Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания к выполнению




1. Посетить и проанализировать не менее 2-х профилактических, развивающих, коррекционных и другие занятий и воспитательное мероприятие, письменно оформить протоколы по схеме:

Дата ________

Педагог _____________________________________

Тема ______________________________________________

Тип занятия _______________________

Цель, задачи занятия _____________________________________________

 

Основные этапы занятия, продолжительность деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Примечания
       

 

2. Проведите психолого-педагогический анализ данных занятий с целью изучения содержания и особенностей методики преподавания, используя следующую схему:

1) Цель занятия. Реализация цели и задач в процессе занятия.

2) Тип занятия. Его место в системе других занятий.

3) Основные этапы занятия. Взаимосвязь этапов занятия друг с другом.

4) Рациональное использование времени на каждом этапе занятия.

5) Реализация дидактических принципов в процессе занятия.

6) Эффективность используемых в процессе занятия методов обучения; целесообразность их выбора:

· методы введения нового материала (объяснение, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с книгой, ТСО и др.);

· методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль);

· методы формирования и закрепления умений и навыков (беседа, упражнения, продуктивные виды деятельности, работа с наглядностью и др.).

7) Стилевые характеристики занятия:

1. Соответствие содержания и структуры занятия принципам развивающего обучения:

а) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности детей;

б) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и самостоятельного поиска;

в) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом и какие – детьми (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);

г) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

д) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

е) педагогический такт преподавателя;

ж) психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения, деловой контакт или другие настроения).

2. Особенности самоорганизации педагога:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами занятия, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению);

б) рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

8) Организация познавательной деятельности детей:

3. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учащимися изучаемого материала;

б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания детей;

г) какие использовались формы работы для актуализации в детей ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование, упражнения по повторению и др.)

4. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.)

б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая исследовательская работа на занятии и др.);

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как педагог руководил формированием ценностей, убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на занятии, и как педагог руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

5. Общий вывод о достигнутых целях и задачах занятия.

6. Психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию занятия.

Методические указания к выполнению анализа
воспитательного мероприятия

Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа: психолого-педагогический; предметно-содержательный(анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание). В целом, главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

· анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

· оптимальность применяемых форм и методов;

· реализация поставленных целей,

· отношения воспитателя и воспитанников;

· профессионализм педагога-воспитателя.

Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.

1. Определить цели, задачи, тематику, форму организации воспитательного мероприятия в образовательном учреждении и законспектировать мероприятие по следующей схеме:

· Название мероприятия.

· Цель и задачи.

· Место проведения.

· Необходимое оборудование.

· План мероприятия.

· Ход мероприятия

· Использованная литература.

· Автор(ы) мероприятия.

 

2. Провести психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия по схеме, наиболее походящей, по мнению студента:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...