Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Междисциплинарный характер проблемы личности.




Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении.

Первое отличие исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к предмету психологического, изучения личности. Многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни, превращает исходный вопрос— в арену оживленных дискуссий.

Второе отличие психологического изучения личности — насущная необходимость учета междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания общественных и естественных наук, практики и духовной культуры.

В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой различные проявления человека, как мотивы его деятельности, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, внешность, идеалы, способности, особенности национального характера, мировоззрение, самосознание, влечения, продукты творчества, интеллект, социальное положение, черты индивидуального характера, эмоции, установки, манера общения и поведения, поступки, воля, образ «Я» и т. д. Такое многообразие проявлений человеческой природы уживается с неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некоей одномерной феноменологии в области изучения психологии личности.

 

Существуют разные представления относительно объема понятия личности. Одни полагают, что личность – это только социальная сторона индивидуальной человеческой психики. То есть понятие личности подчеркивает не индивидуальную уникальность человека, а нечто противоположное — то, что через содержание культуры уподобляет одного человека другим людям.

Другие психологи придерживаются более широкого взгляда на личность, усматривая в ней синтез всех характеристик человека, их уникальное сочетание. Это значит, что личность максимально сближается с индивидуальностью. Индивидуальностью Б.Г.Ананьев назвал биосоциальную целостность конкретного человека, имея в виду неповторимость соматических, физиологических и психических свойств, его социальные качества, связанные со спецификой филогенеза. Индивидуальность — это то особенное и специфическое, что отличает одного человека от всех других.

Личность в узком понимании (ядро личности) — это сама позиция человека в мире, которая задается системой общих смысловых образований. Лишь в более широком понимании (включая характер) — это динамическая система смысловых образований, опосредствующих ее главных мотивов и способов их реализации. Поэтому личность, ее ядро могут контрастировать с характером в уровне своего развития и качества; известно, что можно встретить «хорошего человека» (нередкое житейское определение личности) с плохим характером (вспыльчивым, недостаточно сдержанным) и, напротив, негодяя с прекрасным характером (уравновешенным, покладистым).

3.Происхождение дефиниции «личность». Генезис понятия «личность».

Основные категории, используемые при определении личности:

отношения (Лазурский, Мясищев, Рубинштейн, Ломов);

 деятельность (Леонтьев, Петровский);

поведение (Ананьев);

сознание и самосознание (Кон, Столин);

 ценности и личностные смыслы (Д.А. Леонтьев, Брадус).

Личность – это совокупность субъективно личностных отношений к миру, проявляющаяся в действиях, переживаниях, стремлениях конкретной личности, а также понимании и оценке различных социальных процессов (Мясищев).

Личность– это социальное качество индивида, выражающееся в субъективно личностных отношениях к окружающему миру и самому себе (Ломов).

Личность– это субъект деятельности (Леонтьев, Петровский). Петровский понимает деятельность более широко (обычная жизнедеятельность, предметная деятельность, общение, самосознание), для Леонтьева деятельность – предметная деятельность.

Личность– это субъект социального поведения (Ананьев).

Личность– это человек как носитель сознания; это сознательный индивид, дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем.

Личность– это устойчивая система социально значимых психологических качеств личности, характеризующих индивида как члена общества, т.е. субъекта отношений и сознательной деятельности (психологический словарь).

 

Генезис понятия личности

История и современное состояние теоретического психологического знания включают в себя веер различных теорий личности. И в психологической науке нет более спорного понятия, нежели «личность». Трудно не согласиться с утверждением А.Г.Асмолова, который отметил эту особенность: «В стремительно развивающейся психологии личности отсутствует единый логический стержень, который позволял бы рассматривать эту область психологической науки как целостную систему знаний».

Авторы любого учебника по психологии личности подчеркивают невозможность однозначного определения данного понятия, апеллируя либо к многогранности самого изучаемого феномена, либо сводят эту многогранность к материальному носителю – человеку.

Первая точка зрения исходит из того, что процесс становления личности длительный, сложный и имеет социально-исторический характер, а поскольку личность является продуктом общественного развития, ее, в силу исторических традиций, изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Исторические науки изучают личность человека как лидера масс, классов, всего общества, как человека, изменившего ход исторического процесса. Экономика, изучает личность в системе финансовых отношений, и посредством них выделяла успевающих предпринимателей. Социология изучает личность как члена общественных (профессиональных, демографических и т.д.) групп населения, и как представителя этих групп в политической системе общества. При этом, необходимо отметить и то, что в рамках этого направления изучается и роль человеческого фактора в производственном процессе, где личность является носителем производственных отношений и фактором повышения производительности труда. Этика изучает личность человека как носителя моральных убеждений, способных посредством них воздействовать на жизнь и поведение других. Педагогика изучает личность как некоторое психическое образование, которое оказывает позитивное или негативное влияние на процесс обучения (У.Джеймс). Основу понимания личности в отечественной психологии является представление о личности как «совокупности общественных отношений» (К.Маркс). «Личность - субъект и объект общественных отношений» (А.Г.Ковалев). «Личность - субъект деятельности» (А.Н.Леонтьев). «Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К.Платонов). «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С.Л.Рубинштейн).

