Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема личности в отечественной психологии. Концепция личности В.С. Мерлина.




В.С. Мерлин считал, что отношение играет центральную роль, но подчеркивал, что отношение, характеризующее свойство личности, отличается от других психических свойств человека:

1) отношения, выражающие свойства личности - это отношения сознания как целого, а не его отдельных сторон, как наблюдательность, эмоциональность, которые представляют собой отдельные стороны сознания;

 2) отношения, характеризующие свойства личности, представляют собой всегда отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания: к труду, людям, вещам. Например, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к своей собственной психике - это потребность наблюдать или размышлять;

3) отношение личности - это в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности;

 4) отношение личности всегда устойчивое, поэтому личность может противостоять среде.

Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимной связи и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности.

В.С. Мерлин вводит понятие «симптомокомплексы» - т.е. вероятностные связи между свойствами личности. Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности.

Мерлину построить динамическую структуру личности, исходя из многозначных связей. В нее входят:

1. Система индивидуальных свойств организма, включающая следующие подсистемы: биохимические, общесоматические, свойства НС (нейродинамические).

2. Система индивидуальных психических свойств, которая включает как подсистемы психодинамические свойства (свойства темперамента), психические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств, включающая подсистему социальных ролей, исполняемые в группе и коллективе, и подсистему социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Процесс развития личности - это увеличение связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности, увеличение много-многозначности этих связей.

Проблема личности в отечественной психологии. Концепция личности К.К. Платонова.

К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В которой выделял следующие подструктуры:

Направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение. К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

Опыт: «знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности. Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.

Индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли). К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом уровне.

Биопсихические свойства, в которые входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...