Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические основы решения психологических задач




Мы уже говорили о том, что тема взаимодействия клиента и практического психолога задается текстом заказа. В этом тексте психолог выделяет систему оце­нок клиента, в которой он воспринимает психологичес­кую информацию, и создает необходимые условия для переформулирования текста заказа в психологическую задачу. Основной критерий психологической задачи связан с появлением у клиента вопроса о значении психологической информации.

Вот в этот момент у психолога и возникает вопрос о том, как решать психологическую задачу клиента.

Мы уже отмечали, что в профессиональной дея­тельности практического психолога большое значение имеет его позиция. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание

научных знаний практического психолога. Именно обобщенная теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

История психологии как науки показывает, что все конкретные психологические теории связаны с исполь­зованием основных научных категорий, отражающих специфику предмета психологии как науки. Эти кате­гории как формы мышления о внутреннем мире чело­века по мере становления научного психологического знания наполнялись новым содержанием, уточнялись с помощью других категорий и понятий, но по форме оставались теми же.

Отношение практического психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологическую позицию в решении пси­хологических задач клиента.

Какую научную категорию практический психо­лог считает основной, какой он видит связь ее с дру­гими категориями, как осуществляет конкретизацию этих категорий при анализе уникальной ситуации жизни клиента? Ответы на эти вопросы и позволяют увидеть и отрефлексировать содержание методологи­ческой основы решения психологических задач.

Какие же психологические категории являются основными, то есть отражающими специфику предме­та психологии как науки?

На наш взгляд, к ним можно отнести основные следующие научные категории: образ, действие, моти­вация, общение, индивид-личность.

Эти пять научных категорий отражают специфику психической реальности, которая познается соответ­ствующими этой специфике методами. Как известно, основными методами психологической науки являют­ся следующие: экспериментальный (в различных ва­риантах), объективные наблюдения, психофизические методы, тесты, моделирование.

Практический психолог пользуется этими метода­ми и научными категориями, но для решения не науч­ных, а психологических задач конкретного клиента.

Остановимся несколько подробнее на содержании основных научных психологических категорий, со­ставляющих основу решения психологом задач кли­ента.

 Глава

Категория образа дает возможность выделить саму психологическую реальность в ее гносеологическом аспекте. Образ реален, он существует в системе жиз­ненных отношений между человеком и миром. В психо­логических исследованиях было выявлено соответствие образа структуре внешней среды, то есть зафиксиро­вана его отражательная природа. Отношение образа и реального мира не ограничивается ощущениями. Фи­зический мир представлен во внутреннем мире чело­века в виде сложных когнитивных структур, включаю­щих и ощущения и самые абстрактные понятия. Образ предстает как регулятор и координатор жизнедеятель­ности человека. Образ определяет процессы целеполагания, включен в построение модели будущего дей­ствия, в том числе и телесного действия. Образ мира, в котором живет человек, включает и образ самого человека — его физического «Я», схемы его тела как системы координат, ориентирующей человека в про­странстве и времени.

Конкретные психологические теории используют различные содержательные характеристики образа для описания специфики психологической реальности, но все они выделяют ее динамичность — относительную устойчивость и изменчивость его параметров.

Категория действия складывалась на основе реф­лекторной концепции. Идея интериоризации, то есть идея превращения внешнего действия во внутреннее, дала возможность проанализировать происхождение многих феноменов внутреннего мира человека, откры­ла перспективы понимания мыслительных актов чело­века, позволила выделить и осмыслить проблему целе­сообразности человеческих действий как проблему организации поведения.

Категория действия позволила описать структуру человеческой активности, выделить в целостном пото­ке жизни отдельные виды деятельности и действий, их взаимосвязь и взаимозависимость, особенности пере­хода одного вида активности в другой.

Категория мотивации описывает сферу побужде­ний, придающих действию направленность, избира­тельность, динамичность. Это сфера психодинамики, психоэнергетики. Категория мотивации — одна из самых сложных и противоречивых в современной

психологии. Она включает в себя как аффектные, так и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к разным аспектам окружающего мира, к самому себе как части этого мира — к своему внутреннему миру и к своему физическому телу.

