Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретические методы познания
Собственнотеоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: § анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); § синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; § классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); § абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); § формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); § аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; § моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); § идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); § дедукция - движение от общего к частному; § индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Проблема истины и ее критериев в философии. Главная цель познания — достижение научной истины. Истина не является чем-то готовым, она представляет собой процесс развития знания, ее содержание подвижно, в нем переплетаются абсолютный и относительный моменты. Абсолютная истина– несомненное, неизменное знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познания (образец, идеал). В силу бесконечности и изменчивости мира, и зависимости познания от общественно-исторических условий в каждый данный момент истина выступает как неполное, незавершенное, неокончательное знание об объекте исследования. Такое состояние знания обозначается понятием «относительная истина». В понимании соотношения абсолютного и относительного моментов в истине существуют две крайности: догматизм как преувеличение абсолютного момента и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины. В реальном процессе познания абсолютный и относительный моменты взаимосвязаны. Абсолютная истина как целостный фрагмент знания складывается из относительных, каждый из которых содержит момент абсолютных знаний, входящих в общую кладовую человеческого знания. Человеческое познание на каждом этапе своего развития содержит в себе наряду с моментом истины и момент заблуждения. Под заблуждением понимается несоответствие знания сущности объекта, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики, либо абсолютизацией отдельных моментов знания. Примерами заблуждений являлись идеи о существовании теплорода, эфира, представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли и т.п. От заблуждения следует отличать ложь – преднамеренное искажение истины, которое преследует определенные цели. Как отличить истину от лжи и заблуждения? В истории философии и науки предлагались различные способы проверки истины - критерии: ясность и отчетливость теории (Р. Декарт); соответствие чувственным данным (Л.Фейербах); общезначимость (эмпириокритицизм); полезность теории (прагматизм); соответствие условному соглашению (конвенционализм). В каждом из названных подходов содержатся ценные идеи, тем не менее, наиболее адекватным в современной философии считается признание решающей роли практики как критерия истины. Практика – это многообразные формы материальной деятельности, направленной на преобразование объективного мира. Реализация знаний на практике, в техническом усовершенствовании, гипотезе, получившей подтверждение в эксперименте, в научном открытии, является его проверкой на истинность. Современная философия, признавая ценность каждого из подходов к пониманию критериев истинности знаний, подчеркивает при этом специфичность и неуниверсальность каждого из них, в том числе практики, которая, при всей ее значимости, в таких сферах, как логико-математическое знание, различные области гуманитарного знания, в ее предметно-материальных формах не может быть непосредственным критерием истины. Учитывая сложность, бесконечность, противоречивость процесса познания, конкретность каждой познавательной ситуации, не следует отказываться и от других критериев истины. Сущность глобальных проблем человечества, их происхождение и пути решения. По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. В полной мере они проявились уже во второй половине и в особенности в последней четверти XX века. Приоритетными проблемами человечества являются: ü проблема мира и разоружения; Пути решения: Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; Сокращение обычных вооружений и торговли оружием; Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил. ü экологическая; Пути решения: Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства; Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности; Экологическая безопасность населения; Создание особо охраняемых территорий. ü демографическая; Пути решения: Проведение продуманной демографической политики. ü энергетическая; Пути решения: Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики; ü продовольственная; Пути решения: Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных. ü использование ресурсов Мирового океана; Пути решения: Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов. Охрана вод Мирового океана от загрязнения. Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов. ü мирное освоение космоса; Пути решения: «Немилитаризация» космического пространства. Международное сотрудничество в освоении космического пространства. ü преодоление отсталости развивающихся стран. Пути решения: Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам. Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ). Новое время диктует и появление новых проблем, решение которых задача мирового сообщества. Одной из таких проблем можно назвать — международный терроризм. Эта серьезная угроза мирного, благополучного существования всего человечества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |