя само по себе наличие отношений между людьми в рамках какого-то объединения существенно, отсутствие расшифровки характера этих отношений обесценивает это дополнение. Какие-нибудь отношения возникают, естественно, всегда, если присутствуют несколько человек, а не один; они возникают, даже если просто посадить рядом двух незнакомых людей. Значимость для личности этих отношений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами отношения поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему общественной деятельности (Обозов, 1979. С. 121). Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даженаличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединитьсоциологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход кгруппе. Если признать, что социальная психология прежде всего исследуетзакономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа — именно содержательная характеристика таких групп, выявлениеспецифики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже наэтой основе осуществить описание психологических характеристик каждойгруппы, их значимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого анализа является, конечно, и механизм образованияпсихологических характеристик группы. Если принять предложенную интерпретацию группы как субъектасоциальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо инымтермином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесенытакие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих образований, крайне важно поставить вопрос о «законности» такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, (Поршнев, 1966) было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, чтоуниверсальным принципом психического оформления общности являетсяразличение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребностьотдифференцировать одну общность от другой и является своеобразныминдикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенныесредствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группупсихологической общностью, т.е. позволяют каждому ее членуидентифицировать себя с группой. При такой трактовке фиксируются психологические характеристикигруппы, а сама группа может быть определена как «общностьвзаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, котораяобъективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975. С. 50). Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристикитакой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так,например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованиемназванных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, поаналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля,групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточноубедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, чтоданный подход продуктивен. В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие, как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповыерешения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие кособым групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен:только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, ичрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступаютпосредником между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальнуюячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповойдеятельности обусловливает формирование психологической общности междуними и, таким образом, при этом условии группа действительно становитсясоциально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования всоциальной психологии. В истории социальной психологии уделялось большое вниманиеисследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один извозможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с«групповым» подходом в американской, например, социальной психологиисуществует еще и «индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: изсоциологии и из психологии. Для сторонников того и другого подходахарактерен поиск причин социального поведения людей. Однако сторонникииндивидуального подхода ищут лишь ближайшие причины такого поведения.Поэтому для них группа важна только как факт одновременного присутствиямногих людей, но вне широкой социальной системы, в которую она самавключена. Именно здесь сосредоточено чисто формальное понимание группы. Сдругой стороны, «групповой» подход в гораздо большей степени пытаетсяпроникнуть за пределы самой группы, где индивид непосредственно черпаетсвои нормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений. Такой подход более характерен для европейской социальной психологии, где как раз и обоснована идея необходимости учета «социального контекста» в каждом исследовании, включая анализ психологии группы. С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство указывает С. Московией: «Поразительно, что при исследовании групповой динамики никогда не возникали вопросы о том, каким именно образом группа становится продуктом своей собственной деятельности» (Московией, 1984. С. 215). Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, длямногих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение ивзаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. Впринципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не ввакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповаядеятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанныйименно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блокаизучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы,рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированноеописание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенныепараметры группы при изучении происходящих в ней процессов. Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типугрупп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественноисследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснениятого, как эти межличностные отношения зависят от характера групповойдеятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями. Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать требования нового подхода к исследованию группы. Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения ивзаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальныхобщественных ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надоеще и задать концептуальный аппарат, в рамках которого может бытьисследована группа в социальной психологии, описаны ее основныехарактеристики. Эта понятийная схема необходима для того,чтобы можно былосравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые результаты. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |