Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как познавание людей друг друга (соц. перцепция)




Для понимания целей и мотивов, установок партнера по взаимодействию и принятия, разделения этих установок большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.

Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов, позже – процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Варианты социально-перцептивных процессов, включают в себя варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид: может воспринимать др.индивида, как принадлежащего к своей/чужой группе, как свою/чужую группу. Субъект восприятия: отдельный индивид, группа – восприятие группой своего/чужого члена, восприятие группой самой себя или другой группой.

Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или межличностном восприятии. Именно эти процессы включены в общение.

Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включющий в себя понимание. Образ человека формирующийся в процессе восприятия несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Центральными проблемами в области СП являются:

- возрастные, половые и профессиональные особенности социальной перцепции.

- условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого

- закономерности формирования первого впечатления: эффект ореола – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие. Проекция – приписывание другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя не приятно. Испытываемые эмоциональные оценки также могут искажать наше восприятие. Эффект снисходительности – все люди оцениваются положительно

- влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей (влияние стереотипов и установок).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...