Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовые характеристики самосознания личности.




Самосознание - это осознание человеком самого себя. Осознание своей непохожести ни на кого другого. Осознание своих эмоций, чувств, переживаний, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, мотивов, инстинктов, действий.

Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ «Я».

«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1. Познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2. Эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3. Поведенческий - особенности регуляции поведения.

Самосознание не рождается вместе с человеком: у ребёнка нет такого свойства. Ребёнок не воспринимает себя самостоятельным субъектом. Скорее, он смотрит на себя глазами окружающих как будто со стороны. По наблюдениям учёных приблизительно с двух-трёх лет ребёнок начинает пользоваться местоимениями «я», «мой» и осознавать свою «единственность», особенность. Чем старше ребёнок, тем больше он осознаёт свои личные качества, тем большее значение приобретает его самооценка. Значит, самосознание появляется и проявляется в результате развития человека.

Выделяют несколько стадий развития самосознания:

Первая стадия - это осознание своего «Я» ребёнком от года до двух лет.

Вторая стадия - ребёнок от 2 до 3 лет осознаёт себя создателем, делателем; он понимает разницу между своими и чужими действиями.

Третья стадия - к 7 годам человек уже может оценить себя и свои поступки.

Четвёртая стадия - это возраст подростков и юношей, когда молодые люди активно ищут себя, свою манеру поведения. В 10-11 лет человек начинает проявлять особый интерес к самому себе, к своему внутреннему человеку; это самый активный «самопознавательный» этап.

На становление и развитие самосознания влияют следующие факторы:

В первую очередь, это оценки окружающих: друзей, родных, знакомых.

Во-вторых, это собственная оценка (самооценка), причём, имеет значение соотношение реальной оценки и идеальной.

собственная оценка итогов своей деятельности.

Все составляющие взаимно связаны: самосознание состоит из познания самого себя и из отношения к самому себе. Благодаря самосознанию человек прогнозирует и регулирует своё поведение. Без него не достигнешь внутренней гармонии и согласованности, учитывая и прошлое, и настоящее, и будущее. Оно определяет характер и даёт оценку приобретённому жизненному опыту. Также, даёт направление ожидаемому в будущем поведению. Взрослея, приобретая жизненный опыт, переосмысливая жизнь, становясь более мудрым, человек начинает понимать своё предназначение - кто он, зачем пришёл в этот мир, какова цель его жизни. Он осознаёт себя не отдельно взятой личностью, а человеком, имеющим отношения с другими людьми, коллективами, группами. Если поменять окружение, поменяешься и сам. Значит, и отношение к себе тоже поменяется.

Самосознание продолжает формироваться (и может меняться) всю жизнь. Появляются новые отношения, новые виды деятельности, новые знакомства, которые могут существенно поменять сознание человека.

Отношение человека к самому себе зависит от отношения к нему других людей и их оценки. Одна встреча с новым человеком может радикально изменить жизнь. При этом и сам человек меняется. Наиболее подвержены влиянию дети (их сознание открыто для любой информации), поэтому их так легко «перевоспитывает» дурной пример (телевизор, интернет, друзья с улицы и т.п.).

В самосознании соединились три линии отношений:

1. - отношение к самому себе;

2. - отношение к окружающим;

3. - отношение окружающих.

Значит, самосознание определяет наши отношения с самими собой, с людьми и отношение людей к нам.

Формирование отношения к самому себе происходит в самую последнюю очередь, после того, как самосознание уже определилось с отношениями к событиям, явлениям, предметам, другим людям. После приобретения жизненного опыта самосознание начинает «работать» с собственной структурой сознания, изучать его, анализировать, оценивать (самоанализ, самооценка).

Самосознание, является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальнось в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

9.Структурный и типологический подходы в психологии личности.

Структурный подход к исследованию личности.В изучении личности условно выделяют 3 периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. В философско-литературном периоде, начало к-го уходит в глубокую древность, в центре внимания находилась проблема изучения нравственной и социальной природы ч-ка и ее внешних проявлений в поступках и поведении. Понятие «личность» трактовалось широко. В его содержание включались биологические и социальные особенности, поведение, культура и многое др.. Клинический период, начало к-ого определяется первым десятилетием XIX в., связан с проявлением интереса к проблеме личности со стороны врачей-психиатров. Экспериментальный период зародился в начале XX в. и связан с именами ученых, как А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и др. Ученые пытались с позиций собирательского подхода выяснить количество свойств, которые присущи личности. Естественно, при таком подходе трудно было понять сущность личности, представляющей единое целое.

Структурный подход. Суть - подхода состоит в том, что ученые, изучая св-ва личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами личности. Структурный подход к исследованию личности позволял измерять так называемые универсальные базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение ч-ка в максимально широком классе возможных ситуаций. В качестве примера структурного подхода можно назвать 16-факторную модель личности, предложенную Р. Кеттелом. В этой модели представлены основные группы полярных свойств личности, отражающие степень их развития, по результатам изучения к-ых могут быть определены реальные свойства личности. В отечественной психологии значительный вклад в развитие проблемы личности на основе системно-структурного подхода внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Божович и многие др.. Причем под структурой понимается не только ее строение, но и сложные развивающиеся взаимосвязи между отдельными ее компонентами, свойствами, функциями.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Типологии - это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками). Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями.

Формальные типологии - классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности.

Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки, например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.

В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации.

10.Проблема личности в отечественной психологии. Концепция личности А.Ф. Лазурского.

Концепция личности А.Ф. Лазурского. Основная задача личности, по А.Ф.Лазурскому, - это приспособление к окружающей среде, под которой он понимает природу, людей, их взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные, а также материальные ценности. Мера активности в адаптации личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях: низшем, среднем, высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность представляет собой единство двух механизмов - внутреннего механизма человеческой психики (эндопсихика) и внешнего, отражающего условия жизнедеятельности человека (экзопсихика). Эндопсихика проявляется в эмоционально-волевых и когнитивных функциях и составляет ядро личности. Эндочерты, в основном, являются врожденными. Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешнему миру. Эндо- и экзопсихика связаны между собой и влияют друг на друга. Чем выше их координация, тем выше уровень психического развития человека.

Низший уровень психического развития связан с преобладанием экзочерт, поэтому среда как бы подчиняет себе человека; он несамостоятелен, зависим. Средний уровень предполагает большую возможность адаптации, чем низший уровень. Люди этого уровня работоспособны, инициативны. На высшем уровне психического развития интенсивность душевной жизни порождает желание видоизменить внешнюю среду сообразно своим потребностям.

А.Ф. Лазурский выделяет типологию личностей. Низший уровень (типология внутри эндопсихического комплекса) представлен людьми рассудочными, аффективными, активными. Они «мечтатели», покорно-деятельные, упрямые. На среднем уровне психического развития выделение типов людей идет по психосоциальным комплексам (эндо- и экзопсихике). Их 2 группы: а) непрактичные теоретики-реалисты (ученые, художники, религиозные созерцатели); б) практики-реалисты (общественники, хозяйственники). На высшем уровне достигает наибольшего развития экзопсихика, а эндопсихика оставляет естественную основу, поэтому здесь мы можем встретиться с духовно богатой организацией человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...