Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Окончание практики, подведение итогов и оценка студентов.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Преддипломная практика (далее практика) обеспечивает практическое обучение студентов социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и осуществляется на 4 курсе дневной формы получения образования (8 семестр) и на 5 курсе заочной формы получения образования (9 семестр). Продолжительность практики – 4 недели. Практика является частью образовательного процесса подготовки специалистов, обучающихся по специальности 1-03 04 01 Социальная педагогика; является продолжением обучения в производственных условиях и проводится в учреждениях образования.

Практика направлена на развитие профессиональной компетентности студентов в процессе их самостоятельной деятельности в качестве педагога социального учреждениях образования. Практика предусматривает выполнение функциональных обязанностей педагога социального по всем направлениям профессиональной деятельности; формирование и совершенствование профессиональных компетенций и профессионального мастерства.

Практика предполагает осуществление научно-исследовательской работы студентов, выполняющих дипломные исследования, а также развитие компетенций научно-исследовательского труда у всех студентов-практикантов путем организации их поисково-исследовательской деятельности, результатом которой должна стать разработка социально-педагогического проекта по решению актуальных проблем социально-педагогической практики.

Продолжительность преддипломной практики определяется учебным планом. Содержание заданий, которые необходимо выполнить студентам, определяется программой преддипломной практики.

Цель практики – формирование академических, социально-личностных и профессиональных компетенций в процессе освоения студентами функций, направлений, содержания, форм и методов социально-педагогической работы в учреждениях образования; овладение компетенциями решения социально-педагогических задач средствами поисково-исследовательской деятельности.

Практика направлена на совершенствование комплекса профессиональных компетенций студентов в процессе их самостоятельной работы под руководством специалистов социально-педагогической и психологической службы в учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, центрах, службах и других профильных организациях, а также специалистов учреждений системы труда и социальной защиты, если это предполагает дипломное исследование.

Практика направлена на углубление практико ориентированных знаний теории и технологии социально-педагогической деятельности с детьми, семьей, детскими и подростково-молодежными объединениями; предусматривает выполнение заданий, требующих творческого подхода; призвана стимулировать студентов к профессиональной саморефлексии и самосовершенствованию.

Задачи практики:

· погружение в профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными функциями социального педагога в системе деятельности учреждения образования (СПУ, СПЦ, и др.);

· совершенствование и развитие социально-личностных и профессиональных компетенций будущих педагогов социальных;

· формирование опыта и стиля социально-педагогического взаимодействия с обучающимися, их родителями и законными представителями; со специалистами СППС, администрацией УО и педагогическим коллективом; другими участниками социально-педагогического процесса.

Практика направлена на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям

Студент должен:

– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

– АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

– АК-4. Уметь работать самостоятельно.

– АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

– АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

– АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

– АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

– АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

– АК-11. Уметь регулировать профессиональные отношения и взаимодействия в социально-педагогической деятельности.

– АК-12. Уметь самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:

– СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

– СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

– СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

– СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

– СЛК-6. Уметь работать в команде.

– СЛК-7. Владеть навыками рефлексии в профессиональной деятельности.

– СЛК-8. Уметь координировать собственную деятельность с деятельностью других специалистов.

Требования к профессиональным компетенциям

Студент должен быть способен:

– ПК-1. Уметь организовывать социально-педагогическую деятельность по защите прав и интересов детей в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь.

– ПК-3. Уметь осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области образования.

– ПК-4. Владеть методами социального воспитания обучающихся; осуществлять социально-педагогическое взаимодействие в процессе социально-педагогической деятельности.

– ПК-7. Владеть методами диагностики проблем личности, группы, семьи и социального окружения.

– ПК-8. Уметь осуществлять отбор и внедрение в профессиональную деятельность эффективных социально-педагогических технологий.

– ПК-9. Уметь разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудных и социально опасных жизненных ситуациях.

– ПК-10. Владеть методикой социально-педагогической коррекции поведения и развития детей группы социального риска.

– ПК-11. Уметь диагностировать причины социальных девиаций и осуществлять их социально-педагогическую профилактику.

– ПК-12. Быть способным осуществлять социально-педагогическую реабилитацию и поддержку детей с особенностями развития.

– ПК-15. Владеть технологиями социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа в соответствии с их спецификой.

– ПК-16. Уметь организовывать деятельность социально-педагогических учреждений, служб, центров.

– ПК-17. Быть способным осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и изменением содержания социально-педагогической деятельности.

– ПК-19. Уметь осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность специалиста.

– ПК-21. Уметь составлять и хранить текущую и отчетную документацию (графики работ, инструкции, планы, социально-педагогические характеристики, деловые письма и т.п.) по установленным формам.

– ПК-22. Быть способным взаимодействовать со специалистами смежных специальностей и другими заинтересованными участниками социально-педагогического процесса.

– ПК-23. Уметь представлять социально-педагогическую информацию в форме отчетов, докладов, презентаций.

– ПК-27. Уметь осуществлять специально организованный процесс познания, направленный на выявление новых научных знаний о закономерностях, факторах, условиях, структуре, механизмах социально-педагогических процессов и явлений.

– ПК-28. Быть способным организовывать изучение процессов социализации и социального воспитания с целью выявления социально-педагогических условий гармонизации взаимодействия личности и социума.

– ПК-29. Владеть навыками обработки и анализа результатов научных исследований и умениями использовать их для социально-педагогического преобразования социума, развития методики и технологии социально-педагогической деятельности.

– ПК-30. Быть способным внедрять в практику социально-педагогической деятельности новые научные результаты исследований.

– ПК-31. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

– ПК-32. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность.

– ПК-33. Использовать оптимальные методы, формы, средства воспитания.

– ПК-34. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.

– ПК-35. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

– ПК-36. Формировать базовые компоненты культуры личности воспитанника.

– ПК-37. Эффективно реализовывать ценностно-ориентационную деятельность с воспитанниками и родителями.

В результате прохождения педагогической практики студент должен:

а) знать:

– нормативно-правовые основы, содержание и особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях образования;

– основные направления социально-педагогической деятельности и функции педагога социального педагога в учреждениях образования (других учреждениях, осуществляющих организацию практики);

– методологические и организационно-методические основы социально-педагогического исследования и проектирования;

б) уметь:

– организовывать и осуществлять социально-педагогическую работу в соответствии с нормативными и правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области образования;

– организовывать диагностическое обследование по выявлению проблем личности, группы, семьи и социального окружения; осуществлять отбор и внедрение в профессиональную деятельность эффективных социально-педагогических технологий;

– использовать навыки поисково-исследовательской деятельности, социально-педагогического проектирования деятельности по социализации детей, имеющих проблемы в адаптации, обучении, общении, организации продуктивной жизнедеятельности;

– осуществлять социально-педагогическое взаимодействие в процессе социально-педагогической работы;

– самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи; координировать собственную деятельность с деятельностью других специалистов;

– анализировать конкретную социальную ситуацию ребенка, разрабатывать, обосновывать и осуществлять программу социально-педагогической помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении, признанному, нуждающимися в государственной защите;

– взаимодействовать со специалистами в учреждениях образования и родителями ребенка (или его ближайшим окружением) в соответствии с профессионально-этическими нормами, правилами;

– разрабатывать текущую и отчётную документацию (графики работ, инструкции, планы, социально-педагогические характеристики, деловые письма и т.п.) по установленным формам;

– представлять социально-педагогическую информацию в форме отчетов, докладов, презентаций;

в) владеть:

– системным и сравнительным анализом; междисциплинарным подходом при решении проблем; методами социально-воспитательной работы с обучающимися;

– методами социально-педагогической диагностики и научного исследования социальных и социально-педагогических явлений;

– способностью к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

– методами проектной деятельности и способностью к разработке социально-педагогического проекта на основе данных, полученных путем исследования;

– способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и изменением содержания социально-педагогической работы на основе рефлексии в профессиональной деятельности.

Для целенаправленного формирования профессиональных компетенций в ходе практики предполагается освоение студентом содержания социально-педагогической деятельности в учреждениях образования (других учреждениях социальной сферы), компетентное выполнение функциональных обязанностей специалистов в соответствии с нормативно-правовой базой Республики Беларусь, регулирующей деятельность педагогов социальных в учреждениях образования.



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Содержание практики ориентировано на расширение и совершенствование у студентов профессиональных и социально-личностных компетенций, значимых для формирования опыта и стиля профессиональной деятельности будущего социального педагога.

Для проведения практики в качестве организаций выбираются учреждения образования (другие учреждения социальной сферы), которые имеют возможность предоставить для непосредственного руководства практикой специалистов, имеющих высшую или первую квалификационные категории по специальности, соответствующей профилю подготовки студентов ФСПТ, а для лиц без квалификационной категории со стажем работы не менее 5 лет.

Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам организуется до начала практики. Распределение студентов по организациям практики оформляется приказом ректора.

В ходе практики предполагается освоение студентом всех направлений социально-педагогической деятельности; исполнение функциональных обязанностей специалистов СППС в соответствии с нормативно-правовой базой Республики Беларусь, регулирующей деятельность специалистов учреждения образования; исследовательская деятельность, содержание которой определяется в соответствии с темой дипломных работ, либо потребностями организации в разработке и реализации социально-педагогического проекта.

В течение практики в учреждениях образования студенты делятся на микрогруппы и закрепляются за непосредственными руководителями от организаций (педагогом социальным).

Рабочий день студентов составляет 6 часов.

Студенты выполняют работу под руководством непосредственного руководителя от организации в соответствии с планом практического обучения:

1. Планирование социально-педагогической работы в учреждении образования по основным направлениям деятельности СППС.

2. Проведение анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога учреждения образования в соответствии с основными функциями социально-педагогической работы в учреждении, являющимся базой практики.

3. Участие в профессиональной деятельности специалистов СППС в соответствии с планом и разработка оптимальной моделипрофессиограммы педагога социального учреждения образования «…».

4. Разработка социально-педагогического проекта по актуальным вопросам социально-педагогической деятельности в учреждении образования (по темам дипломных работ), которая включает:

· исследовательскую деятельность (разработка методики исследования и инструментария, сбор эмпирических и диагностических данных, их обработка);

· разработку, сценария (плана) социально-педагогических мероприятий по направлениям социального воспитания обучающихся в учреждении образования в рамках разработанного проекта;

· реализацию проекта (частично или в полном объеме);

· анализ результатов проектной деятельности.

5. Профориентационная работа в учреждениях образования, которая включает:

· разработку сценария и проведение профориентационных мероприятий для обучающихся в выпускных классах;

· презентация БГПУ и ФСПТ, специальностей «социальная педагогика», «социальная и психолого-педагогическая помощь», «социальная работа», направленных на выбор обучающимися помогающих педагогических профессий.

Окончание практики, подведение итогов и оценка студентов.

В последние три дня практики студенты оформляют отчётную документацию.Она включает:

1. Дневник практики – отдельная тетрадь или раздел в портфолио в виде папки с отчетными документами (Приложение 1) с ежедневником – «фотография» деятельности студента-практиканта в качестве социального педагога (Приложение 2).

2. Результаты выполнения заданий практики (Приложения 2 – 5):

А) Индивидуальный план работы студента (Приложение 2).

Б) Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога учреждения образования в соответствии с основными функциями социально-педагогической работы в учреждении. Результаты оформить в виде таблицы (Приложение 3).

В) Оптимальная модель профессиограммы педагога социального в учреждении образования «…» (Приложение 4).

Г) Социально-педагогический проект и его результаты (Приложение 5, Приложение 6):

- обоснование проекта, методика реализации и результаты реализации проекта;

- разработки по проекту.

Д) План-сценарий и анализ проведенного социально-педагогического мероприятия по актуальным направлениям социального воспитания обучающихся в учреждении образования в рамках разработанного проекта с подписью и оценкой социального педагога.

Е) Информационные материалы для освещения содержания проекта на сайте учреждения образования (для обучающихся, для родителей, для педагогов).

Ж) Результаты исследования профессиональных намерений старшеклассников, а также план-конспект, фото и видеоконтент, отражающий содержание профориентационных мероприятий.

З) Письменный аналитический отчёт студента о выполнении программы практики, утвержденный и подписанный непосредственным руководителем от организации и студентом (в свободной форме), к которому прилагается программное заявление студента-практиканта «Чему я научился/лась на практике» (Приложение 7).

К) Письменный отзыв о работе студента от непосредственных руководителей от организаций с выставлением оценки по 10-балльной шкале
(Приложение 8).

Предварительные итоги педагогической практикиподводятся в организацияхпрактики, на совещании, в котором участвует руководитель практики от кафедры и организации, специалисты СППС, педагогические работники, студенты-практиканты.

Курсовое собрание по вопросам подведения итогов на факультете является завершающим этапом практики. В нем участвуют декан факультета (или его заместитель), руководитель практики от факультета, групповые руководители, руководители практики от организации, студенты-практиканты. На курсовом собрании по вопросам подведения итогов на факультете студенты представляют результаты практики в учреждениях образования с использованием отчётных мультимедийных презентаций. Студентами и руководителями от кафедры анализируются уровень организации практики, положительные стороны и недостатки, намечаются пути её совершенствования.

Дифференцированный зачетвыставляется при условии успешного освоения программы практики, выполнения всех заданий и предоставления отчётной документации студентом в заключительный день практики. Практика оценивается по 10-балльной системе или шкале.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...