Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальная динамика уровня сформированности показателей




ТМПО 1-й экспериментальной группы

Показатели

 

Студенты

П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 П8 П9 П10

1. Антон А

 

До С С В С В В С С С С
После В В В В В В В В В В

2. Елена Б.

 

До С С Н Н Н С С С С С
После В В В В С В В В В В

3. Юля Б.

 

До С С Н Н Н Н С С С С
После В В В В С С В В В В

4. Маша В.

 

До С С С С С С С Н С С
После В В В В В В В В В В

5. Вика Б.

 

До Н Н Н Н С С Н Н С Н
После С С С С С В С С С С

6. Юля Ивп.

 

До Н Н Н Н Н С С Н С Н
После С С С С С В В С В С

 7. Юля Ив.

 

До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После С С С С Н С С С С С

 8. Саша К.

 

До С С С С С В С С С С
После В В В В В В В В В В

 9. Вероника К.

 

До Н Н Н Н Н Н Н С Н Н
После С С С С С С С С С С

 10. Надя К.

 

До Н С С Н Н С Н Н Н Н
После С С В С С В С С С С

 11. Оля О.

 

До Н Н Н Н Н Н Н С Н С
После С С С В С С С С С С

 12. Катя Р.

 

До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После Н С Н Н Н С С С Н С

 13. Лиля С.

 

До С С Н С Н Н С С Н Н
После В С С В С С С В С С

 14. Ксения Ц.

 

До С С Н Н В С С С С С
После В В В С В В В В В В

 

коммуникативных способностей, личностными особенностями, наличием стойких барьеров и трудностей общения, преодоление которых требует более продолжительного времени и саморазвития. При анализе результатов обучения была выявлена наиболее высокая динамика ТМПО у студентов первой экспериментальной группы, отличившихся «скачкообразным» характером перехода отдельных показателей коммуникативной техники от одного уровня на другой. Так, слабым звеном Елены Б., Юли Б. на начальном этапе обучения были показатели критерия «Степень развития речемыслительной деятельности,

у Маши В. значительно отставала сформированность коммуникативной рефлексии. К концу эксперимента, благодаря психолого-педагогическим условиям, созданным на занятиях спецкурса, а также исключительной степени проявления целеустремленности, настойчивости, названным студентам удалось подняться с низкого на существенно качественный высокий уровень.

Таблица 7

Индивидуальная динамика уровня сформированности показателей ТМПО

Ой экспериментальной группы

Показатели

Студенты

П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 П8 П9 П10

 1. Катя А.

До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После С С С Н Н С С С С С

 2. Юля Г.

До С С С С С С С С С С
После В В В В В В В В В В

 3. Света Д.

До С С С С Н С С С С С
После В В В В С В В В В В

 4. Валя Д.

До С С В С С С С С С В
После В В В В В В В В В В

 5. Митя Е.

До Н Н Н Н С С Н Н Н С
После С С С С В В С С С С

 6. Ксения К.

До С С С С С С Н Н С С
После В В В С В В С С С В

 7. Юля М.

До С С С С Н Н Н С Н Н
После В В В В С С С В С С

 8. Кузьма Р.

До С С С С Н С С С С С
После В В В В С В В В В В

 9. Альбина С.

До Н Н Н Н Н Н Н С Н Н
После С С С С Н С С С С С

10. Алла Ш.

До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После С С С С С С С С С С

11.Юля У.

До С С Н Н В С С С С С
После В В С С В В В В В В

 

Таким образом, результаты эмпирического анализа групповой и индивидуальной динамики, статистическая обработка результатов исследования доказывают эффективность технологии обучения, в которой получили реализацию выявленные и обоснованные психолого-педагогические условия обучения студентов ТМПО, а, следовательно, подтверждают гипотезу настоящего исследования.

Выводы по второй главе 

Проведенное исследование показало, что реализация выявленных и обоснованных психолого-педагогических условий обеспечивает эффективность обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Нами обосновано, что актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе позволяет успешно формировать ценностное отношение к профессиональной коммуникации, устойчивый интерес к развитию профессионально значимых коммуникативных умений, стимулирует процесс самопознания студентов в ходе развивающей личностно-ориентированной диагностики.

Реализация психолого-педагогического условия, связанного с активизацией развития профессионально-речевых умений, приводит к более высокому уровню сформированности навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений, эмоционально-речевых умений, способствует развитию художественного мышления, экспрессии невербальной музыкально-педагогической коммуникации.

Использование интерактивных форм и методов обучения в условиях осуществления контекстной направленности и преобразования дидактической среды обеспечивает динамику приращения эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений, значительно расширяет опыт профессионального общения, вырабатывает гибкость и вариативность художественно-педагогического воздействия.

Экспериментально апробированная технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, состоящая из пропедевтически-диагностического, художественно-творческого, контекстно-интерактивного и оценочно-обобщающего этапов, позволяет успешно развивать предметные коммуникативные умения и динамизирует развитие личностных параметров техники музыкально-педагогического общения.

 

 

Заключение

 

Качественные изменения в современном профессиональном образовании, обусловленные процессами гуманизации и демократизации, обнаружили несоответствие требований, предъявляемых к профессиональной коммуникативной деятельности педагогов-музыкантов, и реальной системой подготовки, направленной преимущественно на решение узкопрофильных задач. Одним из показателей готовности студентов музыкальных колледжей к предстоящей профессиональной деятельности является освоение ими личностно-ориентированных технологий педагогического взаимодействия, предполагающего  совершенное владение техникой музыкально-педагогического общения.

Техника музыкально-педагогического общения рассматривается нами как совокупность профессионально значимых коммуникативных умений, интегративно отражающих внешние поведенческие и внутренние личностные параметры, обусловленные ценностным отношением к музыкально-педагогической деятельности и общению. Техника музыкально-педагогического общения образована операциональными (вербальным, невербальным, перцептивным, интерактивным) и личностными (ценностно-мотивационным, интеллектуально-художественным, эмоционально-эстетическим) компонентами, ядром которых выступают профессионально значимые коммуникативные умения.

В содержание понятия «техника музыкально-педагогического общения» мы включили: художественно-педагогические средства, механизмы и способы общения; комплекс коммуникативных, эмоционально-эстетических свойств и качеств личности, характеризующий ее музыкально-педагогическую направленность и творческое художественно-педагогическое мышление.

Согласно такому пониманию ТМПО, мы определяем обучение студентов технике музыкально-педагогического общения, как целенаправленный процесс формирования не только знаний, практических умений для овладения приемами, средствами и механизмами общения, но и как процесс развития личности.

На основе аксиологического и операционального подходов к оценке педагогических явлений, а также, исходя из понимания ТМПО, как совокупности профессионально значимых коммуникативных умений, интегративно отражающих внешние поведенческие и внутренние личностные параметры, обусловленные ценностным отношением к музыкально-педагогической деятельности и общению, нами выделено 5 критериев эффективности обучения общению, раскрывающихся через совокупность показателей и уровней их проявления. Критериями эффективности обучения студентов ТМПО являются: ценностное отношение к музыкально-педагогическому общению и деятельности, степень развития речемыслительной деятельности, проявление невербальной музыкально-педагогической коммуникации, уровень сформированности эмпатийно-рефлексивных умений, степень владения технологией диалогового обучения.

В ходе исследования разработана и теоретически обоснована модель процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, дающая комплексное представление о предмете исследования, позволяющая представить главные его элементы, их структурные связи.

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, учебно-нормативных документов, результатов анкетирования, изучения и обобщения опыта работы педагогов-музыкантов была выявлена совокупность психолого-педагогических условий обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, обеспечившая формирование нового педагогического мышления, личностно-профессиональный рост студента – музыканта. К числу основных психолого-педагогических условий нами отнесены: актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе, активизация развития профессионально-речевых умений, осуществление контекстной направленности обучения, преобразование дидактической среды.

Нами обосновано, что актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе позволяет успешно формировать ценностное отношение к профессиональной коммуникации, устойчивый интерес к развитию профессионально значимых коммуникативных умений, стимулирует процесс самопознания студентов в ходе развивающей личностно-ориентированной диагностики.

Доказано, что реализация психолого-педагогического условия, связанного с активизацией развития профессионально-речевых умений, приводит к более высокому уровню сформированности навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений, эмоционально-речевых умений, способствует развитию художественного мышления, экспрессии невербальной музыкально-педагогической коммуникации.

Экспериментально проверено, что использование интерактивных форм и методов обучения в условиях осуществления контекстной направленности и преобразования дидактической среды обеспечивает динамику приращения эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений, значительно расширяет опыт профессионального общения, вырабатывает гибкость и вариативность художественно-педагогического воздействия.

Две повторяющиеся серии педагогического эксперимента установили, что апробированная технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, состоящая из пропедевтически-диагностического, художественно-творческого, контекстно-интерактивного и оценочно-обобщающего этапов, позволяет успешно развивать предметные коммуникативные умения и динамизирует развитие личностных параметров техники музыкально-педагогического общения.

Технология осуществлялась на основе ведущего личностно-деятельностного, а также дополняющих его контекстного, интерактивного и средового подходов. Продуктивное сочетание указанных подходов, их комплексное использование позволили создать оптимальную технологию, учитывающую многоаспектность коммуникативного обучения, способствующую развитию операциональной и личностной составляющих ТМПО.

Таким образом, поэтапный характер реализации условий обучения позволил последовательно переходить от осознания ценности музыкально-педагогического общения, становления субъектности (1 этап), к активному развитию профессионально-речевых умений, невербальной музыкально-педагогической коммуникации (2 этап), и далее, к освоению технологий контекстно-интерактивного взаимодействия на основе формирования эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений (3 этап).

Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что целенаправленное, специально организованное обучение профессиональному общению эффективнее, чем процесс развития коммуникативных умений в традиционной системе. Представленные данные экспериментально зафиксировали и подтвердили эффективность психолого-педагогических условий и технологии обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Данная работа не претендует на исчерпывающее освещение проблемы обучения студентов ТМПО. Среди перспективных направлений ее исследования считаем важным разработку и апробацию вариативных технологий, расширение диапазона дидактических условий, способствующих повышению уровня профессиональных коммуникативных умений, личностного роста будущего педагога музыканта.

 

 

 

Библиография

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

2. Абрамова, Т. В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы: дис. … канд. пед. наук /                Т. В. Абрамова; Белгородский гос. ун-т.  – Белгород, 2000, - 242 с.

3. Абульханова- Славская,  К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А.  Абульханова- Славская // Проблема общения в психологии: сб. статей под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. - С. 218-241.

4. Адоевцева, И. В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: дис. … канд. пед. наук / И. В. Адоевцева; – Кострома, 2001. – 174 с.

5. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 472 с.

6. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано /                        А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1971. – 278 с.

7.  Ананьев, Б. Г. Человек - как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968. – 221 с.

8. Андреева,  Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.

9. Аристотель. Риторика / Аристотель (Перевод с древнегреческого и примечания    О. П. Цыбенко под ред. О. А. Сычева и И. В. Пешкова). ПОЭТИКА (Перевод  В. Г. Аппельрота под ред. Ф. А. Петровского). – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.

10. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель; пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. -  830 с.

11. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки /                                 Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

12. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. – 272 с.

13. Афонченко, Л. Ф. Подготовка студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Ф. Афонченко.  – Елец, 2004. – 24 с.

14. Базиков, А. С. Из истории отечественного музыкального образования (Тридцатые годы ХХ столетия) / А. С. Базиков // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству. Межвузовский сборник научных трудов / МГИМ. – М.,  2000.- С. 39 – 47.

15. Байбикова, Г. В. Музыкально-педагогический диалог как условие духовного развития личности / Г. В. Байбикова // Духовность и искусство в системе образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / Белгород: ИПЦ. Политерра, 2004. – С. 198-202.

16. Байбикова, Г. В. Музыкально-педагогическое общение в индивидуальном обучении / Г. В. Байбикова // Сборник методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства / Белгород, 2004. – С.76-84.

17. Байбикова, Г. В. Система невербальных средств профессиональной коммуникации педагога-музыканта / Г. В. Байбикова // Социокультурная динамика региона: сб. науч. тр. участников IV межрегиональной науч.-практ. конф. / БелГИК. – Белгород,  2004. – С. 283-289.

18. Баренбойм, Л. А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы /                 Л. А. Баренбойм. – Л.: Сов. композитор, 1989. – 368 с.

19. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности /             А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

     20. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. - Волгоград: Перемена, 2000. - 461с.

     21. Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 704 с.

22. Белозерцев, Е. П. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» / Е. П. Белозерцев, А. Усачев // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). -  2003. -  №9.  - С. 30-37.

23. Березина, Т. В. Многомерная психика. Внутренний мир личности /      Т. В. Березина. – М.: ПЕРСЕ, 2001. – 319 с.

     24. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /  Э. Берн; пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 480 с.

    25. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. - Воронеж: Издательство Воронежского ун-та, 1977. – 304 с.

     26. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /                     В. П. Беспалько.  – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

    27. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения /               П. П. Блонский. - М.: Просвещение, 1964. – 547 с.

28. Блинов, В. М. Эффективность обучения. Методологический анализ определений этой категории в дидактике / В. М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976. – 192 с.

     29. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком /             А. А. Бодалев.  – М.: МГУ, 1982. – 199 с.

    30. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды /                       А. А. Бодалев.  – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.

31. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. – 320 с.

32. Борисова, Н. В. Игра в обучении лекторов / Н. В. Борисова,            А. А. Соловьева. - М.: Знание, 1989. – 64 с.

33. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности /                      Л. Л. Бочкарев.  – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.

    34. Бочкарева, О. В. Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге [Электронный ресурс] / О. В. Бочкарева // Педагогический Вестник / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и др. – 1997. – Вып. 4. – Режим доступа:http:// www.yspu/ yar.ru/vestnik/pedagogika_i_psichologiy/4_5/  

35. Букаева, Н. Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук /  Н. Б. Букаева.  – Волгоград, 2006. – 24 с.

    36. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова.  – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.

37. Бурцева, А. В. Развитие художественно-речевых способностей пятиклассников на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук /                 А. В. Бурцева. – СПб, 2006. – 25 с.

38. Буянов, В. Н. Дидактические условия формирования умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук / В. Н. Буянов; – Ульяновск, 2004. – 189 с.

39. Введенская, Л. А. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов /           Л. А.  Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов - на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 512 с.

40. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий.  – М.: Высш. школа, 1991. – 207 с.

41. Вербицкий, А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / А. А. Вербицкий.  – М.: Знание, 1990. – 64 с.

42. Вердербер, Р. Психология общения. / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.

43. Вершинина, Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями: дис. … д-ра пед. наук / Г. Б. Вершинина; - М., 1996. – 507с.

44. Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании: труды МГИМ им. А. Г. Шнитке. - М., 2005. –  Вып. 10. -123 с.

45. Восприятие и деятельность / под ред. проф. А. Н. Леонтьева. – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 320 с.

46. Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В. Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – 256 с.

47. Вуколова, Т. С. Общение в образовательном процессе (философско-социологический анализ): дис. … канд. философ. наук / Т. С. Вуколова; - М., 1997. – 233 с.      

48. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т /                          Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. –  Т. 2. – 504 с.

49. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред.  М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

    50. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. … д-ра пед. наук / Л. К. Гейхман; – Пермь, 2002. – 382 с.

    51. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

    52. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики /           С. В. Гиппиус.  – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.

53. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. - СПб.: Алетейя, 1995. – 592 с.

54. Глен, В. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / В. Глен; пер. с анг. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 384 с.

55. Глозман, Ж. М. Общение и здоровье личности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

56. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я.Гозман. – М.:  Издательство Московского университета, 1987. – 169 с.

57. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман,   Т. М. Надеина;  под ред. проф. О. Я. Гойхман. – М.: ИНФРА – М., 2001. – 272с.

    58. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин, - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2001. – 976 с.

    59. Головко, Е. А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. А. Головко.  - Ставрополь, 2004. – 27 с.

    60. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания / под ред.  Д. Д. Благого. -  М.: Сов. композитор, 1969. – 448 с.

    61. Горлинский, В. И. О некоторых аспектах развития профессионально-значимых качеств у учащегося-музыканта / В. И. Горлинский // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: межвузовский сб. науч. тр.  МГИМ им. А. Г. Шнитке. – М.: МГИМ, 2000. – С. 59-72.

   62. Горский, В. А Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В. А. Горский, Л. Н. Ходунова  //Дополнительное образование. - 2003. -  №3. - С. 20 -29.

    63. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента) повышенный уровень среднего профессионального образования. – М., 2002. – 24 с.

    64. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

     65. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М.: «Педагогика», 1977. – 136 с.

66. Гретри, А. Мемуары и очерки о музыке / А. Гретри. - М.: Музгиз, 1939. – 183 с.

    67. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения: Книга для учителя/ В. С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

    68. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.: ил.

69. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум /      Т. Г. Григорьева.  – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.

    70. Громкова, М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учеб. пособие для преподавателей учебных заведений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования / М. Т. Громкова. – М: НПИ «Профессионал – Ф», 2002. – 115 с.

    71. Гузеев, В. В. Организация урока в форме проблемного семинара //      В. В. Гузеев // Народное образование. – 2002. - № 8. - С. 85-90.

    72. Гузеев, В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. – 128 с.

73. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование. 2000. – 240 с.

74. Гузеев, В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. – 224 с.

    75. Гульянц, Е. Вступительная статья / Е. Гульянц // А. Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»: учеб. пособ. -  М.: Сов. композитор, 1987. – С. 3-6.

    76. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для вузов /          П. С. Гуревич. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

    77. Гуревич, П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 320 с.

    78. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования /                         Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. -  М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.

    79. Данакин, Н. С. Деятельность и общение / Н. С. Данакин,                  Т. В. Кузьмина. – Белгород: Центр социальных технологий, 1997. – 102 с.

    80. Дискуссия в научно-технической пропаганде и активном обучении: методическое пособие / сост. Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. - М., Знание. –

39 с.

81. Дмитриенко, Н. А. Обучение общению как фактор личностно-профессионального роста студентов при изучении иностранного языка: дис. …канд. пед. наук / Н. А. Дмитриенко; Ростовсктй гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2002, - 167 с.

    82. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович.  – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

    83. Дороганова, Л. М. Становление коммуникативности как профессионально-значимого качества личности учителя (в условиях учебно-воспитательного комплекса «Народное пение»): дис. … канд. пед. наук /      Л. М. Дороганова; - Таганрог, 1999. – 271 с.

    84. Евстафьев, В.  Опыт моделирования учебного процесса / В.Евстафьев, Ф. Мельниченко  / Высшее образование в России. -2002. - №2. - С.110-112.

    85. Емельянов, С. А. Становление и развитие философии техники в России: дис. … канд. философ. наук / С. А. Емельянов; - СПб, 2001. - 151с.

    86. Еникеев, М. И. Общая социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. - М.: Юрид. лит., 1997. – 448 с.

    87. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов /       О. Ю. Ермолаев. - М.: Изд-во «Флинта», 2003. – 323 с.

    88. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя /                 В. И. Загвязинсктй.  - М.: Педагогика, 1997. – 160 с.

    89. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие /  Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова,               Э. Э. Сыманюк.  - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -      216с.

    90. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. /      И. А. Зимняя.  - М.: Логос, 1999. – 382 с.

91. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1995. – 210 с.

     92. Игнатова, И. Б. Коммуникативная культура языковой личности студентов-филологов: Монография / И. Б. Игнатова, С. М. Андреева.  - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – 200 с.

    93. Игры - обучение, тренинг, досуг… / под ред. В. В. Петрусинского: в 4 кн. - М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

    94. Ильяева, И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа / И. А. Ильяева.  - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. – 157 с.

    95. Инновации в среднем профессиональном образовании. / Федеральное агентство по образованию. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. – 353 с.

    96. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие /       И. Ф. Исаев. -  Москва-Белгород: Везелица, 1992. – 102 с.

    97. Исаев, И. Ф. Функционально-дидактическая музыка: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, Л. И. Глазунова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 96 с.

    98. Исаев, И. Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова.  - Москва; Белгород; Изд-во БелГУ, 2002. – 196 с.

99. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. - Москва-Белгород, 1993. -219 с.

100. Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: межвузовский сборник науч. тр. / ред.-сост. П. А. Хазанов. - М., МГИМ, 2000. – 126 с.

101. Каган, М. С. Мир общения / М. С. Каган. - М.: Политиздат - 1988. – 240 с.

102. Кан-Калик, В. А. Техника педагогического общения / В. А. Кан-Калик // Учителю о педагогической технике; под ред. Рувинского Л. И. - М.: Педагогика, 1987. - С. 14-48.

    103. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

    104. Карпова, Н. Л. Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» / Н. Л. Карпова // Психологический журнал. – 2001. -Т. - №4 (т. 22). - 2001. - С. 115-119.

    105. Касаткин, С. Ф. Техника обратной связи. Мастер общения /           С. Ф. Касаткин.  - СПб.: Питер, 2002. – 192 с.

    106. Каузова, А. Г. Исполнительская деятельность учителя музыки /          А. И. Каузова  //Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений; приложение. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 261-270.

    107. Кларин,  М. В.  Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. – Рига: НТЦ «Эксперимент», 1998. – 180 с.

    108. Князева, В. В. Методологический аппарат диссертационного исследования: творчество или формализм / В. В. Князева // Педагогика. - 2005. - №1. - С.100-108.

    109. Кобина, Л. И. Личностно ориентированное обучение в педагогической системе профессиональной подготовки / Л. И. Кобина // Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании / МГИМ им. А. Г. Шнитке. – М., 2004. вып. 10. С. 86-93.

    110. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

    111. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я. Л. Коломинский.  – Минск, 1976. – 350 с.

    112. Конев, Ю. А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: дис. … канд. пед. наук / Ю. А. Конев. – Хабаровск. - 1998. – 260 с.

    113. Коновальчук, В. Н. Педагогический практикум по обучению творческому общению с учащимися / В. Н.  Коновальчук, Т. В. Бабушкина. - Волгоград: Перемена, 1994. – 28 с.

    114. Костюк, А. Г. О теории музыкального восприятия / А. Г. Костюк // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украiна, 1986. - С.7-48.

    115. Котикова, Л. Н. Развитие культуры педагогического общения у будущего учителя иностранного языка в практике специальной предметной подготовки: дис. … канд. пед. наук / Л. Н. Котикова; - Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 236 с.

    116. Котомин, Е. В. Деятельность музыканта-педагога как творческий процесс / Е. В. Котомин // Психолого-педагогические проблемы фортепианного исполнительства; традиции и современность. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 31-39.

    117. Коцубинский, В. И. Особенности формирования педагогического мастерства преподавателя среднего специального учебного заведения: дис. … канд. пед. наук / В. И. Коцубинский;  - Краснодар, 2000. – 167 с.

    118. Кошарный, А. В. Формирование интерактивной самостоятельности подростков: дис… канд пед. наук / А. В. Кошарный; Белгородский гос.      ун-т. - Белгород, 1997. – 200 с.

    119. Кравчук, О. П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис.. канд. пед. наук / О. П. Кравчук; Белгородский гос. ун-т. - Белгород, 2002. – 205 с.

    120. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

    121.  Краткий справочник по педагогической технологии / под. ред.        Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. – 64 с.

    122. Кременштейн,  Б. Л. Педагогические аспекты воспитания музыкального мышления в исполнительском классе / Б. Л. Кременштейн // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: Сб. тр. Вып.68. - М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1983. - С.63-88.

    123. Крутова, Н. В. Невербальное общение учителя / Н. В. Крутова // Школьные технологии. - 2002. - №6. - С.199-202.

    124. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. - Ростов на-Дону: «Феникс», 2002. – 288 с.

    125. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки /  Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. - С.7-53.

    126. Кузьмина, Н. В. Профессирнализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - ВНИИ проф.-техн. образования. - М.: Высш. шк., 1990. – 117 с.

    127. Кумекер, Л.  Свобода учиться, свобода учить: пособие для учителя / Л. Кумекер, Д. Шейн. - М.: Народное образование, 1994. – 160 с.

    128. Лагутин, А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе / А. Лагутин. - М.: Музыка, 1982. – 224 с.

    129. Лагутин, А. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств / А. Лагутин. - М., 2002. - 69 с.

    130. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. - М.: Знание, 1979. – 48 с.

    131. Леонтьев, А. А. Психология общения.  / А. А. Леонтьев. - 3-е изд.  - М.: Смысл, 1999. – 365 с.

    132. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. – 248 с.

    133. Леонтьев ,А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. – 511 с.

    134. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения /              И. Я. Лернер.  - М.: Педагогика, 1981. – 185 с.

    135. Ливехуд, Б. Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебно-педагогических учреждений / Б. Ливехуд; пер. с нем., ред. и вступ. ст. Н. П. Банзелюка. - Калуга: «Духовное познание», 1992. – 168 с.

    136. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. – 523 с. 

    137. Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специальных заведениях (по материалам эксперимента в Педагогическом колледже №5 г. Москвы) / под ред. Л. Г. Семушиной. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. - 103с.

    138. Личность. Общение. Групповые процессы / Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. - М.: ИНИОН АН СССР, 1991. - 161с.

     139. Майковская, Л. С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения / Л. С. Майковская // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 16-27.

    140. Макаров, В. Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе / В. Л. Макаров. - Харьков: ХГИИ, 1997. – 120 с.

    141. Малыгон, Л. И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Малыгон. - Хабаровск, 1999. - 21с.

    142. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. - Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. – 256 с.

143. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества /     Л. Мамфорд; перевод Т. Азаркович, Б. Скуратов. - М.: Логос, 2001. – 408 с.

    144. Маркевич, Д. Психологические факторы в фортепианном обучении / Д. Маркевич // Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике: сб.статей. - М.: Музыка, 1981. - С. 21-28.

    145. Марков, Б. М. Наука и жизненный мир / Б. М. Марков // Наука и ценности. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990 - С.179-183.

     146. Марру, А. И. История воспитания в античности (Греция) /            А. И. Марру. -  М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1998. – 428 с.

    147. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен; пер. с нем. В. Л. Михелис. - М.: Музыка, 1977. – 128 с.

    148. Медушевский, В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей., ред.-сост. В. Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С.141-156.

149. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина,                Н. В. Морозова, и др.; под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

150. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2002. – 208 с.

151. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Л. М. Митина. -  М.: Сентябрь, 1999. – 192 с.

152. Михайличенко, Н. А. Риторика: учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев и шк. гуманит профиля / Н. А. Михайличеснко. - М.: Новая школа, 1994. – 95 с.

153. Мищенко, В. А. Формирование коммуникативно-технологической культуры учителя: дис. … канд. пед. наук / В. А. Мищенко;  М., 1999. - 189с.

154. Моздыков А. В. Личностно-ориентированное профессионально-педагогическое общение в процессе воспитания музыканта // Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании. Труды МГИМ им. А. Г. Шнитке. Выпуск 10.           С. 55-61.

155. Моздыков, А. В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже: дис. … канд. пед. наук / А. В. Моздыков; М., 2001. - 151с.

156. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников /          А. В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. -112 с.

157. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

158. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.

159. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: межвуз. сб. науч. тр. - Владимир: ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 1990. – 148 с.

160. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб. статей / сост. А. Г. Костюк. - Киев: Музична Украiна, 1986. – 126 с.

161. Мурашов, А. А. Основы педагогической риторики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей / А. А. Мурашов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 281с.

162. Мурашов, А. А. Разговор без слов. Учитель-ученик: невербальная коммуникация / А. А. Мурашов // Народное образование. – 2002. - №8. -          С. 111-116.

163. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под. ред.  А. А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 1998. – 368 с.

164. Назайкинский,  Е. В. О психологии музыкального восприятия /      Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. – 383 с.

165. Назайкинский, Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей под ред.             В. Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - С. 195-228.

166. Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: кн. для учителя / Э. Ш. Натанзон. - М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

167. Наука и ценности: сб. ст. / АН СССР. - Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии, отв. ред. А. Н. Кочергин. - Новосибирск: Наука, 1987. – 240 с.

168. Наука и ценности. Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. (Философские и социологические исследования) вып. 26. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. – 184 с.

169.  Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Г. Г. Нейгауз. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. – 300 с.

170.   Нейгауз, Г. Г. Размышления. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. -  М.: Сов. композитор, 1983. – 326 с.

171. Николаев Л. В.: Статьи и воспоминания современников. Письма к 100-летию со дня рождения. - Л.: Сов. композитор, 1979. – 324 с.

172. Новая технократическая волна на Западе ; составление и вступит. статья П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. – 451 с.

173. Новейший философский словарь ; сост. А. А. Грицанов. - Мн: Изд.  В. М. Скакун, 1998. - 540 с

174. Новосельцев, В. И. Системная конфликтология / В. И. Новосельцев. - Воронеж: Издательство «Кварта», 2001. – 176 с.

     175. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухарина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

176. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. - Издательство Ленинградского университета, 1979. – 151 с.

177. Оборин Л. Н. Статьи, воспоминания: к 70-летию со дня рождения. - М.: Музыка, 1977. – 287 с.

     178. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; под ред. И. А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

179. Оценка без отметки / составитель О. Варшавер. - М.: ЦГЛ, 2005. –

80 с.

180. Павицкая, З. И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: дис. … канд. пед. наук / З. И. Павицкая; - Казань, 1999. – 175 с.

181. Педагогика. Большая современная энциклопедия; сост.                      Е. С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

182. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

183. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /  В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

184. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.-сост.                   Т. П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

185. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская.  - М.: МГУ, 1989. – 216 с.

186. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

187. Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. - М.: Мысль, 1972. – 216 с.

188. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения: учебное пособие / Ю. П. Платонов. - СПб.: Питер, 2006. – 464 с.:ил.

189. Плотникова, Л. С. Словотворчество как феномен языковой личности / Л. С. Плотникова.  - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – 332 с.

190. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый.  - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

191. Приставка, Т. А. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов (на материале колледжа культуры и искусств): дис. … канд. пед. наук / Т. А. Приставка; Белгородский гос. ун-т. - Белгород, 2004. – 290 с.

192. Программа. Музыкальный инструмент (Фортепиано) для детских музыкальных школ ( муз. отделений школ искусств) / Всесоюзный метод. кабинет по учеб. зав. искусств и культуры. - М.:  1991. – 21 с.

193.  Проблема общения в психологии: сб. статей / под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. – 278 с.

194. Психологические задания к педагогической практике студентов: пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений / под. ред. проф.    А. Э. Штейнмеца. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

195. Психолого-педагогические проблемы фортепианного исполнительства: традиции и современность: материалы науч.-практ. конференции / ред. Е. Ф. Котомин, О. Б. Хомякова. - М.: МГУКИ, 2001. -108 с.

196. Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / Редкол.: А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев и др. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 152 с.

197. Психология делового общения: технологии самокоррекции и регуляции межличностных взаимоотношений: Программа курса. / сост. Садовская В. С., Ремизов В. А. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2000. – 38 с.

198. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред.  А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: ПЕРСЕ, 2002. – 368 с.

199.  Психология и этика делового общения. Юнита 1. / Разработано        А. Г. Караяни. - М.: Современный гуманитарный университет, 2002. – 60 с.

200. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант,       Х. Куликэн и др.; под ред. М. Айзенка; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова. - Мн.: Новое знание, 2002 - XVI, 832 с.

201. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская,                  Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

202. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации / О. П. Радынова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.

203. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. - М.:ЦАПИ, 1994. - 141с., нот., ил.

204. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В. Г. Ражников // Абдуллин Э. б. Теория музыкального образования.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений; приложения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 294-303.

205. Рапацкая, Л. А. Взаимодействие искусств и практика художественного воспитания /  Л. А. Рапацкая // Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений; приложения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 303-307.

206. Рапацкая, Л. А. К вопросу о формировании художественной культуры учителя-музыканта в системе музыкально-педагогического образования  / Л. А. Рапацкая // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: межвуз. сб. науч. тр. - Владимир: ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 1990. -С. 37-47.

207. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике: сб. статей / пер. с нем. П. Дорохова и Ж. Согомонян под ред Г. Балтер. - М.: Музыка, 1981. – 323 с.

208. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. – 720 с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»)

209. Руденко, И. Л. Формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя: дис… канд. пед. наук / И. Л. Руденко; Махачкала. - 1998. – 167 с.

210. Самосенкова, Т. В. Культура профессионального речевого общения в подготовке иностранных учителей-русистов: Монография / под ред. проф.       Т. К. Донской. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 194 с.

211. Сартан, Г. Н. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников. / Г. Н. Сартан.  - М.: Смысл, 1993. – 32 с.

212.    Сафьянов, В. И. Этика общения / В. И. Сафьянов. - М.: Знание, 1991. – 64 с. 

213. Севрук, А. И. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие /  А. И. Севрук, Е. А. Юнина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.

214. Селевко,   Г. К.  Альтернативные педагогические технологии            / Г. К. Селевко. -  М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с

215. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

216. Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144с.

217. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность /      В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -  М.: Магистр, 1997. – 224 с.

218. Смелкова, З. С. Педагогическое общение. Теория и практика обучению диалога на уроках словесност / З. С. Смелкова. - М.: Наука, 1999. – 231 с.

219. Совершенствование качества подготовки специалистов в ссузах. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 159 с.

220. Совершенствование содержания и технологии воспитательной деятельности в средних специальных учебных заведениях: научно-методический сборник. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 128 с.

221. Соловцова, Е. Е. Психология и культура делового общения. Программа тренинга / Е. Е. Соловцова, С. П. Волкова // Школьные технологии. - 2002.  - № 6. - С. 234-248.

222. Сороковых, Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Б. А. Сороковых // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 62-68.

223. Сосновский, Б. А. Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика / Б. А. Сосновский // Психология музыкальной деятельности Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 1997. - С. 321-325.

224. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1989. – 511 с.

225. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: Искусство, 1980. – 430 с.

226. Станкин, М. И. Психология общения: курс лекций / М. И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. – 304 с.

227. Старчеус, М. С. К проблеме типологии музыкального восприятия / М. С. Старчеус // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб. статей; сост. А. Г. Костюк. - Киев: Музична Украiна, 1986. - С. 29-45.

228. Стреглов, Ю. Н. Структура слушательской оценки как аналитический инструмент постижения интерпретаторского искусства / Ю. Н. Стреглов // Психолого-педагогические проблемы фортепианного исполнительства: традиции и современность: материалы науч.-практ. конференции. - М.: МГУКИ, 2001. – С. 54-61.

229. Суслова, Н. Музыкальное мышление: сущность, динамика, структура / Н. Суслова  // Искусство в школе. – 2006. - №4. - С. 37-42.

230. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский.  - К: Рад. шк.., 1988. – 272 с.

231. Татьянина, Т. В. Педагогические условия освоения будущим учителем технологий профессионального общения: дис. … канд. пед. наук / Т. В. Татьянина; Мордовский гос. пед. ин-т. - Саранск. - 1998. - 210 с.

232. Творогова, Н. Д. Психология управления общением личности: дис. … д-ра пед. наук / Н. Д. Творогова.   - М., 1991. - 374с.

233.  Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. – 320 с.

234. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Б. М. Теплов. - М.: Издательство АПН, 1947. – 335 с.

235. Ткач, Э. Формирование профессиональных умений и навыков в области музыкально-педагогической диагностики: автореф. дис…канд. пед наук. - М., 1979. – 24 с.

236. Ткачев, В. Н. Элементарные способы овладения искусством красноречия В. Н. Ткачев. - М., 2001. – 95 с.

237. Томильцев, А. В. Моделирование – ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже: дис. … канд. пед. наук / А. В. Томильцев; – Екатеринбург, 1997. – 139 с.

238. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. - СПб.: Питер, 2002. – 208 с.: ил.

239. Турчанинова, Ю. И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов пед. вуза к профессиональной деятельности: дис. …канд. пед. наук / Ю. И. Турчанинова; - М., 1988. – 158 с.

240. Турчанинова, Ю. И. Педагогическая техника и мастерство учителя / Ю. И. Турчанинова // Учителю о педагогической технике; под ред.                Л. И. Рувинского.  - М.: Педагогика, 1987. -С. 4-14.

241. Уман, А. И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. -  МПГУ им. В. И. Ленина, ОГУ. - Москва - Орел, 1997. – 208 с.

242. Учителю о педагогической технике / под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Педагогика, 1987. – 160 с

243. Фейгин, М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога /       М. Э. Фейгин. -  М.: Музыка, 1975. – 110 с.

244. Философия техники в ФРГ / сост. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и      В. Г. Горохова; пер. с нем. и англ. -  М.: Прогресс, 1989. – 528 с.

245. Философский словарь / под ред. Н. Т. Фролова, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

246. Философский энциклопедический словарь. -  М.:Инфра, 1997. – 490с.

247.  Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика /      К. Фопель; пер. с нем.. - М.: Генезис, 2003. – 272 с.

248. Формирование музыкально-слуховых представлений в качестве единиц мышления в исполнительской деятельности учащегося музыканта: метод. указания / сост. Г. К. Тарасова. - Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2003. – 36 с.

249. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986.  - С. 45-66.

250. Ходякова, Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. А. Ходякова. - М.: Просвещение, 1983. – 128 с., ил.

251. HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии 95. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. –              176 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...