Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государства раннего и развитого средневековья (VI - начало XIII ВВ.)




ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552 -603 гг.)

Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории Казахстана, является Тюркский каганат.

Этноним тюрк впервые упоминается в 542 г. в китайских Источниках, которые пишут, что тюрки были зависимы от Жужанского каганата и платили им дань железом.

Источники отмечают, что в 552 году предводитель тюрков Бумынь выступил против Жужанского каганата и разбил их войска. В 553 году тюрки во главе с Мукан-каганом нанесли сокрушительное поражение Жужанскому каганату. После победы над жужанями

тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Организатором борьбы тюрков против жужаней и основателем тюркской государственности является Бумынь-каган.

О политическом господстве Тюркского каганата на востоке в 70-е - 80-е гг.VI в. свидетельствует то, что данниками тюрков были китайские государства, которые преподносили дань 100 тюков шелка ежегодно Мукан-кагану.

После покорения племен на востоке тюрки начали завоевательные походы на запад. Западные походы 10 тюркских туменов возглавил Истеми. В 70-е годы VI в. Тюркский каганат расширил свои владения на западе до северного побережья Черного моря. На пути продвижения тюрков на запад упорное сопротивление им оказали оседлые племена Средней Азии - эфталиты. Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в VI в. Раннефеодальные государства тюркских племен на территории Казахстана назывались - каганаты. В 70-е годы VI в. Тюркский каганат превратился в крупную державу наряду с такими государствами, как Китай и Византия.

Общее название многих тюркских племен - теле. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было кочевое скотоводство. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что было связано с культом огня. Захоронение умерших начинается у тюрков с VIII в.

В 603 г Тюркский каганат распался на Западный и Восточный каганаты.

ЗАПАДНО-ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603 -704 гг.)

На территории от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги и Иртыша на севере и востоке в 603-704 гг. существовал Западно-Тюркский каганат. Столицей и зимней ставкой государства был город Суяб, расположенный на реке Чу. Летняя ставка Мынбулак.

В VII в. этнополитическую основу Западно-Тюркского каганата составляли он ок будун («десять племен»). Представители власти с титулами ябгу, шад,эльтебер принадлежали к роду кагана. Вассальное, оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, назывались татами. Судебные функции выполняли представители власти с титулами буруки и тарханы.

Основное население Западно-Тюркского каганата состояло из кара-будунов, именно они облагались различными повинностями. В государстве действовала повинность кровного долга, по которому выделялись люди для прохождения военной службы, существовало и рабовладение, в рабство попадали военнопленные.

На завоеванных Западно-Тюркским каганом территориях сборщикам налогов присваивалась должность селиф. Селифами и своими наместниками на завоеванных территориях каган назначал лиц из местных жителей, что укрепляло положение каганата. Свидетельством могущества и международного авторитета Западно-Тюркского каганата является оказание им военной помощи Византийской империи в 627 году.

Борьба между господствующими племенами нушеби и дулу привело к ослаблению Западно-Тюркского каганата, чем воспользовался Китай и в середине VII в. вторгся на территорию Семиречья. Западно-Тюркский каганат теряет свою независимость в 704 г.

В 682 годув результате войны с Китаем восточные тюрки на территории современной Монголии восстановили свое государство и в 682-744 гг. подчинили себе территории Казахстана, Центральной Азии и Южной Сибири. В 744 году на территории восточных тюрок возник Уйгурский каганат.

Воссоздали и укрепили Восточно-Тюркский каганат Бильге-каган и Культегин. Воинская доблесть тюрков, деяния Бильге-кагана и Культегина отражены на вечных каменных письменах.

Древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана - согдийцы, сыграли особую роль в расцвете городов на территории Казахстана в раннем средневековье.

ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704 -756 гг.)

Первыс сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Ещё в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII - начале VIII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды город Кунгит, ставкой большой орды Суяб.

Послс смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского государства, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях.

В 748 г. вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб.

В 751 году у города Атлахапроизошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайское нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. По данным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускались в городе Тараз.

Согдийцы - древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата.

В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В. основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.

КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756 -940 гг.)

Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках V в. Китайская династийная хроника отмечает, что крупный племенной союз карлуков в VI - VII вв. входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками.

Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение,

которое они потерпели от Уйгурского каганата, возникшего в 744 году на территории

Восточно-Тюркского каганата.

В 756 году карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое государство. Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь. В книге «Худуд аль-Алам» (X в.) говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков.

Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766 -775 годах Кашгарию. В 840 году карлуки в союзе с киргизами, нанесли поражение Уйгурскому каганату.

В середине IX в. династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила города Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.

Арабое нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат, и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 году. Карлукский каганат просуществовал около 200 лет.

ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX- начало XI вв.)

Огузы вместе с другими тюркскими племенами расселялись в Жетысу, но в середине VIII в. были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Казахстан огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад. Эпическая летопись XIII в. Огузнаме свидетельствует о победе огузов над печенегами, жившими между Волгой и Уралом. В состав огузов входили племена индоевропейского и финно-угорского происхождения перенявшие язык и культуру тюрков.

Огузское государство было создано в среднем и нижнем течении Сырдарьи в конце IX в. и просуществовало до начала XI вв. Столица государства город Янгикент. Общественное устройство Огузского государства - военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Верховный правитель носил титул джабгу. В огузском обществе важную роль играли военачальники, которые носили титул сюбаши, а советники верховного правителя - джабгу, носили титул кюль еркин.

В Огузском государстве с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания стали созывать Совет знати. Эпическая летопись Огузнаме свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала принадлежать великому и малому курултаю. Для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном животноводческую продукцию.

Огузское государство вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар. Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против Волжской Булгарии.

Таким образом, в конце X в. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию.

В начале XI в. наблюдается упадок Огузского государства, вызванный многолетней войной, недовольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов. Ухудшением внутреннего положения Огузского государства воспользовались сельджуки и захватили город Джент.

Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское государство, окончательно пало под ударами кипчакских племён. В XI в. кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В XI в. на территории Западного Казахстана перестало существовать государство Огузов, сыгравшее важную роль в политической истории Евразии.

КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX - начало XI вв.)

Китайские летописи сообщают, что в начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также и персидский историк XI века Гардези. В середине VII в. племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-Тюркского каганата.

Объединение кимакских племен происходит в 840 году уже после падения Уйгурского каганата. Таким образом, в конце IX в. на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана образовывается Кимакский каганат. Столица Кимакского каганата - город Имакия.

Вся полнота власти в Кимакском государстве находилась в руках правителя, который носил титул - каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах государства также переходила по наследству. В Кимакском государстве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.

Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганата, были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XI в. Кимакского каганата. Со второй половины X в. на территорию кимаков начали нападать войска государства Караханидов, в XIв. эти набеги участились, что также способствовало упадку государства.

В религиозных верованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Кимакский каганат просуществовал в период с конца IX в. по начало XI в., на территории Северо-Восточного и Центрального Казахстана.

ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942 -1212 гг.)

В середине X в. в Жетысу и Восточном Туркестане было создано Караханидское государство. Основателем Караханидского государства был Сатук Богра-хан. Столицей государства становится город Баласагун. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках кагана, власть которого переходила по наследству.

Земельный надел, который был пожалован каганом, назывался икта, владельца икты называли иктадар. Иктадары обязаны были проходить у кагана воинскую службу и собирать налоги с населения. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались вакф. Вакфные земельные наделы налогами не облагались.

В 960 г. Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией ислам. Таким образом, на территории Казахстана ислам впервые объявляется государственной религией в Караханидском государстве.

В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов захватили столицу Саманидов - город Бухару и полностью подчинили себе территорию Маверанахра. Таким образом, в XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию Маверанахра и Жетысу и состояло из двух владений. В территорию Восточного ханства входили Жетысу и Восточный Туркестан со столицей город Орда, близ Баласагуна. Западное ханство включала в себя территорию Маверанахра.

В 30-х гг. XII века с востока в Семиречье (Жетысу) вторглись войска каракитаев. В сражении близ города Самарканда они разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов. Так в первой половине XII в. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям.

В начале XIII в. на западе усиливается государство Хорезм, и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно покоряет западную часть государства Караханидов. В начале XIII века, бежавшие от монголов племена найманов во главе с ханом Кучлуком, покоряют восточную часть территории государства Караханидов.

В период расцвета Караханидского государства за счет оседания обедневших скотоводов увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как государственной религии у Караханидов, внесли изменения в развитие городской архитектуры. В Караханидском обществе занимались земледелием и скотоводством, но как отмечает Юсуф Баласагуни, ведущее место в хозяйстве занимало коневодство.

Караханидское государство существовало в период 942 -1212 гг.

ГОСУДАРСТВО КАРАКИТАЕВ (1125-1212гг.)

По китайским источникам, каракитаи - это потомки живших в Центральной Азии племен киданей. В 924 г. племена киданей создали государство Ляо занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая. Переместившееся на запад племя киданей в мусульманских источниках стали называться каракитаями.

В 1125 г. племена каракитаи во главе с Елюй Даши переселись в пределы Жетысу и создали здесь свое государство. Одной из причин вторжения каракитаев в Жетысу является упадок государства Караханидов. В 1141 году близ города Самарканда каракитаи нанесли поражение союзным войскам сельджуков и караханидов. Правители караханидов с 1141 года оказались в вассальной зависимости от каракитайского гурхана.

В государстве каракитаев глава государства носил титул гурхана, и правом наследия власти обладали не только мужчины, но и женщины. Племенам, жившим в пограничных районах, вменялось в обязанность защищать границы.

В 1204 году, потерпев поражение от Чингизхана, найманы во главе с Кучлуком переселяются в Жетысу., здесь они сталкиваются с каракитаями и в 1208 году наносят им поражение.

В 1212 году государство каракитаев пало под ударами Хорезмского шаха и найманов во главе с Кучлук ханом. Территория государства каракитаев стала владением найманов.

НАИМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛАИРЫ.

Основным местом расселения племен найман, кереитов и жалаиров до X в. были центральные и западные районы Монголии.

Термин найман с монгольского языка означает по числу племен восемь. По письменным источникам VIII века, союз восьми найманских племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами.

Столица государства найманов город Балыкты располагался на берегу реки Орхон. В 1201 году главы племен киргизов, меркитов н найманов созвали курултай, направленный против роста могущества Чингизхана. В 1204 году найманы, потерпев поражение от Чингизхана, во главе с Кучлуком переселились в Жетысу.

Исследования утверждают, что на месте столицы Монголии Улан-Батор находилась столица Керейского государства.

«У них очень высокая культура и пользуются они древнетюркской письменностью»,- пишет персидский историк Рашид ад-Дин о кереях. В Тюркской летописи историка Абулгазы о жалаирах говорится как о племенах, покоренных Чингисханом. Системой правления племен найманов, кереитов и жалаиров являлась ханская власть.

КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (начало XI - начало XIII вв.)

С конца VIII до начала XI вв. кыпчаки были в составе государства Кимаков. В нач. XI в., после падения Кимакского каганата, территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства.

С XI по начало XIII в. на основной территории Казахстана кроме Жетысу господствовали кыпчаки.

Территория расселения кипчаков в исторических источниках называется Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой. Ставкой левого крыла кыпчакских племен (Восточно-Кыпчакское объединение) был присырдарьинский город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен (Западнокыпчакское объединение) находилась на месте города Сарай.

В начале XI в. на пути продвижения кипчаков в южные районы Руси и южный Казахстан преградой являлось государство Огузов. Но в начале XI в. Огузское государство переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.

Кипчакские ханы вели борьбу также и со среднеазиатским государством Хорезм. Для усиления своего влияние на кипчаков Хорезмийцы распространяли среди них ислам. В XII в. регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами.

Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен. Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцы.

В европейских исторических источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков, называли команами.

В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось количество лошадей. Кипчакское племя ельборили в арабских источниках называли племенем ханской династии.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.

В эпоху средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способствовал Великий Шелковой путь. По китайским источникам использование Великого Шелкового пути на международном уровне началось во II в. до н. э. Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с Византийской империей.

Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Все средневековые города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы. Основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.

Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны в XIII-XIV вв. нашествием монголов.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI- нач. XIII вв.)

Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в., еще будучи зависимы от Жужанского каганата, они платили ему дань железом.

Располагаясь вдоль Великого Шелкового пути, тюрки в VI-IX вв. строили вдоль караванных путей сардобы - купольные сооружения над колодцами.

С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры балбалы, которые устанавливались тюрками на местах захоронения знатных людей. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле дын - строения из камня в виде юрты, опять же на местах захоронения людей. Эти тюркские памятники в стиле «дын» и «балбалы» относятся к доисламскому периоду.

В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х-ХП вв., в этот период самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. По сведениям М.Кашгари в VI в.город Испиджаб носил название Сайрам. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в X-XII вв., только на территории Жетысу найдено более ста средневековых городов.

Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х-ХП вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников.

До прихода ислама в тюркской среде находили место не только тенгрианство, но и другие религии, тому пример - найденные на месте города Суяб буддийскиехрамы, относящиеся к VII-VIII вв.

В Х-ХП вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х-ХП вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей.

В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений между двумя мирами в средневековом Казахстане были Х-ХП вв.

Свидетельством высокого уровня архитектуры Х-ХП вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-ХП вв.), расположенные близ города Тараз. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII вв.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI-XIII вв.)

Древние тюрки обладали самостоятельной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Источники сообщают, что посланники Западно-Тюркского каганата доставили в Византию письмо, написанное скифскимписьмом.

Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена Культегин и Тоньюкук созданные в период Тюркского каганата. Памятники древнетюркской письменности Культегин и Тоньюкук являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо

К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга Коркыт-Ата. В XIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы Огузнаме.

В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись, и Кок бори (волку).

Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. По погребальным обрядам Х-ХП вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых Востока - Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль-Фараби был назван вторым учителем после Аристотеля, жил в 870-950 гг. Родился он в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке.

Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. Кутадгу билик Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения Кутадгу билик каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул главного визиря.

История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари Диуани лугат ат-тюрк. Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка.

Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни предводителем мудрецов - Ахмед Иугнеки, он призывал людей быть честными и добросердечными. До наших дней дошла его поэма Дар истины, написанная на тюркском языке.

Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении Диуан-и-Хикмет он проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм бичует изворотливых подхалимов. Диуан-и-Хикмет Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба. Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию СулейменБакыргани.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...