Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема личности в отечественной психологии. Концепция личности В.Н. Мясищева.




Структура личности по В.Н. Мясищеву. В.Н. Мясищев, развивая идею А.Ф. Лазурского, представляет личность как систему отношений человека и окружающей среды, структурированную по степени обобщенности - от связей индивида с отдельными ее сторонами до связей со всей действительностью в целом. Отношение личности - это активная, сознательная, интегральная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По Мясищеву, отношение - системообразующий элемент личности. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений.

Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать в общественные отношения (сначала с матерью - непосрественно-эмоциональные отношения, затем с окружающими. Эти отношения, преломляясь через внутренние условия, способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, обнаруживают для самого человека скрытые его возможности и способствуют появлению новых. Мясищев особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Понятие «отношение» возникает там, отмечает Мясищев, где есть субъект и объект. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающим миром.

Данный подход складывался, в основном, в сфере практики, в то время как деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии. Не отрицая роли деятельности, В.Н. Мясищев считал, что сама по себе деятельность может оказаться для личности процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма.

 

Отношение скорее состояние, чем процесс, всегда индивидуально и конкретно. Вместе с тем отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, формируется, меняется, преобразуется в действии. Отношение может быть источником действия, его продуктом. Но может и не быть, поскольку во внешней активности оно не всегда выражает себя. Отношение можно пережить к отсутствующему или вовсе не существующему объекту, что используется в ряде психотерапевтических практик.

Для Мясищева отношения имеют собственно психологические модальности: позитивные или негативные, активные или пассивные, противоречиво или гармонично связанные друг с другом.

Основной характеристикой отношений является их значимость, определяющая избирательность личности.

Концепция отношений Мясищева базировалась на патологическом материале, тем самым психология личности оказалась связанной с психопатологией личности, которая долгое время являлась как изолированной областью практики.

Проблема личности в отечественной психологии. Концепция личности А.Г. Ковалёва.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако – продолжает он – следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру».

Первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым – способности, третьим – характер, четвертым – система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый – психические процессы.

 

Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...