Вторая точка зрения отражает такое представление, где личность есть не психологическая реальность, а лишь удобный для исследователей «абстракт», отражающий отдельные особенности поведения, речи или аффективных реакций человека. Данные особенности, проявляемые в повседневной жизнедеятельности, фиксируются внешним наблюдателем как индивидуальность или индивидуальные качества.

 

 

4.Принципы и методы изучения личности.

ü Одним из принципов научного исследования личности является принцип системности. Принцип системности определяет следующие направления исследования:

· выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня;

· выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др

ü Субординационный или иерархический принцип. Вторая задача - организованность личностной структуры - решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему. В качестве таких механизмов называются субординационный принцип, при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

ü координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих некоторую независимость, автономность свойств.

ü Принцип активности. Согласно принципу активности - личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Эта установка своеобразно преломляется через принцип детерминизма в его трактовке С.Л. Рубинштейном - "внешнее через внутреннее". Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения.

ü Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Субъект - это человек, находящийся на высшем уровне активности, целостности и автономности, который индивидуален для каждого. Для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, но и объект действия и познания. Субъект - более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных.

ü Принцип детерминизма основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.      

ü     Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными.

1. Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

 

Требования к наблюдению:

• сохранение естественности;

• целенаправленность;

• фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

2. Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)

Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

4. Метод эксперимента

В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

• принцип осведомленного согласия,

• принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

• конфиденциальности.

Оценка метода эксперимента:

 Преимущества:

• Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

• Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

• Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

 Недостатки:

• Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.

• Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.

• На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

5. Метод изучения клинических случаев

Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Оценка метода изучения клинических случаев:

1. Преимущества:

• Показывает сложность и уникальность индивида.

• Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

• Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

• Рассматриваемые случаи слишком частные.

• Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

• Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

6. Проективные методы

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L.K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

• Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

• Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

• Недостаточно стандартизированы.

• Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

• Имеют низкую надежность и валидность.

• Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

7. Корреляционный метод

Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.

8. Психологический возраст личности

Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности . Особенности психологического возраста:

• обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;

• многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;

• «временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.

Собственно-психологические критерии зрелости личности:

• ответственность личности за свои поступки;

• умение разводить идеальные и реальные цели;

• осуществление личностью свободного личностного выбора.

5.Общая характеристика параметров развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности

Социогенетический подход.В рамках данного подхода особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.).

Более популярной является теория ролей, которая исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом, накладывающих отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение лиxности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход. Ведущая роль отводится биологическим процессам созревания организма, так как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.

С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза (собирательство, охота и т.д.).

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывался представителями «конституционной психологии». Э. Кречмер, исследуя проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке З. Фрейда, который считал, что поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, в первую очередь сексуальными.

Психогенетический подход. Не отрицает значение ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

В отечественной психологии подходы к пониманию личности и ее развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.

Б.Г. Ананьеврассматривает человека, личность в единстве 4 сторон: как биологический вид, как индивида в онтогенезе, как личность, как часть человечества.

С точки зрения К.А. Абульхановойличность есть субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе становления личности лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени, социальное мышление.

Согласно подходу А.Н. Леонтьева и А.В. Петровскоголичность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

В.В. Мясищеврассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм отражения.

Суть подхода К.К. Платоновав том, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.

Д.Н. Узнадзе полагает, что личность – это целостное и духовное образование. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.

В соответствии с подходом Д.И. Фельдштейнав онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.

6.Факторы, детерминирующие становление и развитие личности.

Фактор Нормативное развитие Отклоняющееся развитие
     
Природная среда Благоприятные географическое местожительство и климатические условия Неблагоприятные географическое местожительство и климатические условия
Биологический фактор Нормальная наследственность, фиксированный пол, хорошее здоровье Отягощенная или обогащенная наследственность, недостаточная дифференциация пола, задержка психического развития, акцентуации характера, сексуальные расстройства
Социальный фактор Достаточный уровень экономического благосостояния семьи, стимулирование развития личности и повышение уровня ее образованности, психологически комфортные семейные отношения, дифференцированное общее и вариативное профессиональное образование Низкий уровень экономического благосостояния семьи, неполная или социально неблагополучная семья, слабодифференцированное обучение в школе, отсутствие профессионального образования, игнорирование уровня профессионализма, отсутствие системы аттестации, социально-этническое неравенство
Активность личности Активная позиция, сверхнормативная профессиональная активность, непрерывное образование, самоорганизация, самообразование, саморазвитие и самоактуализация Депрессивная пассивность, социальная инертность, лень, равнодушие, социальная дезадаптивность
Случайные события и обстоятельства Чувствительность к благоприятному стечению обстоятельств и случайных знаковых событий Неблагоприятная судьба, иррациональные тенденции в развитии, бессознательное влечение к разрушению своего Я

 

 

На разных стадиях становления личности влияние этих факторов неоднозначно. В дошкольном возрасте и в старости большую роль играют биологические факто­ры и природная среда, в школьные годы — социальные факторы: система образования и семья, в период взрослости — социально-экономические условия, собствен­ная активность личности и случайные обстоятельства. Конечно, в индивидуальной жизни человека значение этих факторов также неоднозначно. Неповторимое сочетание данных факторов определяет траектории и сценарии становления личности в онтогенезе.

Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники активности. Общепри­нятой классификации потребностей нет. Одну из основательных попыток классификации потребно­стей предпринял американский психолог А. Маслоу. Он выделил пять базовых уровней потребностей и произвел прикидочную оценку степени их удовлет­ворения, ориентируясь на американский образ жиз­ни.

А.Маслоу утверждал, что если человеку не удается удовлетворить потребности более высоких уровней, то он стремится как можно полнее «отвести душу» на удовлетворении простейших потребностей. Удовлетворение потребностей, находящихся внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных на более высоких уровнях, и их участие в мотивации.

А. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные труд­ности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Можно допустить, что на разных стадиях станов­ления личности значение потребностей как источни­ков активности меняется. Очевидно, что в младенче­стве решающее значение имеют физиологические потребности и потребность в принадлежности (эмо­ционально-телесном контакте), в дошкольном воз­расте — потребность в общении и присоединении, в юности — потребность в самоуважении, в зрелом воз­расте - потребность в самоактуализации. Сказанное не означает, что другие потребности утрачивают свою актуальность. Среди существующих теорий психологического развития можно выделить две, по-разному трактую­щие источники становления личности.

Первая рассматривает становление личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принци­пе не зависящие от воспитания и обучения человека. Признавая ускоряющее влияние обучения и воспитания на развитие личности, сторонники данной кон­цепции считают, что изменить внутреннюю последо­вательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Характеризуя данную кон­цепцию, Л.С.Выготский писал, что обучение и раз­витие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как про­цесс, подчиненный природным законам и протекаю­щий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, кото­рые возникают в процессе развития.

Вторая концепция, развиваемая научной школой Л.С.Выготского, исходит из того, что в основе пси­хического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествую­щих поколений, в результате чего происходит вос­произведение в человеке исторически сформировав­шихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс становления личности имеет конкрет­но-исторический характер. Каждому типу общества присущ вполне определенный тип развития лично­сти, стихийно или целенаправленно определяемый сложившейся в данном обществе системой воспита­ния и народного образования. Л.С.Выготский под­черкивал, что обучение призвано опережать разви­тие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятель­ной деятельности, но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами. Завершая рассмотрение вопроса о факторах становления личности, следует подчеркнуть, что решающее значение имеют социальные условия (обучение ивоспитание); важная роль отводится собствен­ной активности личности, самовоспитанию; биологические факторы выполняют функции предпосы­лок, возможностей психического развития

Движущими силами становления личности являют­ся противоречия двоякого рода: между личностью и внешними условиями жизнедеятельности и обуслов­ленные внутриличностными образованиями. Для каждой стадии становления личности ха­рактерны свои специфические противоречия. Сня­тие их приводит к переходу личности на следующую стадию становления. Детерминация становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному. Социально-психологиче­ские теории рассматривают развитие как результат социальной селекции и социализации. Большое значение придается случайности. Психодинамиче­ские теории в качестве детерминант развития рассмат­ривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, приобретенный в раннем детст­ве. Важную роль играет реальная ситуация, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности. Представители психологии развития факторами ста­новления считают психическое развитие ребенка, до­школьное и школьное образование.

Положение о первичности социальной детерми­нации развития личности не означает полного игно­рирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, человек может сам сознательно изменять свою профессиональнуюбиографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.

7.Человек, индивид, индивидуальность, субъект, личность. Основные характеристики.

Человек – отдельный представитель человеческого рода, вида Homosapiens (человек – это родовое понятие).

Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями (рост, пропорции тела, цвет волос и глаз, темперамент).

Есть множество определений личности. В их числе:

Личность – 1. Это человек как носитель [Ожегов] устойчивых качеств и свойств, приобретённых в процессе жизни в обществе [Леонтьев], определяющих его поступки и поведение. Сильная, волевая, активная или пассивная личность.

Личность характеризуется [Головин]:

· активностью;

· направленностью (устойчивой, сравнительно независимой от ситуации доминирующей системой мотивов), в которую входят: интересы, склонности, убеждения и идеалы. Есть, например, тест, который выявляет направленность на себя (эгоист), на людей (альтруист), на дело, на отношения;

· наличием смысла в действиях.

Для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе (Я-концепция, Я-образ), установка на самого себя. Складывается она в процессах общения и деятельности и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний.

Апелляция к самооценке и самоуважению – важный способ воздействия на личность при воспитании.

Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими способностями, присущими только ей.

Субъект (лат.)– человек, познающий внешний мир и воздействующий на него, в том числе на окружающих с целью подчинения своим интересам.Субъектом может быть не только человек, но и организация или группа людей. Активный субъект, субъекты рынка. Т. е. субъект активен, и это отличает его от объекта.

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...