Категория мотивации позволяет выделить в содер­жании мотивации относительно устойчивые и относи­тельно изменчивые параметры, например, к первым относятся базисные потребности человека (в разных психологических теориях они описываются по-разно­му: потребность в самоутверждении и самоактуализа­ции, потребность в новых впечатлениях, потребность в признании). Относительно изменчивые параметры мотивации характеризуются через ценности человека, аффективные переживания, эмоциональные комплек­сы, черты личности и т. п.

С помощью относительно устойчивых и относи­тельно изменчивых параметров мотивации есть воз­можность описать такие содержательные характерис­тики активности человека, как перспективы, цели, процессы иерархизации различных ценностей, меха­низмы принятия решении и механизмы выбора того или иного способа поведения.

Описание содержания целей, потребностей и от­дельных мотивов человека позволяет ставить вопрос об их происхождении. Это дает возможность исследовать индивидуальную мотивацию человека с различных теоретических позиций, опирающихся на совершенно непохожие подходы к самому понятию индивидуаль­ность, например, бихевиоральный подход и психоди­намический подход, где индивидуальность мотивации объясняется различными факторами. В бихевиоральном большее внимание уделяется научению, в психо­динамическом — врожденным, инстинктивным фор­мам поведения человека.

Но в любом случае (независимо от исходных тео­ретических положений исследователя или практика) применение категории мотивации приводит к анализу взаимодействия человека с человеком и человека с самим собой. Эта особая реальность описывается ка­тегорией общения.

Категория общения характеризует объективные связи человека с социальной средой. Эти связи пред-

 

ставлены в его внутреннем мире в особых формах, не сводимых к другим. К ним относятся также феномены социальной нормы, социального ожидания, социально­го стереотипа и т. п. Все эти феномены требуют и особых научных форм для мышления о них. Такими формами становятся в настоящее время научные кате­гории и понятия социальной психологии, изучающей эти феномены специальными методами. Как известно, «социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп»1.

Социальная психология изучает такие проблемы как конформность человека в группе, групповую струк­туру и групповую динамику, а также различные аспек­ты общения: коммуникативный, интерактивный и пер­цептивный.

Коммуникативный аспект общения связан с обме­ном информацией. Интерактивный аспект общения про­является в возможности сотрудничать, помогать друг другу, координировать и согласовывать свои действия, Перцептивный аспект общения включает выделение индивидуальных свойств и качеств другого человека на основе идентификации, рефлексии и стереотипизации.

В ходе изучения взаимодействия человека с други­ми людьми были выявлены разнообразные варианты индивидуальных реакций людей, которые имели своей причиной не непосредственное общение, а устойчивые качества, присущие самим участникам общения. Эти устойчивые качества и описываются научными психо­логическими категориями индивид — личность.

Категории индивидличность позволяют опи­сать неповторимые особенности человека. Множество параметров человека связано с его физиологическими особенностями (рост, вес, отпечатки пальцев, строение тела и др.) и множеством параметров психологических, которые даже трудно перечислить: индивидуальность ощущений, восприятии, представлений, индивидуаль­ность действий, мотивации, общения (внушаемость, например).

Описание индивидуальных различий существова­ло в психологии с момента ее зарождения как науки. По мере развития форм научного мышления о челове­ке появилась необходимость ввести категорию науч­ного знания, которая бы не только позволила выделить некоторые параметры человека, отличающие его от таких же параметров другого человека, но и зафикси­ровать целостность человека, то есть зафиксировать в полной мере неповторимость индивидуальной психо­логической реальности.

Если посмотреть научные психологические тексты, то категория личности является одной из наиболее употребительных, но тем не менее одной из наименее проработанных. Это и естественно, так как эта катего­рия отражает не только неповторимость психической реальности исследуемого человека, но и неповтори­мость психической реальности человека исследующе­го — ученого-психолога.

