Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные принципы построения программы.




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 134

Г.Томск ул. Иркутский тр. 51/1

                           

Утверждено

 на педагогическом совете                                    

                                                                                    протокол№____от______20___г

                                                                                    Заведующий МАДОУ№134

                                                                                    ____________Н.А.Баровская

                                                                                    «______»_________20_____г.

 

«Юный эколог»

Программа модифицированная

По познавательному развитию дошкольников

(возраст детей: от 4 до 7 лет)

Срок реализации программы: 3 года.

 

Авторы: Данилова Галина Александровна, воспитатель

Трифонова Александра Сергеевна, воспитатель

Лежнина Елена Германовна, воспитатель

Бовкун Наталья Петровна, воспитатель

Романова Валентина Викторовна,воспитатель

Венгуро Надежда Анатольевна, воспитатель

Крылова Ирина Петровна,воспитатель

Цедрик Рузалия Шайдуловна, воспитатель

Маточкина Марина Ивановна, воспитатель

Шатута Любовь Александровна, воспитатель

 

г. Томск 2018

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                3

2. Календарно – тематический план                                    7

3. Содержание программы                                                8                          4. Планируемые результаты освоения программы          18

5.Список использованной литературы20

 

Пояснительная записка

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования программа «Юный эколог» основной областью выделяет область «Познавательное развитие», придерживаясь и задачи ФГОС: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира»[6].

К созданию программы послужил  «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Конечно же, обострение проблемы экологии в стране позволяет задуматься об интенсивной просветительной работе по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования.

Именно с дошкольного возраста необходимо задуматься об экологическом воспитании, так как именно в этом возрасте идет процесс становления осознанно-правильного отношения к природе, сопровождающегося определенными формами поведения ребенка.Актуальность.Основой формирования нового образа жизни в наши дни является отношение людей к экологии. И, конечно, формировать экологическую направленность личности необходимо с дошкольного возраста, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %[3].

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Новизна программы.Изучая ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы, выявлено, что работа ведется в узком направлении: это проведение опытов, бесед, наблюдении,  НОД. Программа «Юный эколог» захватает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.Программа способствует развитию знаний, умений, навыков,  необходимых для обучения в школе.

Цель программы.Формирование экологической культуры и экологического сознания у дошкольников.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Сформировать у дошкольников нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.

2.  Развивать умения, навыки и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.

3. Сформировать культуру взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной.

4.  Развивать нравственно-эстетическое отношение к окружающей среде.

5.  Создать условия для формирования и реализации дошкольников активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

Данная программа является модифицированной, за основу взяты работы авторов С.Н. Николаевой[6], Н.А. Рыжовой [7], И. Тимофеевой[8].

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями развития детей дошкольного возраста: основами познавательной мотивации, творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, первичные представления о планете Земля как общем доме людей, родной речью, здоровым образом жизни.

Программа рассчитана на три года обучения, реализуется с детьми от 4 до 7 лет. Занятия проводятся четыре раза в месяц. Гендерных различий нет. Средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 м, подготовительная группа – 30 мин.

Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению всеми детьми правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Основные принципы построения программы.

 

1. Принцип доступности и индивидуализации,предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него занятий. Занятия были построены с учётом того, что в данном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность.

2. Принцип системности и последовательности: усвоение материала в определённой системе. Данный материал делится на три раздела, в каждом из которых свои задачи и пути реализации материала.

3. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших принципов. Эффективность воспитания и обучения зависит от привлечения органов чувств к восприятию нового материала. В процессе познания детям надо дать возможность наблюдать, практически работать. На всех этапах педагогического процесса использовались наглядные средства: изобразительная наглядность (иллюстрации, рисунки, картины, фотографии). Естественная наглядность (предметы объективной реальности), ТСО, символическая наглядность (карточки-схемы).

В работе применялись словесные, наглядные и практические методы.

В словесных методах можно выделить следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. Беседа активизирует познавательную деятельность, развивает память и речь, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления дошкольников с объектами или явлениями.

4. Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения детей в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи.

Принцип интеграции - данный принцип является актуальным и предполагает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детей на основе синтеза образовательных областей, что способствует получению целостного образовательного процесса, обеспечивающего










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...