Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ




Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.

Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.

САКИ.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово саки по сведениям персов означало великие мужи. Иранские источники называют их также турами с резвыми конями. Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи азиатскими скифами. Геродот называл саков массагетами.

Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы).Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в VI до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков.

Золотой человек найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане. Одежда Золотого человека из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый Звериный стиль. Украшения и изделия, найденные в сакских курганах, относятся к Звериному стилю. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней - Наурыз.

УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э.

Название уйсун встречается, начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников

III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих Исторических записках описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые Племена гуннов в III в. до н. э. По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, держава хунну во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники, которые были из числа его близких родственников. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 г.Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны. Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй. В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал Аттила.

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к полихромному стилю.

САРМАТЫ.

Термин сарматы встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э.       Арало-Каспийский регион был также населен племенами даев.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...