Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приемы дифференцированной помощи при самостоятельной работе над текстовой задачей
При организации самостоятельной работы учащихся над задачами М.В. Богданович выделяет следующие три вида дифференциации: 1. индивидуализация требований к общему заданию: § постановка нескольких вопросов к одному условию, каждый отвечает на столько вопросов, на сколько ему по силам; § варьирование требований к решению задачи; § задание с тремя задачами, в котором задачи похожи, но имеют разную степень сложности, решение начинается со второй задачи, тот, кто с ней справляется – решает третью, кто не справляется – переходит к первой; § дополнительное задание, несвязанное с основным и т.д.; 2. упрощение одного из вариантов самостоятельной работы (ранее решенная задача, смена числовых данных); 3. оказание индивидуальной помощи при решении задач одного из вариантов: § конкретизация задачи с помощью карточки с иллюстрацией к задаче или краткой записью; § сообщение ответа задачи до ее решения; § сообщение плана решения, схемы решения, начала решения, постановка наводящих вопросов и т.д. [3]. В процессе самостоятельного решения задач на уроке учитель должен также учитывать индивидуальные особенности детей, качество сформированности их учебно-познавательной деятельности, конкретный, сиюминутный уровень умений решать задачи данного вида. Выделяются следующие этапы работы учащихся над решением задачи: мотивационный; ориентировочный (анализ текста, выделение связей и зависимостей, моделирование, планирование решения); исполнительский (выполнение плана решения); контрольно-оценочный (проверка решения). Часто контрольно-оценочный этап в решении задач ученики пропускают, а учителя не уделяют достаточного внимания формированию навыков самоконтроля ученика. Рассмотрим возможные варианты дифференцированного подхода к организации помощи в решении и одновременной проверки решения задачи. 1. Представление учащимся образца решения. Образец может быть записан на доске и закрыт до необходимого момента. Также образец можно записать на индивидуальной карточке и раздать нуждающимся в нем учащимся. 2. Использование вспомогательных карточек-схем решения каждой конкретной задачи. Этот способ является одновременно и способом дифференцированной помощи и способом формирования самоконтроля у учащихся в процессе решения задач. 3. Использование карточек с планом решения задачи. 4. Использование сигнальных карточек, содержащих основные теоретические факты для решения задачи. 5. Использование карточек с двумя вариантами решения задачи – верным и неверным, который предусматривает типичные для данного учащегося ошибки. Проиллюстрируем возможные способы дифференцированной помощи. Например, учащимся дана следующая задача: «Пешеход за 4 часа прошел 16 км. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?» Карточки дифференцированной помощи можно предложить такие: 1. Образец решения: 1) 16:4 =4 (км/ч) – скорость пешехода; 2) 4·5=20 (км) – пройдет за 5 часов. 2. Карточка-схема: а) без числовых данных б) с частью числовых данных Схемы решения помогают учащемуся спланировать свои действия, выбрать нужное арифметическое действие в случае такой необходимости. 3. Карточка с планом решения: 1) Найди скорость пешехода. 2) Найди расстояние, которое пешеход пройдет за 5 часов. 4. Карточка с формулами: Выбери нужные формулы для решения и примени их: s = v·t v = s:t t = s:t 5. Карточка с верным и неверным решением: Выбери правильное решение: (16:4)·5 (5·4)·16 Детям, которые справились с решением задачи необходимо предложить дополнительное задание, работа над которым прерывается сразу, как только остальные решают основную задачу. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |