Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель профессиональной деятельности практического психолога




Необходимость обсуждения этого вопроса связана прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа практи­ческого психолога очень специфична своим предме­том — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профес­сии практического психолога. Например, проблема

критериев эффективности его работы, уровня его ква­лификации, в конечном счете — проблемы подготовки практических психологов.

Многие вопросы решаются в профессиональном, этическом кодексе психологов, которые есть в каждой стране, где эта профессия распространена в достаточ­ной мере.

Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от ра­боты неквалифицированного психолога1.

Предлагаемое ниже описание основных качеств профессиональной деятельности практического психо­лога позволяет, на наш взгляд, уточнить представле­ние о месте индивидуальных характеристик психоло­га, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

Итак, основные качества профессиональной дея­тельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного психолога:

Цели психологической помощи

Квалифицированный психолог ориентирует кли­ента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Квалифицированный психолог рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам сво­ей жизни. Другими словами, квалифицированный пси­холог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним.

Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склон­ностей. Например, психолог может демонстрировать

1См.. Аллен Е и др. Консультирование и психотерапия — со­четание методов, теории и практики. Пер с англ — Новосибирск, щ

 

 Гша 1

клиенту свою исключительность как носителя профес­сии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога. Или будет дискредитировать все высказы­вания клиента своими суждениями, которые направ­лены на обесценивание переживаний клиента, и т. п. Неквалифицированный психолог цели психологичес­кой помощи формирует на основе своей личной Я-концепции, поэтому игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершен­ствовании Я-концепции.

2. Отклики или реакции практического психоло­га в ситуации профессиональной деятельности

Квалифицированный психолог может найти мно­жество реакций — вербальных и невербальных — на широкий спектр ситуаций и проблем.

Неквалифицированный психолог обладает типич­ным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или несколь­ких откликах.

Квалифицированный психолог, реагируя на ситу­ацию, избегает оценочных суждений по поводу дей­ствий клиента. Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического пси­холога

Квалифицированный психолог понимает слож­ность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концеп­ции, поэтому стремится понять и использовать в рабо­те множество концепций.

Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей прак­тической деятельности, ограничивает свою работу рам­ками какой-то одной концепции. Часто происхождение содержания этой концепции ему неясно.

Культурная продуктивность практического психолога

Квалифицированный психолог способен к выра­ботке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индиви­дуальная и культурная эмпатия, наблюдательность явля­ются основой для культурной продуктивности. Это по­зволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Это позволяет квалифицированному психологу обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. Таким об­разом, квалифицированный психолог осуществляет куль­турную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практическо­го психолога, которая предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание про­фессионального взаимодействия с клиентом.

Неквалифицированный психолог способен рабо­тать только в рамках одной культуры, которую он по­нимает через содержание своей Я-концепции, себя, свою культурную продуктивность неквалифицирован­ный психолог рассматривает как проявление обще­культурной нормы, стандарта поведения.

5. Конфиденциальность в работе квалифицирован­ного психолога есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее зна­чимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика психологической ин­формации, Клиента и Пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понима­ет меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридичес­кими нормами регуляции ответственности.

Неквалифицированный психолог нарушает прави­ло конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хра­нении и передаче.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...