Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.4. Вклад российских ученых в экономическую теорию ХХ в.




С. Н. Булгаков: христианская политэкономия. М. И. Туган-Барановский. В. К. Дмитриев – предшественник моделирования «input-output». Технологические коэффициенты и модель «затраты – выпуск» В. Леонтьева. Е. Е. Слуцкий: ординалистские модели. А. В. Чаянов – теоретик семейно-крестьянского хозяйства. Н. Д. Кондратьев: теория больших циклов конъюнктуры. Б. Д. Бруцкус: критика социализма. В. В. Новожилов и концепция дефицита Я. Корнаи. Л. В. Канторович: теория линейного программирования.

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ДВ.1.1 «История экономических учений» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Таблица 4

Тема (Раздел)

Методы текущего контроля успеваемости[2],  
Раздел 1 Дорыночная и нерегулируемая рыночная эпохи  
Тема 1.1. Первопроходцы экономической теории Тестирование Устное выступление с докладом
Тема 1.2 Физиократы и классическая школа Тестирование, Устный ответ на вопросы
Тема 1.3 Социализм, коммунизм, историзм Дискуссия, Устное выступление с докладом
Тема 1.4 Маржинальная революция Тестирование, Устный ответ на вопросы
Раздел 2 Регулируемая рыночная эпоха  
Тема 2.1 Регулирование капиталистической экономики Тестирование, Устное выступление с докладом
Тема 2.2 Регулирование социалистической экономики Дискуссия, Предоставление эссе в печатном виде
Тема 2.3 Институционализм. Неолиберализм Тестирование, Устный ответ на вопросы
Тема 2.4 Вклад российских ученых в экономическую теорию ХХ в. Коллоквиум
Раздел 3 Актуальные проблемы истории экономических учений   Контрольная работа

 

4.1.2.       Зачет проводится с применением следующих методов (средств):

- устное собеседование по вопросам билета;

- проверка выполнения практических заданий.

 

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся

 

Типовые оценочные средства по теме 1.1. Первопроходцы экономической теории

 

Типовые тестовые задания (Т-1.1):

Задания на выбор одного правильного ответа из многих

1.1.1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали

a) рыночные экономические отношения

b) натурально-хозяйственные отношения*[3]

c) крупную торговлю и ростовщические операции

1.1.2. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью

a) скорейшего перехода к рыночной экономике

b) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

c) не допустить разрушения основ натурального хозяйства*

1.1.3. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это

a) совершенно бесполезный товар

b) результат соглашения между людьми*

c) стихийно возникший товар

1.1.4. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит

a) затратный принцип

b) морально-этический принцип

c) оба вышеперечисленных одновременно*

1.1.5 В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является

a) рост заграничных инвестиций

b) превышение импорта над экспортом

c) превышение экспорта над импортом*

 

Типовые  темы докладов (Док-1.1):

1. «Новоторговый устав» А. Л. Ордина-Нащокина.

2. «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова.

 

Типовые оценочные средства по теме 1.2. Физиократы и классическая школа

 

Типовые  тестовые задания (Т-1.2):

Задания на выбор одного правильного ответа из многих

1.2.1. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд

a) торговца

b) земледельца (фермера)*

c) ремесленника

d) ростовщика

e) купца

1.2.2. По мысли А. Смита, гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый

a) в торговлю

b) в земледелие*

c) в промышленность

1.2.3. «Невидимая рука» А. Смита — это

a) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества

b) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов*

c) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением

1.2.4. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается

a) трудовой теории*

b) теории издержек

c) теории полезности

1.2.5. По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что

a) предприниматели занижают цену труда рабочих

b) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда*

c) машины и механизмы вытесняют труд рабочих

 

Вопросы и задания для устного (письменного) опроса (О-1.2):

1.2.1. Укажите на недостатки «экономической таблицы» Ф. Кёнэ.

1.2.2. Каковы истоки «невидимой руки» А. Смита?

1.2.3. Укажите на недостатки демографической теории Т. Р. Мальтуса.

1.2.4. Найдите современное применение теории относительных преимуществ Д. Рикардо.

 

Типовые оценочные средства по теме 1.3. Социализм, коммунизм, историзм

 

Типовые  темы дискуссии (Дис-1.3):

1. В чём проявились заблуждения социалистов-утопистов?

2. Приведите сбывшиеся и несбывшиеся прогнозы К. Г. Маркса.

3. Что такое «мютюэлизм» и каковы его перспективы?

 

Типовые  темы докладов (Док-1.3):

1. «Национальная система политической экономии» Д. Ф. Листа.

2. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера.

 

Типовые оценочные средства по теме 1.4. Маржинальная революция

 

Типовые  тестовые задания (Т-1.4):

Задания на выбор одного правильного ответа из многих

1.4.1. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе

a) трудовой теории

b) теории издержек

c) теории предельной полезности*

d) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками

1.4.2. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать

a) У. Джевонса

b) Л. Вальраса*

c) А. Маршалла

d) Дж. Б. Кларка

e) В. Парето

1.4.3. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе

a) трудовой теории

b) теории издержек

c) теории предельной полезности

d) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками*

1.4.4. Автором учения о статике и динамике и теории предельной производительности является

a) У. Джевонс

b) А. Маршалл

c) Дж. Б. Кларк*

d) В. Парето

e) Л. Вальрас

1.4.5. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать

a) максимизацию полезности

b) выявление суммарной полезности

c) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов*

d) выявление предельной полезности

 

Вопросы и задания для устного (письменного) опроса (О-1.4):

1. Почему предшественники маржинализма А. О. Курно,  Ж. Дюпюи, И. Г. фон Тюнен, Г. Г. Госсен остались незамеченными современниками?

2. Приведите схему общего равновесия Л. Вальраса. Какова её современная интерпретация?

3. Что такое эффективность по Парето? Подкрепите ответ примерами.

4. Опишите «эффект Пигу». Чью теорию подвергал сомнению А. С. Пигу. Почему?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...