Нам представляется целесообразным в целях прак­тического исследования категорий индивид— лич­ность обратиться к некоторым философским положе­ниям, изложенным в работах Э.В. Ильенкова. Они были бы, на наш взгляд, продуктивны в применении их к анализу конкретных фактов жизни человека, с кото­рым работает практический психолог.

Прежде всего, это положение о том, что личность не только существует, но и рождается как «узелок» в сети взаимных отношений людей. Этот «узелок» скреп­ляет эти отношения и одновременно дает возможность им развиваться в определенном направлении.

«Личность и есть совокупность отношений чело­века к самому себе как к некоему «другому» — отно­шение «Я» к самому себе как к некоторому «Не-Я». Поэтому «телом» ее является не отдельное тело особи вида «Homo sapiens», а, по меньшей мере, два таких тела — «Я» и «Ты», объединенных как бы в одно тело социально-человеческими узами, отношениями, взаи­моотношениями»1.

Понимание психической реальности, описываемой понятием личность, неразрывно связано с такими

1987

Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.,

1 Ильенков Э.В. Что же такое личность /с чего начинается личность. — М , 1984. — С. 329.          

 

категориями, как осознание самого себя, образ «Я», самоощущение, самочувствие, самонаблюдение, и другими, раскрывающими целостность и уникаль­ность внутреннего мира человека. Особенность пси­хической реальности человека состоит в том, что она как уникальность, как единичность обнаруживается только через фактическое столкновение с другой лич­ностью. Это столкновение может носить самый раз­ный характер — комический, драматический, даже трагический. Но только там, где есть фактическое, реальное воздействие одного человека на другого, проявляется индивидуальность каждого из них.

Содержание этого воздействия и дает основания говорить о подлинной или мнимой индивидуальности человека, о подлинной или мнимой личности. Эта про­блема — проблема подлинности личности — возника­ет потому, что самоощущение человека как индивиду­альности и его взаимодействие с другим человеком (людьми) как индивидуальности нетождественно. В са­моощущении, в рефлексии, человек может фиксировать свою индивидуальность, свою неповторимость, а во взаимодействии с другими людьми ведет себя шаблон­но, стереотипно, перенося одни и те же способы дей­ствия и построения отношений из одной жизненной ситуации в другую. Для других людей такой человек не является индивидуальностью, личностью, так как он потерял главное качество живой личности — свободу. Свободу или аутентичность, или идентичность, или воз­можность быть самим, то есть способность применять всеобщие способы действия к индивидуально неповто­римым жизненным ситуациям. Свободный человек делает то, что умеют делать все другие, но делает луч­ше. Таким образом, он создает новые эталоны работы, новые эталоны действия.

Можно согласиться с тем мнением, что личность не только возникает в этих новых эталонах действия, но и сохраняет себя через создание все новых и новых эталонов, норм действия.

Когда эти новые найденные эталоны и нормы дей­ствия становятся стереотипами, личность умирает;

шаблонность, стереотипизация действия ведет к пси­хологической смерти, которая, к сожалению, может наступить раньше смерти физической и незаметно для самого человека. Такой человек своей безрадостностью и безличностью приносит много горя другим людям. Живая же личность приносит людям радость. Ее тайна заключается в том, что живая личность, «создавая то, что нужно и интересно всем, она делает это талантли­вее, легче, свободнее и артистичнее, чем это сумел бы сделать кто-то другой, волею случая оказавшийся на ее месте»1.

Таким образом, категория личности выводит при ее обсуждении на такие важнейшие психологические и философские категории, как категория способнос­тей, таланта человека и категорию свободы. Без их конкретизации практическому психологу трудно ре­шать свои профессиональные задачи, о которых хоте­лось бы сказать словами Б.Л. Пастернака из «Детства Люверс»:

«И чтобы не было суков в душе, чтобы рост ее не застаивался, чтобы человек не замешивал своей тупо­сти в устройство своей бессмертной сути, заведено много такого, что отвлекает его пошлое любопытство от жизни, которая не любит работать при нем и его всячески избегает. Для этого заведены все заправские религии и все общие понятия, и все предрассудки людей, и самый яркий из них, самый развлекающий — психология».

Задания для самостоятельной работы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...