Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основной текст учебного элемента




 

3.1.1.Введение в проблему помогающих профессий

3.1.2.Специфика социально-педагогической деятельности

3.1.3.Предмет социально-педагогической деятельности

3.1.4.Субъекты социально-педагогической деятельности

3.1.5. Цель социально-педагогической деятельности

3.1.6.Действия в системе социально-педагогической деятельности

3.1.7.Средства в системе социально-педагогической деятельности

3.1.8.Социально-педагогическая деятельность как помогающее взаимодействие взрослого и ребенка

3.1.9.Идивидуализированный характер социально-педагогической деятельности

Ситуация, представляющая основные проблемы элемента. Ниже представлено описание социально опасной ситуации подростка. Предлагаем по мере изучения текста учебного элемента возвращаться к ситуации с целью осмысления основных понятий проблемы: помогающая профессия, социально-педагогическая деятельность, субъектные и объектные основы социально-педагогической деятельности.

 

Костя Е. 16 лет. Мать страдает запоями. Местопребывание отца неиз­вестно. Для выплаты долгов мать при помощи различных ухищрений продала квартиру в Петербурге. Ребёнка зарегистрировала в Сланцах, но никогда там не жила. После продажи квартиры скиталась вместе с сыном по городу, пока не пристроилась у сожителя. Мать и ее сожитель стали активно выпивать, поднимать руку друг на друга и на ребенка. Боясь телесных наказаний, Костя в возрасте 12 лет стал убегать из дома на небольшое время. В это же время он перестал посещать школу. Окончательно стал жить на улице в 13 лет. Находился на улице более года. Стал лидером маленькой группы. Имел примерно трехмесячный опыт токсикомании. Затем перешел в другую «ту­совку» уличных детей, относящихся отрицательно и даже враждебно к токсикомании.

Группа, в которую включился Костя, находилась под наблюдением социальных педагогов, работающих на улицах города. Благодаря влиянию социальных педагогов члены группы посещали разные центры поддержки уличных детей. Вместе с остальными Костя стал получать материальную и моральную поддержку социальных педагогов. После долгих собеседований согласился жить в «Воспитательном доме», однако убежал оттуда через две недели, боясь, его отдадут родителям. Снова жил на улице, но тяготился ею. В 15 лет сам вернулся домой, однако домашней обстановки не выдержал. Вновь стал убегать из дома на длительные сроки. В 16 лет «Врачи мира» направили мальчика в приют. Жил там полгода. С помощью сотрудников приюта над noдростком оформила опеку его родственница. В настоящее время живет у тети, дорожит отношениями с ней, во всем стремится помочь. Иногда возникают рецидивы прошлого поведения. Может хлопнуть дверью и уйти на целый день. Однако всегда возвращается, ищет взаимопонимания. Побегов из дома нет.

 

3.1.1. Введение в проблему «помогающего отношения». Современная социальная ситуация, характеризующаяся наличием сложных социально-психологических проблем, драматизирующих жизнь подростка, актуализи­ровала потребность в расширении понятийного аппарата педагогики за счет включения в него особых понятий, которые в разных источниках получили название «помощь» «поддержка», «посредничество», «сопровождение», «совладеющее с жизненными трудностями поведение».

По мере движения к нашему времени эти феномены принимают все более независимое значение, переводятся в ранг самостоятельных процессов, играющих важную роль в становлении личности. Обращение этимпонятиям связано с необходимостью усиления целенаправленных педагогических процессов,     которые обеспечивают решение с социально-психологических проблем подростка, препятствующих полноценным процессам социализации.

Ими активно пользуются специалисты так называемых «помогающих профессий», к числу которых относится профессии практического психолога, социального педагога и социального работника. Специфика этих профессий состоит в том, что они характеризуются направленностью на оказание помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, на установление паритетных отношений с ним, на возможность применения нежестких технологий и методов с целью усиления резервов его личности для успешного решения проблемы. В основе помогающей профессии лежит теория и практика «помогающего отношения», активно разрабатываемая в середине XX века психологами гуманистического направления К. Роджерсом и А. Маслоу. С точки зрения этих психологов, смысл помогающего отношения состоит не в том, чтобы дать рекомендации человеку, как выйти из проблемной ситуации, а в том, чтобы обеспечить такие психологические условия, при которых человек захочет сам найти пути решения проблемы. Основоположники гуманистической психологии полагали, что клиент сам поймет себя и захочет изменить ситуацию, если будет создан необходимый климат и дана возможность научиться социальным и эмоциональным уме­ниям.

Цитаты:

- «У человека имеется способность и тенденция...двигаться вперед к зре­лости».

- «Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психоло­гических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование».

- «Но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя».

- «В подходящем психологическом климате эта тенденция высвобожда­ется и становится не потенциальной, а актуальной».

- «Высвобождение тенденции к зрелости заключается в стремлении перестроить свою личность и свое отношение к жизни, сделать его более зрелым» [К. Роджерс, с. 75-76].

Эти суждения важны для понимания специфики социально-педагогиче­ской деятельности. Они побуждают к формированию личностных установок и ценностей педагога, принимающего ребенка таким, какой он есть, и ориентирующегося на создание условий, способствующих актуализации жизненных резервов ребенка, его потребности понять ситуацию, улучшить жизнь, войти достойно в систему отношений со значимыми людьми из социального окружения.

3.1.2. Специфика социально-педагогической деятельности. Рассмот­рим характерные особенности социально-педагогической деятельности как деятельности помогающей.

Справка. Категория деятельности является одной из ключевых в понимании сущности человека. В деятельности выделяются и исследуются: объектные свойства, придающие ей качественную определенность системы (целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер, на­правленность на раскрытие сущности объектов и явлений окружающего мира), и ее субъектные свойства, производные от сущности деятеля, придающие ей индивидуально неповторимый характер (мотивированность, совместность, ценностное отношение, духовное основание, самораскрытие). Сложные связи и зависимости субъектных и объектных сторон  деятельности реализуются в таких характеристиках человека как его ценностные смыслы, позиции, ориентации.

Социально-педагогическая деятельность специфична по своей природе. Можно говорить о качественном своеобразии ее системных и личностных компонентов.

 

3.1.3. Предмет социально-педагогической деятельности. Предметом деятельности социального педагога является:

- во-первых, жизненная ситуация, содержащая проблему, травмирующую личность ребенка (подростка),

- во-вторых, способ предупреждения проблемы и преобразования ситуации

Как правило, проблема имеет «многослойное» строение. Об этом пишут многие авторы, работающие с подростками, находящимися в проблемных си­туациях. Вот одно из таких высказываний.

Цитата: «Наличие проблемы ограничивает возможности адекватного приспособления человека к реальным условиям жизни, сужает свободное пространство, в котором строится его жизнь, и мешает ему увидеть ресурсы решения проблемы. Речь, таким образом, идет о многомерном явлении, вклю­чающем как текущие условия, порождающие проблему и способствующие ее сохранению, ... так и тот фон, которым служит история жизни пациента и ее функциональное значение для межличностных отношений» [А. Блазер, с.56].

С одной стороны, проблема персонифицирована в личности подросткакак озабоченность и беззащитность его перед лицом жизни, и трансформирована в особый узнаваемый облик лишенного заботы, незащищенного человека.

С другой стороны, она растворена в общей ситуации развития подростка, дает о себе знать нарушением значимых связей и отношений в его ближайшем окружении. Концентрированным выражением поля со­циальных проблем подростка выступает нарушенный социальный статус, препятствующий полноценным процессам социализации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...