Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Распределение ценностных ориентиров музыкально-педагогического общения
Анализ ответов подтвердил уже прозвучавшее в нашем исследовании положение, что в музыкально-исполнительской среде преобладают предметные интересы, задачи инструментального обучения. Нисколько не умаляя важность формирования и передачи исполнительского профессионального опыта, умений и навыков, любви преподавателей к музыкальному искусству, все-таки, обратим внимание, что одна из ведущих задач современного образования – комплексное воспитание личностных и профессиональных качеств, осознается только 33 % преподавателей и 38 % студентов. Что касается возможности равноправного сотрудничества и сотворчества в образовательной среде, то эти ценностные ориентиры сознания занимают последние позиции, являясь значимыми лишь для 8,8% преподавателей и 11,5% студентов. Основываясь на этих данных, мы сделали вывод, что студенты и преподаватели не признают в должной мере ценности субъект-субъектных отношений, что, несмотря на многочисленные декларации о развитии субъектности студента, он по-прежнему является объектом учебно-воспитательного процесса в ссузе. Ранжирование реципиентами профессиональных качеств (приложение 1 (9), приложение 2 (13)) педагога-музыканта по степени важности еще раз проиллюстрировало недооценку психолого-педагогических аспектов деятельности, отсутствие нацеленности на равноправное взаимодействие студентов и преподавателей. Так, в числе первостепенных качеств преподаватели и студенты рассматривают «глубокое знание предмета», «владение методикой преподавания», «владение музыкальным инструментом», «музыкальную эрудицию». Хотя достаточно известно, что можно блестяще знать предмет, великолепно владеть музыкальным инструментом и быть посредственным преподавателем, или вообще не стремиться к преподавательской деятельности. Далее, в порядке уменьшения значимости выделяют такие важные педагогические качества как «любовь к ученикам», «межличностный контакт на основе доверительных дружеских отношений». В подтверждении к уже сказанному, мы особо отмечаем, что «равноправное сотрудничество педагога и учащегося» не входит в круг первостепенных качеств, как в группе студентов, так и в группе преподавателей. Отмечая низкую степень сформированности у преподавателей и учащихся ценностно-мотивационного компонента техники музыкально-педагогического общения, мы предполагаем, что изменение ситуации возможно при преодолении оппозиций «музыкальное – педагогическое», «предметное – личностное». Снятие выявленных противоречий должно осуществляться через формирование нового уровня ценностного отношения к профессиональной деятельности, где указанные оппозиции не противопоставляются друг другу, а действуют совместно. В теоретической части нашего исследования особо подчеркивалось, что в музыкальной педагогике слово всегда было одним из главных средств воздействия на ученика, и что речевые умения напрямую связанные с развитием интеллектуально-художественного и эмоционально-эстетического компонентов ТМПО, стимулируют совместное творчество педагога и ученика. Таким образом, мы переходим к рассмотрению уровня сформированности техники музыкально-педагогического общения у студентов и преподавателей по критерию «Степень развития речемыслительной деятельности». Наличие проблем в этой области профессионального общения было выявлено нами при анализе ответов студентов на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете в процессе учебной деятельности, выступая на семинарских занятиях, отвечая устно?». 34 % учащихся отметили у себя недостаточно развитые речевые умения; 25,6 % - неумение выстроить ответ логически; 13,7 % - узость музыкального кругозора; 11 % - ограниченность профессиональной лексики. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном арсенале средств и способов профессионального воздействия будущих педагогов-музыкантов, а, следовательно, о невысоком уровне развития показателей речемыслительной деятельности. Уровневый самоанализ сформированности эмоционально-речевых умений студентов показал, что подавляющее большинство - 74,3 % оценивает степень проявления данного показателя как среднюю; 14,6 % - как высокую, 8,8 % - как низкую. Сводные данные самооценки уровня сформированности умений техники общения учащихся и преподавателей представлены в таблице 3. Таблица 3 |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |