Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика методов музыкального образования




Кто сформулировал принципы художественной дидактики?

Л.Г. Горюнова предложила следующие принципы музыкальной педагогики (дидактики): целостность; образность; интонационность; ассоциативность; художественность.

Эти принципы комплексно проявляются в построении урока-образа, в форме ведения урока и способе общения педагога с учащимися, в особой интонационной атмосфере, в организации восприятия художественных произведений в разнообразных формах проживания художественного образа.

Л. Горюнова обоснованно считает, что управлять художественно-педагогическим процессом должны принципы целостности и образности, так как они являются свойствами мышления человека, универсальной природной особенностью психики ребенка.

Принципы художественной дидактики обязаны быть интегративными. Это очень важно, так как воспитание мышления школьников и учителей не может осуществляться иначе, кроме как на пути движения от всеобщего к единичному. Только это делает процесс музыкального образования развивающим.

4)Принцип интонационности – принцип муз.педагогики. Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.

 

 

Какие подходы и технологии характерны для педагогики искусства?

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
3.Деятельностный подход. Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
4.Полисубъектный (диалогический) подход. Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
5.Культорологический подход. Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.
6.Этнопедагогический подход. Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. 7.Антропологический подход. Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

 

3. Кто сформулировал ведущую цель современного музыкального образования?
А) Э.Б. Абдуллиным;
Б) Н.А. Терентьевой;
В) Д.Б. Кабалевским;
Г) Л.В. Школяр.
Цель школьного музыкального образования сформулировал Д.Б. Кабалевский. Она заключается в воспитании музыкальной культуры школьника как необходимой части его общей духовной культуры.
Он считал, что музыкальное воспитание детей есть основа музыкальной культуры народа, и что попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента.
Д.Б. Кабалевский конкретизирует цель музыкального воспитания следующим образом: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, развивать способность воспринимать музыку как живое искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, воспитать особое чувство музыки, позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, участвовать в исполнении музыки, овладевать основами музыкальной грамоты, формировать творческие музыкальные способности школьников.













Что характеризует принцип интонационности?

Учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь.

 

Какие труды Д.Б. Кабалевского Вам известны. Какие методы составляют программу Кабалевского?

Труды Кабалевского -  «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники. Методы: метод музыкального обобщения; Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному; Метод эмоциональной драматургии.

 

 

Что такое метод?

МЕТОД (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Ме́тод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

Является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. Методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Специфика методов музыкального образования

Методы и организационные формы музыкального воспитания

Методы музыкального обучения – это способы организации усвоения школьниками содержания предмета, отвечающие целям и задачам учебного процесса. Обусловленность методов целью и содержанием реализуется в процессе деятельности учащегося под руководством учителя (Э.Б. Абдуллин).

Термин «метод» используют в двух смыслах: широком и узком.

В широком смысле под методом музыкального образования понимается совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования.

В узком смысле метод – конкретный прием, направленный на освоение учащимися музыкальных знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенного в музыке.

Специфика методов музыкального образования состоит в их направленности на развитие творческих способностей учащихся, их музыкального вкуса и потребности в общении с искусством, на моделирование в музыкальных занятиях художественно-творческого процесса, на достижение единения учителя и учеников в процессе общения с музыкальным искусством.

Применяя различные методы, учитель должен помнить, что их выбор должен обеспечивать развитие у школьников воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления, создавать чувство радости от общения с искусством, формировать увлеченность уроками и их основным содержанием – самой музыкой.

Методы музыкального образования очень разнообразны. Это обусловлено спецификой музыкального искусства, его многообразием, а также особенностями видов музыкальной деятельности школьников на уроках. Как правило, методы применяются не изолированно, а в разнообразных сочетаниях.

Классификации методов музыкального обучения. 1. Еще до появления концепции и программы по музыке Д.Б. Кабалевского в музыкально-педагогической практике, в специальных исследованиях, в методических работах был накоплен большой арсенал методов, обусловленных отдельными видами учебной музыкальной деятельности школьников, самой структурой существовавшей ранее программы (пение, музыкальная грамота, слушание музыки). Это методы:

- развития навыков хорового и сольного пения (Н. Добровольская, Д. Локшин, Н. Орлов, Т. Овчинникова, А. Свешников, Вл. Соколов, О. Соколова, В. Тавлина и др.); - формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, И. Гейнрихс, М. Румер и др.);

- развития отдельных музыкальных способностей: ритмического (К. Самолдина, Л. Сургаутайте), гармонического, полифоничского (Ю. Алиев, И. Ринкявичус), тембрового слуха (Г. Ригина, В. Судаков и др.) и т.д.;

- обучения слушанию музыки (Б. Асафьев, В. Белобородова, Н. Брюсова, Н. Гродзенская, В. Шацкая, Б. Яворский и др.).

Итак, наибольшее признание получила классификация методов музыкального образования в соответствии с отдельными видами учебной музыкальной деятельности школьников.

Анализ принципов и содержания программы позволил выделить три метода музыкального образования, которые в своей совокупности прежде всего направлены на решение поставленной цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального образования на уроке музыки, т.е. выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции.

Принципы музыкального образования, сформулированные Д.Б. Кабалевским, позволили сгруппировать методы вокруг такого элемента содержания музыкального обучения как ключевые знания. Поскольку их сформированность – одна из основных характеристик сформированности музыкальной культуры школьника, то все методы музыкального образования должны способствовать формированию ключевых знаний. 1. Методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке (создание установки на эмоционально-духовное общение с искусством, достижение «резонанса» в восприятии музыки; метод эмоциональной драматургии урока как урока искусства, метод «уподобления» (Б. Неменский) и др., направленные на развитие способности «проживания» музыки, ее настроения, чувств, отношения к миру. Игровые методы и приемы (особенно в начальной школе), направленные на организацию увлекательного процесса музыкальных занятий).

2. Методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умений слышать музыку. Сюда относятся методы сравнения, нахождения сходства и различия, анализа, обобщения, «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне. Методы «снежного кома» (усвоение нового материала в опоре на

актуализацию и связи с уже известным и близким по содержанию), знакомства учащихся с биографиями композиторов, исполнителей, установления связей с другими искусствами, создания жизненных и художественных ассоциаций, создание проблемно-поисковых ситуаций.

3. Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Среди них, например, методы организации вокально-хоровой работы (распевание, показ песни, различные методы разучивания слов и мелодии, привлечение нотной записи, сочетание пения без сопровождения и с сопровождением и др.

Методы педагогики искусства. Л.П. Маслова выделяет в особую группу методы, составляющие основу педагогики искусства. Автор относит к ним следующие методы: - интонационный анализ художественных произведений;

- переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;

- переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в другую модальность);

- наблюдения и сравнения;

- метод игры и драматизации;

- метод полифонизма деятельности;

- выход во внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;

- организация диалогов разных уровней (автор-реципиент, учащийся-соклассник, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и др.);

- метод творческих заданий; - парадокса (контраста и неожиданности).

Методы стимулирования музыкальной деятельности. Данную группу методов музыкального образования выделяет Л. Дмитриева. Эти методы применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая обязательна для уроков музыки. Сюда автор относит:

- метод эмоционального воздействия;

- метод создания эффекта удивления;

- метод создания ситуации успеха;

- метод создания игровых ситуаций;

- метод создания проблемно-поисковых ситуаций;

- метод дискуссии;

- метод сравнения;

- метод анализа музыки;

- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядно-слуховой метод.

Методы музыкального обучения на уроках творческого типа. Автор этой группировки методов музыкального образования Н.А. Терентьева, которая идентифицирует понятия «метод» и «форма работы». Она выделяет три основные формы обучения, которые пронизываются принципами создания аналогий и импровизации. Это словесные, наглядные и практические формы обучения.

1. Словесные формы обучения: беседа, рассказ, словесные пояснения, объяснение, комментарий, рассказ-беседа, беседа-диалог, спор с педагогом.

Рассказ – живое, образное, эмоциональное повествование о художественном явлении. Он должен быть кратким, ярким, содержательным, эмоциональным и соответствовать возрасту детей.

Беседа – диалогическая форма работы. Она обладает большими возможностями, так как помогает связать учебный материал с личным опытом учащихся, с имеющимися у них занятиями.

Выделяется два вида беседы: рассказ-беседа и беседа-диалог. В первом случае учитель сам подводит ребят к верным суждениям, выводам, во втором – ведущую роль играют сами ученики, учитель же только направляет беседу и подводит учащихся к верным выводам. В обоих случаях главное – постановка вопроса учителем, который способствует верному мыслительному процессу учащихся. В основе беседы лежит тщательно продуманный план.

Спор с педагогом. В споре ребенок приучается к аргументированному, логическому мышлению. К спору можно привлечь детей при разборе литературных, музыкальных и живописных произведений, мультфильмов и театральных постановок. Поводом становится противоположное, даже

алогичное, но «аргументированное» мнение, высказанное педагогом. Можно заранее предупредить о его ошибочности. Поощрять к дискуссии надо как можно раньше.

2. Наглядные формы обучения. Н.А. Терентьева выделяет три такие формы:

- слуховая наглядность (музыкальные произведения в записи и «живом» исполнении, литературные чтения, пересказ, чтение стихов);

- двигательная наглядность (жесты, движения рук, пластические и мимические иллюстрации и т.д.);

- зрительная наглядность (показ репродукций, иллюстраций, диафильмов, слайдов, плакатов и т.д.).

Важно не только правильно подобрать художественный материал, но и умело его показать, то есть направить восприятие учащихся на наиболее существенные моменты.

3. Практические формы обучения направлены на формирование у школьников непосредственного умения понимать, оценивать и анализировать специфические средства художественной выразительности произведений искусства, развитие способности эстетического обобщения и суждения.

Практические формы включают в себя различные приемы и дидактические методы. Например:

- метод сравнения и сопоставления, который развивает умение видеть в схожих явлениях специфические различия, а в разных – найти общие черты. Он воспитывает острую наблюдательность, внимание к художественным деталям и понимание их выразительной функции в общей системе художественного целого;

- метод контраста и тождества: развивает опыт анализа конкретного произведения через сравнение с другим произведением для того, чтобы ярче и полнее выявить содержательную и структурную сторону первого. Сравнение через контраст подчеркнет наиболее существенные художественно-выразительные признаки данного сочинения. Сравнение через тождество обусловливает большую чуткость в восприятии произведений, большее внимание к его художественным особенностям;

- метод вариативности впечатлений – направлен на то, чтобы показать данное явление в разных вариантах с целью раскрытия многообразия и многоаспектности конкретного художественного образа;

- метод «перспективы» и «ретроспективы» - аналогичен методу «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному (Д.Б, Кабалевский);

- метод разрушения – помогает выявить значимость того или иного средства художественной выразительности;

- метод обобщения (как стимулирования выводов, сделанных в результате применения всех вышеизложенных приемов). Обобщение – теоретический итог урока, причем выводы должны сделать сами учащиеся, хотя и при помощи учителя

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 763.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...